- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-путешествие во времени по Литературному кварталу города Екатеринбурга
Урок-путешествие во времени по Литературному кварталу города Екатеринбурга
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вилисова Ю.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-путешествие во времени по Литературному кварталу города Екатеринбурга.
Вилисова Юлия
Цель: пробудить интерес к произведениям уральских писателей.
Задачи:
-
Образовательные
-
познакомить с уральскими писателями, которые родились или творили в Екатеринбурге;
-
познакомить с произведениями, не включенными в программу;
-
познакомить с Литературным кварталом Екатеринбурга.
-
Воспитательные
-
формировать познавательный интерес к чтению;
-
формировать положительную мотивацию к учению;
-
воспитывать культуру речи, общения.
-
Развивающие
-
развивать кругозор у учащихся;
Оборудование: 3 презентации про каждого писателя, компьютер, проектор, доска, интерактивная доска, аудиозаписи звука самолета, карта, видеофильм про Литературный квартал, карандаши, фломастеры, каменный цветок-раскраска, автографы, ребус, листы для писем в будущее.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие по старому городу, которому уже 292 года! А куда именно, вы сейчас узнаете. Я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каком городе идет речь.
На белом свете городов немало,
Но лучше тот, где мы с тобой живем.
Недаром сердцем горного Урала
Мы наш Свердловск, родной Свердловск зовем!
Е. Е. Хоринская
Догадались какой город раньше назывался Свердловском?
Верно, это Екатеринбург.
И сейчас мы перенесемся на машине времени в одно из самых интересных и загадочных мест. Есть какие-нибудь идеи, что это за место?
Отгадайте ребус и у вас получится название этого места. Проверим, правы ли были ваши догадки.
Что же получилось?
Верно. Мы с вами отправимся в литературный квартал города Екатеринбурга.
Что нужно настоящим путешественникам? Нужна карта! Вывешивается карта
У нас она есть. Самая настоящая.
Закрываем глазки и отправляемся. Готовы?
Звук падающего самолета
О нет, наша машина времени сломана. Чтобы вернуться в 2015 год нужно посетить трех писателей или поэтов в литературном квартале, выполнить их задания, и получить их автографы, только тогда мы сможем вернуться назад. Справимся? Отлично.
Отправляемся в гости к писателям и поэтам нашего города. Каких писателей и поэтов Екатеринбурга вы знаете?
Давайте оглядимся, вдруг увидите знакомую фамилию.
Видео
Екатеринбург!
Плотинка, Площадь 1905 года.
Отгадывают, предлагают свои варианты.
Литературный квартал.
Еда, палатка, компас и т.д.
Да
Да
Бажов, Крапивин, Пушкин и т.д.
Итак, вот мы и познакомились с литературным кварталом.
Знакомые фамилии увидели? Презентация №1
А вот и первый писатель. Взгляните на портрет и скажите кто это. Верно
Мамин-Сибиряк.
Какие произведения его вы изучали? читали?
Алёнушкины сказки это сборник сказок.
Посмотрите что входит в этот сборник.
Но это не все произведения для детей. Наверняка вы слышали название Серая шейка. Это тоже произведение написанное Мамином-Сибиряком.
Ой, посмотрите зайцы прибежали. Кто-нибудь знает, они герои какой сказки?
Верно
Они предлагают нам задание за автограф. Нужно отгадать литературные загадки. Справимся?
С Колобком и Бармалеем,
С Золушкой и Златовлаской,
С Белоснежкой и Кощеем
Всех нас познакомит... (сказка)
Рифмы подбираем,
Ищем вдохновение,
Дружно сочиняем
Мы... (стихотворение)
Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней. (Книга)
Перед сном их пела мама,
Одеялом укрывала,
Чтобы глазки закрывали,
Чтобы мы покрепче спали.
Отгадайте, как зовутся
Песни, что на сон поются? (Колыбельные)
Это поучение
В фольклоре нам встречается.
В этом изречении
Смысл заключается. (Пословица)
Мы справились и Мамин-Сибиряк передал нам свой автограф. Отправляемся дальше. Автограф на карту
А для начала отдохнем
Я иду и ты идешь - раз, два, три.
