Урок-путешествие во времени по Литературному кварталу города Екатеринбурга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие во времени по Литературному кварталу города Екатеринбурга.

Вилисова Юлия

Цель: пробудить интерес к произведениям уральских писателей.

Задачи:

  1. Образовательные

  • познакомить с уральскими писателями, которые родились или творили в Екатеринбурге;

  • познакомить с произведениями, не включенными в программу;

  • познакомить с Литературным кварталом Екатеринбурга.

  1. Воспитательные

  • формировать познавательный интерес к чтению;

  • формировать положительную мотивацию к учению;

  • воспитывать культуру речи, общения.

  1. Развивающие

  • развивать кругозор у учащихся;

Оборудование: 3 презентации про каждого писателя, компьютер, проектор, доска, интерактивная доска, аудиозаписи звука самолета, карта, видеофильм про Литературный квартал, карандаши, фломастеры, каменный цветок-раскраска, автографы, ребус, листы для писем в будущее.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие по старому городу, которому уже 292 года! А куда именно, вы сейчас узнаете. Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каком городе идет речь.

На белом свете городов немало,
Но лучше тот, где мы с тобой живем.
Недаром сердцем горного Урала
Мы наш Свердловск, родной Свердловск зовем!

Е. Е. Хоринская

Догадались какой город раньше назывался Свердловском?

Верно, это Екатеринбург.

И сейчас мы перенесемся на машине времени в одно из самых интересных и загадочных мест. Есть какие-нибудь идеи, что это за место?

Отгадайте ребус и у вас получится название этого места. Проверим, правы ли были ваши догадки.

Что же получилось?

Верно. Мы с вами отправимся в литературный квартал города Екатеринбурга.

Что нужно настоящим путешественникам? Нужна карта! Вывешивается карта

У нас она есть. Самая настоящая.

Закрываем глазки и отправляемся. Готовы?

Звук падающего самолета

О нет, наша машина времени сломана. Чтобы вернуться в 2015 год нужно посетить трех писателей или поэтов в литературном квартале, выполнить их задания, и получить их автографы, только тогда мы сможем вернуться назад. Справимся? Отлично.

Отправляемся в гости к писателям и поэтам нашего города. Каких писателей и поэтов Екатеринбурга вы знаете?

Давайте оглядимся, вдруг увидите знакомую фамилию.

Видео





Екатеринбург!

Плотинка, Площадь 1905 года.

Отгадывают, предлагают свои варианты.

Литературный квартал.

Еда, палатка, компас и т.д.

Да

Да

Бажов, Крапивин, Пушкин и т.д.

Итак, вот мы и познакомились с литературным кварталом.

Знакомые фамилии увидели? Презентация №1

А вот и первый писатель. Взгляните на портрет и скажите кто это. Верно

Мамин-Сибиряк.

Какие произведения его вы изучали? читали?

Алёнушкины сказки это сборник сказок.

Посмотрите что входит в этот сборник.

Но это не все произведения для детей. Наверняка вы слышали название Серая шейка. Это тоже произведение написанное Мамином-Сибиряком.

Ой, посмотрите зайцы прибежали. Кто-нибудь знает, они герои какой сказки?

Верно

Они предлагают нам задание за автограф. Нужно отгадать литературные загадки. Справимся?

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит... (сказка)

Рифмы подбираем,

Ищем вдохновение,

Дружно сочиняем

Мы... (стихотворение)

Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней. (Книга)

Перед сном их пела мама,

Одеялом укрывала,

Чтобы глазки закрывали,

Чтобы мы покрепче спали.

Отгадайте, как зовутся

Песни, что на сон поются? (Колыбельные)

Это поучение

В фольклоре нам встречается.

В этом изречении

Смысл заключается. (Пословица)

Мы справились и Мамин-Сибиряк передал нам свой автограф. Отправляемся дальше. Автограф на карту

А для начала отдохнем

Я иду и ты идешь - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь - раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Да

Дом П.П. Бажова, музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Сказочка про Козявочку, Аленушкины сказки, Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост. И т.д.

Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Дети отвечают хором-дружно.









Дети повторяют движения, а затем и слова за мной.

Присаживайтесь. Как вы думаете, кто это? Отгадайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали.

Верно это Бажов. Презентация №2

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ - это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Какие сказы вам известны? Может названия слышали.

Кто читал их?

С ними в будете знакомиться в следующих классах. А сейчас нас ждет очередное задание. У Бажова есть такой сказ «Каменный цветок». На слайде было это название. Ваша задача, раскрасить заготовку каменного цветка в разные цвета. Пофантазируйте. Потом сравним с цветком из сказа. Работаем в четверках.

Ну что посмотрим, что у вас получилось. По одному человеку от четверки выходите, прикрепляйте свои цветки. А теперь сравним. Получилось ли выполнить задание? Каменный цветок это волшебный цветок и каждый его представляет по-своему, поэтому можно сделать вывод….. что справились все. Получаем автограф и отправляемся за последним.

Старик Хоттабыч. П.П. Бажов.







«Огневушка - Поскакушка», «Голубая змейка», «Серебряное копытце» и др.

Раскрашивают заготовку в различные цвета.

Прикрепляют готовые работы.

К поэтессе нашего города Хоринской Елене Евгеньевне. Знаете ли вы её? Презентация №3

Елена Хоринская - лирик и детский поэт. Для детей - писала обо всем на свете об осеннем листопаде и весенних корабликах, о ленивой Инессе-принцессе…..
- Инесса, Инесса, мы делаем грядки,
Иди помогать, мы пришли за тобой.
- Ещё не хватало! И что за порядки,
Я руки испачкаю грязной землёй!
К тому же за это не ставят отметки,
И вовсе не нужен мне ваш огород!
Инесса лежит целый день на кушетке,
Орехи грызёт да ириски жуёт…

и сердитом Власе.

"Вот идет сердитый Влас.

Он сердит на весь свой класс,

Потому что нынче Влас

Получил три двойки враз...

Он и сам не знает, бедный,

Как же быть ему теперь:

Физик - вредный,

Химик - вредный,

Историчка - просто зверь..."

Под стихи Елены Хоринской в Свердловске-Екатеринбурге выросли все поколения нынешних читателей (первая ее книга для детей "Спичка-невеличка" вышла в 1944 году!). И во многом благодаря этой "тихой" поэтессе столица Среднего Урала остается одним из самых читающих городов России. Елена Евгеньевна долгожительница. Она дожила до 101 года. А накануне своего столетия выпустила 3 сборника стихов. Советую вам прочитать стихи, которые на слайде. Они замечательные. А теперь нас ждет задание от Елены Евгеньевны. Почувствуйте себя поэтами. Объединившись в пары. Нужно придумать стихотворение, используя данные слова. 3 минуты на работу. Проверяем что получилось.

Ура мы заработали автограф.

Итак, у нас есть 3 автографа можно собираться домой. Загружаемся в машину времени и……полетели….

Звук самолета

Ребята, вот мы и дома. Как впечатления от путешествия по литературному кварталу? Что вы узнали нового и интересного? Думаю, стоит выбраться туда на выходных. В музей игрушки, например.

Мы побывали в прошлом, вернулись в настоящее. А давайте мы попробуем себя в роли писателей и напишем сами себе письмо в будущее. Напишем свои заветные желания и пожелаем себе что-нибудь хорошее. Положим все в коробочку, запечатаем, и в 11 классе вы её откроете вместе с Татьяной Геннадьевной. Спасибо, урок окончен.

Нет.



Дети с интересом слушают стихи.









Проверяем, что получилось. Зачитываем стихи.



Понравилось, не понравилось. Мы познакомились с новой поэтессой. С её произведениями.

Дети пишут письма себе в будущее.



© 2010-2022