- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс Создание учебной ситуации на уроках русского языка
Мастер-класс Создание учебной ситуации на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федонова С.М. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Создание учебных ситуаций
на уроке русского языка
в начальной школе.
Выполнила: Федонова С.М.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
с.Китаевского
2014 год
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри - и ты поймёшь,
Сделай - и ты научишься.
Китайская пословица
Вступительное слово (слайд 2)
- Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
-Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
- Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?
( внедряются новые стандарты, новые требования..) 1.Введение - Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды и приемы. Каждый из нас ,идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу? Я хочу рассказать об учебных ситуациях, которые я использую на уроках русского языка в начальной школе.
II.Проведение мастер-класса
1шаг: Презентация педагогического опыта. В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Слайд 3 ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации. Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности. Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Слайд 4 Учение - это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Итак, мы на первом этапе: Послушай - и ты узнаешь.(слайд 5)
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о склонении имён существительных. Или будем учиться проверять безударные гласные » , но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
2 шаг: Представление системы учебных занятий.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка. (слайд 6) Ситуация выбор.
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
(до)ехал (до)б...рёзы, (по)бежал (по)д...ревне , (про)читал (про) город , (на)кричал (на)с...баку
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов. -Поговорим о другой ситуации. Ситуация неопределенность.(слайд 7) - Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал - пил, запевал - пел. - Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) -В чем заключается цель урока? (научиться проверять слова , одинаковые по звучанию).
-
А теперь обсудим ситуацию несоответствия. (слайд 8)
- Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Дарина - хвост, Лиза - хвастун, Миша- хвастаться. Рассуждая, ребята приходят к выводу, что способ проверки Дарины не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? Со 2 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не измененное слово, а родственное слово, поменялась форма слова. Поэтому такой способ проверки подходит.
- Ситуацию неожиданность.(слайд 9) применила при изучении падежей существительных. Дала текст:
- В синем небе звезды блещут,
- В синем море волны хлещут;
- Туча по небу идет,
- Бочка по морю плывет
3 шаг: Проведение имитационной игры. Переходим к следующему этапу: Посмотри - и ты поймёшь. Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе. 1. Самоопределение к деятельности. Учитель: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Дети :Речь идет о глаголе.
2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).
У.: Что вы знаете о глаголе? Д.: Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется по родам, имеет начальную форму,I и II спряжения. У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?
Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола._
3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания «несоответствие»).
У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (работа в парах)
Карточка Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
У.: Какие окончания вы вставили? Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты. Что вам нужно было сделать?
Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную
букву.
У.: Почему возникло затруднение?
Д.: Окончания безударные.
У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.
У.: Итак, какая тема нашего урока? (слайд 11)
Правописание безударных личных окончаний глаголов
У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации). У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями? У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 12) На экране:
I спр. II спр.
Собрать просить
Лаять благодарить
Проспать хвалить
Полоть клеить
У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
Д.: Формообразующий суффикс _ть.
У.: Чем эти слова различаются?
Д.: Глагольным суффиксом.
У.: Какой вывод мы можем сделать?
Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол
II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола? Алгоритм: (слайд 13)
1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола.
2. Если окончание
ударное, то:
-е, -ут (ют) - I спр.
-и, - ат -(ят) - II спр
2. Если окончание
безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму
(что делать ? что сделать? )
3. Выделить глагольный суффикс
4. Если -и,то II спр.
5. Если -а,-е, -о, - у, то I спр.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).
У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам
задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках:
-
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:
-
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
У.: Сравните свою работу с эталоном.( слайд 14 )
I спр.
II спр.
украшает
остановит
стареешь
кормит
молодеешь
портит
не засеешь
4 шаг: Моделирование. Наверное, самый сложный этап: Сделай - и ты научишься.Используя, ситуации поставьте учебную задачу.
1 группа получает текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч - с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
2 группа Слайд 15 Картинки : Солнце, сердце, лестница.
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам
Запись слов: Солнце, сердце, лестница.
- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.) - Проверим.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
- … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.)
- У кого другое мнение?
- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)
- Чем похожи записанные слова?
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать.
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные) - Где ?( В корне слова)
-Да. Тема нашего урока Непроизносимые согласные в корне слова.
И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)
5шаг: Рефлексия.
-Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.
Вы сегодня были …(самой активной)
У вас ситуация была …(интересная)
Закончите предложения:
После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…
Мне понравилось…
Приложение
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
___________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_________________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
_______________________________________________________________________
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
_________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
___________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
______________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
_____________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
__________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
__________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
_______________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
_________________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
Текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
________________________________________________________
Текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
15