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три.
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три.
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три.
(Шагаем на месте.)
Да
Дом П.П. Бажова, музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Сказочка про Козявочку, Аленушкины сказки, Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост. И т.д.
Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
Дети отвечают хором-дружно.
Дети повторяют движения, а затем и слова за мной.
Присаживайтесь. Как вы думаете, кто это? Отгадайте.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали.
Верно это Бажов. Презентация №2
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ - это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
Какие сказы вам известны? Может названия слышали.
Кто читал их?
С ними в будете знакомиться в следующих классах. А сейчас нас ждет очередное задание. У Бажова есть такой сказ «Каменный цветок». На слайде было это название. Ваша задача, раскрасить заготовку каменного цветка в разные цвета. Пофантазируйте. Потом сравним с цветком из сказа. Работаем в четверках.
Ну что посмотрим, что у вас получилось. По одному человеку от четверки выходите, прикрепляйте свои цветки. А теперь сравним. Получилось ли выполнить задание? Каменный цветок это волшебный цветок и каждый его представляет по-своему, поэтому можно сделать вывод….. что справились все. Получаем автограф и отправляемся за последним.
Старик Хоттабыч. П.П. Бажов.
«Огневушка - Поскакушка», «Голубая змейка», «Серебряное копытце» и др.
Раскрашивают заготовку в различные цвета.
Прикрепляют готовые работы.
К поэтессе нашего города Хоринской Елене Евгеньевне. Знаете ли вы её? Презентация №3
Елена Хоринская - лирик и детский поэт. Для детей - писала обо всем на свете об осеннем листопаде и весенних корабликах, о ленивой Инессе-принцессе…..
- Инесса, Инесса, мы делаем грядки,
Иди помогать, мы пришли за тобой.
- Ещё не хватало! И что за порядки,
Я руки испачкаю грязной землёй!
К тому же за это не ставят отметки,
И вовсе не нужен мне ваш огород!
Инесса лежит целый день на кушетке,
Орехи грызёт да ириски жуёт…
и сердитом Власе.
"Вот идет сердитый Влас.
Он сердит на весь свой класс,
Потому что нынче Влас
Получил три двойки враз...
Он и сам не знает, бедный,
Как же быть ему теперь:
Физик - вредный,
Химик - вредный,
Историчка - просто зверь..."
Под стихи Елены Хоринской в Свердловске-Екатеринбурге выросли все поколения нынешних читателей (первая ее книга для детей "Спичка-невеличка" вышла в 1944 году!). И во многом благодаря этой "тихой" поэтессе столица Среднего Урала остается одним из самых читающих городов России. Елена Евгеньевна долгожительница. Она дожила до 101 года. А накануне своего столетия выпустила 3 сборника стихов. Советую вам прочитать стихи, которые на слайде. Они замечательные. А теперь нас ждет задание от Елены Евгеньевны. Почувствуйте себя поэтами. Объединившись в пары. Нужно придумать стихотворение, используя данные слова. 3 минуты на работу. Проверяем что получилось.
Ура мы заработали автограф.
Итак, у нас есть 3 автографа можно собираться домой. Загружаемся в машину времени и……полетели….
Звук самолета
Ребята, вот мы и дома. Как впечатления от путешествия по литературному кварталу? Что вы узнали нового и интересного? Думаю, стоит выбраться туда на выходных. В музей игрушки, например.
Мы побывали в прошлом, вернулись в настоящее. А давайте мы попробуем себя в роли писателей и напишем сами себе письмо в будущее. Напишем свои заветные желания и пожелаем себе что-нибудь хорошее. Положим все в коробочку, запечатаем, и в 11 классе вы её откроете вместе с Татьяной Геннадьевной. Спасибо, урок окончен.
Нет.
Дети с интересом слушают стихи.
Проверяем, что получилось. Зачитываем стихи.
Понравилось, не понравилось. Мы познакомились с новой поэтессой. С её произведениями.
Дети пишут письма себе в будущее.