- Преподавателю
- Начальные классы
- М. Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Непочатова Н.В. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Цель: развитие читательских умений учащихся.
п\р:
-
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;
-
проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;
-
расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.
Ход урока
I мотивация уч. деятельности
II. Речевая разминка
Учитель:
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
... - лучший спутник мой и друг.
(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)
-
Прочитайте медленно.
-
Затем с ускорением.
-
Сейчас скороговоркой.
-
Прочитаем выразительно
-
Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах
III.самоопределение к деятельности
Учитель:
Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?
Учащиеся:
Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны.
Учитель:
Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.
Что же для этого нужно?
Учащиеся:
Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.
Учитель:
Как называется первый раздел второй части?
Учащиеся:
Раздел называется «Были-небылицы».
Учитель:
Как вы это понимаете?
Учащиеся:
Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.
Учитель:
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
Учащиеся:
Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.
Чтение небылицы
Учитель:
Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).
Учитель рассказывает о писателе.
Максим Горький (1868-1936 гг.) (Щелчок мышью по портрету.) Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.) ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя. (На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ) Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и отдал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вместо хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сформировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя. О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.
IV. Физкультминутка
Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.
А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.
Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами
V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом
I. Словарная работа.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.
Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретиться в рассказе.
(переход на него по управляющей кнопке)
ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
ГОЛОТУРИИ - (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
СЕПИИ - то же, что каракатицы;
СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
(Выключить проектор)
-
Чтение рассказа учителем и учащимися.
VI. Физкультминутка.
Беседа после чтения.
Учитель:
Понравился ли вам рассказ?
Учащиеся:
Да (Нет)
Анализ рассказа
Учитель:
Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
Учащиеся:
Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!
Выборочное чтение
Учитель:
Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
Дети читают 4 абзац.
Учитель:
Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
Учащиеся:
Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.
Учитель:
Реальные или сказочные это животные?
Учащиеся:
Это реальные морские животные.
Учитель:
Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.
Продолжение работы над текстом.
Учитель:
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
Учащиеся:
Он удивился тому, что рыбы разговаривали.
Учитель:
Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы - немые?»
Учащиеся:
Он сказал, что узнал об этом от папы.
Учитель:
Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?
Учащиеся:
Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только - побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»
Учитель:
Чего он испугался?
Учащиеся:
Он испугался того, что его сейчас съедят.
Учитель:
Почему же он не заплакал, испугавшись?
Учащиеся:
Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.
Учитель:
Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
Дети читают последний абзац на 8с.
Учитель:
Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
Учащиеся:
Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.
Учитель:
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.
Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…»
Учитель:
Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Учащиеся:
Евсейка добрый мальчик, фантазёр…
Учитель:
Прочитайте.
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас -
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте орфоэпически.
- Чтение с ускорением.
- Прочитайте сердито.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте выразительно.
(Проектор выключить)
Учитель:
Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?
Учащиеся:
Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.
.Тест «Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель:
Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
Карточка для учителя:
1.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
-
2.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
+
3.
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
-
4.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
+
5.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
+
6.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
-
7.
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
-
8.
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
+
9.
- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
-
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
+
VII. рефлексия урока
Учитель:
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Учащиеся:
Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.
А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…
Учитель:
Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Учащиеся:
Потому что этого на самом деле не могло случиться.
VIII. Рефлексия
Учитель:
Продолжите предложения:
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я был удивлён, что …
- Я бы хотел узнать …
Домашнее задание
-
Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.
-
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Карточка для учащихся:
1.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
2.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
3.
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
6.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
7.
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8.
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Карточка для учащихся:
1.
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
2.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
3.
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5.
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
6.
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
7.
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8.
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9.
- Ой, ой, ой! - сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
6