М. Горький «Случай с Евсейкой»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Цель: развитие читательских умений учащихся.

п\р:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;

  • проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;

  • расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.

Ход урока

I мотивация уч. деятельности

II. Речевая разминка

Учитель:

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

... - лучший спутник мой и друг.

(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)

  • Прочитайте медленно.

  • Затем с ускорением.

  • Сейчас скороговоркой.

  • Прочитаем выразительно

  • Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах

III.самоопределение к деятельности

Учитель:

Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?

Учащиеся:

Если много читать, то много будешь знать. Книга действи­тельно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны.

Учитель:

Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

Что же для этого нужно?

Учащиеся:

Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.

Учитель:

Как называется первый раздел второй части?

Учащиеся:

Раздел называется «Были-небылицы».

Учитель:

Как вы это понимаете?

Учащиеся:

Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.

Учитель:

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?

Учащиеся:

Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.

Чтение небылицы

Учитель:

Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.

Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).

Учитель рассказывает о писателе.

Максим Горький (1868-1936 гг.) (Щелчок мышью по портрету.) Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате­лем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.) ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя. (На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ) Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и от­дал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вме­сто хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сфор­мировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя. О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.

IV. Физкультминутка

Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.

А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.

Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом

I. Словарная работа.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.

Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретиться в рассказе.

(переход на него по управляющей кнопке)

ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;

АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;

КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин­струмент;

ГОЛОТУРИИ - (морские огурцы, морские кубышки), класс мор­ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;

АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи­ванию летательных аппаратов;

СЕПИИ - то же, что каракатицы;

СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот­ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

(Выключить проектор)

  1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

VI. Физкультминутка.

Беседа после чтения.

Учитель:

Понравился ли вам рассказ?

Учащиеся:

Да (Нет)

Анализ рассказа

Учитель:

Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

Учащиеся:

Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!

Выборочное чтение

Учитель:

Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

Дети читают 4 абзац.

Учитель:

Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.

Учащиеся:

Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.

Учитель:

Реальные или сказочные это животные?

Учащиеся:

Это реальные морские животные.

Учитель:

Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.

Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.

Продолжение работы над текстом.

Учитель:

Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Учащиеся:

Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

Учитель:

Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы - немые?»

Учащиеся:

Он сказал, что узнал об этом от папы.

Учитель:

Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?

Учащиеся:

Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только - побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

Учитель:

Чего он испугался?

Учащиеся:

Он испугался того, что его сейчас съедят.

Учитель:

Почему же он не заплакал, испугавшись?

Учащиеся:

Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.

Учитель:

Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.

Дети читают последний абзац на 8с.

Учитель:

Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

Учащиеся:

Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.

Учитель:

Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.

Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…»

Учитель:

Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

Учащиеся:

Евсейка добрый мальчик, фантазёр…

Учитель:

Прочитайте.

Как он может жить на свете

без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас -

весьма во многом.

Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте орфографически.

- Прочитайте орфоэпически.

- Чтение с ускорением.

- Прочитайте сердито.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте выразительно.

(Проектор выключить)

Учитель:

Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?

Учащиеся:

Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.

.Тест «Так ли говорится в тексте»

Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное

Учитель:

Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.

Карточка для учителя:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

-

2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!

+

3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.


-


4.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

+

5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

+

6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!

-

7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

-

8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

+

9.

- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

-

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

+

VII. рефлексия урока

Учитель:

Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Учащиеся:

Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.

А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…

Учитель:

Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?

Учащиеся:

Потому что этого на самом деле не могло случиться.

VIII. Рефлексия

Учитель:

Продолжите предложения:

- Я сегодня на уроке узнал…

- Я был удивлён, что …

- Я бы хотел узнать …

Домашнее задание

  1. Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.

  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.


Карточка для учащихся:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.


2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!


3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.


4.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»


5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!


6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!


7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…


8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…


9.

- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…


10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»



Карточка для учащихся:

1.

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.


2.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!


3.

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.


4.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»


5.

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!


6.

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!


7.

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…


8.

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…


9.

- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…


10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»



6


© 2010-2022