Семейные заботы и традиции

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Семейные заботы и традиции

Основные задачи урока: формирование представления о семейных

отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи; воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии; продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её; формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные

Ход урока

1.Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой на работу)

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

Урок окружающего мира начнём! - Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. 2.Актуализация знаний А) - Сегодня он необычен. Во - первых- на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых- тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в-третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы. - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье) - Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает.

Б) Упражнение «Ассоциация» - Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ответы детей)

- Семья - это маленькое солнце, которое согревает нас своим теплом.

Продолжите предложение: Семья - …….(Дом, родители, крепость…)

- Ребята провели исследования. Как произошло слово «Семья», послушайте рассказы детей.

В) Презентация:

СЕМЬЯ - сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.

Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я . Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.

«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.

А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.

-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

-Послушай! - сказал старик.

- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

- Я.

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

- Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - тихо молвила Ева,

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?

(Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- Какие бывают семьи?

- Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

- Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Имена детям выбирают родители.

- Ребята, дома вы также должны провести исследование о своей семье. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца) Г) Решение задач. У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.) Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.) 2. Назовите пропущенные слова. * сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.) * прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. (Это женская линия.) Назовите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.) Д) Игра «Народная мудрость» . - О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о семье вы принесли. - Объясните, их значение.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Зачем и клад, коли в семье лад

Вся семья вместе, так и душа на месте

В родной семье и каша гуще.

Один за всех и все за одного.

Семья - убежище души.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. Динамическая пауза «Разминочка»

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью
4.Постановка целей и задач урока

-У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.

-Кто же это?

( Мама, папа, бабушка, дедушка)

-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?,

О чём мы ещё будем говорить на уроке, определим тему нашего урока.

Работа с учебником на стр.80

-Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?

- Мама, папа?

5. Первичное усвоение новых знаний

Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.

- Какую семью можно назвать дружной?

- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?

- Какие обязанности есть у вас по дому?

- Какие заботы есть в каждой семье? ( о младших, о растениях, животных, пожилых людях)

- Послушайте рассказ Л. Н. Толстого:

...Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем - другие съедят, мне спасибо скажут».

- Какие дела можно назвать личными, какие - семейными?

- Какую семью можно назвать дружной?

- В какой семье царит лад?

- Всегда ли вы следуете советам, которые даны в рамке? (с. 81)

- Есть ли в семье мужские и женские дела?

Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» стр.82

- Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо

исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал,а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)

6. Первичная проверка пониманий

- Разберите смысл пословиц, которые

даны в рабочей тетради (задание 20, с. 27).

- Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т к работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называлидомостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница.

Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.

Послушайте отрывок из сочинения Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

- Что такое традиции? Работа по учебнику стр.111

Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

Инсценирование стихотворения

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все - непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами!

- Какую семейную традицию показали нам девочки?

- А какие традиции есть в ваших семьях? (рассказы детей).

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

Текст для чтения

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу

-У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года

- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи?

Любите ли вы их рассматривать?

Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом

- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома продолжим работу по проекту «Моя семья». Рассказ об одном из твоих родственников или о какой-нибудь семейной реликвии

8. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, о чём мы продолжили разговор?

- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

- Что было для вас интересно на уроке?

- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди. Я хочу подарить вам памятки.

Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".

Памятка для детей.

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесёт им радость.

  3. Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.

  4. Говорите приятные , ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.

  5. А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.

И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.



© 2010-2022