Мое педагогическое творчество

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мое педагогическое творчество.

« Любите детство, природа желает, чтобы дети были детьми, прежде, чем они станут взрослыми ».

Жан - Жак Руссо. Формирование интереса к учению - это важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы сформировать у учащихся умение самостоятельно пополняв свои знания, необходимо воспитать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Работая в школе, хорошо усвоила, что ребят надо не только учить писать, читать считать, но и формировать у них такие качества личности, как самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, осознание себя в коллективе. Но как это реализовать? Почему не сделать так, чтобы дети, которых я обучаю, стали примером для своих сверстников. В моей практике был класс коррекционно - развивающего обучения, где детям нелегко давалась учеба, им трудно было сравняться с успевающими детьми. Да и дисциплина у них «хромала». Чтобы вызвать и удержать интерес детей к учебе, практически постоянно приходилось прибегать к таким приемам как: урок - игра, урок - путешествие, урок - сказка, урок - научный совет и пр. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее одно-образием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Я стала продумывать основы программы - максимума. Чтооы поддержать интерес детей к чтению и разнообразить уроки часто после знакомства и разбора произведения прошу детей сделать свой «диафильм» по этому произведению и подобрать текст к рисунку (озвучить кадр). На следующем уроке все вместе определяем последовательность «кадров», размещаем их по порядку и дети озвучива-ют диафильм. Или же задание может быть таким - найти в тексте фрагмент к этим кадрам. Чтобы дети могли легко ориентироваться в тексте, провожу такие упражнения: найди предаожение (абзац) по началу: концу предложения (абзаца). Дети любят играть и быть артистами, поэтому очень часто применяю прием чтения по ролям. Но предварительно выясняем, как дети представляют себе то место, где развиваются события произведения, его героев. А в качестве домашнего задания предлагаю детям объединиться в группы и проинсценировать. Все эти методы и приемы позволяют развивать интерес к литературе. А значит дети будут счастливыми, т.к. «тот, кому не доступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда», писал В.А.Сухомлинский. Игровые задания можно применять на любых уроках, в любом классе. На уроках математики я использую такие игры: «Определи курс самолета», «Забей гол», «Молчанка», «Поднимись по лесенке"» По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам: 1 .Игры, требующие от детей исполнительной деятельности (работа по образцу); 2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность (игры на формирование вычислительных навыков). Например: «Я задумала число» и т.д. З.Игры, где дети являются контролерами. 4.Игры с элементами поисковой деятельности, где целью игры является формирование учащимися по рисунку, схеме, опорным словам математического правила. Уже в процессе работы над последней часть первой книги заинтересовываю детей новой книгой. Читаю из нее интересные короткие рассказы, загадки, шутки. И любому желающему разрешаю прочитать небольшое стихотворение или рассказ. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать - это значит быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тог ученик читает, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира» На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати) и развитие речедвигательнго аппарата и его возможности. Поэтому уроки чтения начинаю с артикуляционной гимнастики: си, си, си - села кошка на такси. Ло, ло, ло - на улице тепло и т.д. Часто обращаюсь к всевозможным скороговоркам. Чтобы увеличить скорость чтения необходимы внимание и зрительная память. Для развития этих способностей в первом классе даю следующие задания: Найди лишнюю букву, лишний слог, лишнее слово и т.д. Игра «Держись середины» позволяет расширять поле
зрения м а М о м у м и м е м ы Такое же упражнение провожу и в других классах. Только уже вместо букв записаны слова. С первого класса организую детей для творческих работ таких как: составление предложений по схемам, а затем записывать
его:списывание. Но списывание должно быть сознательным. Дети должны понимать содержание, уметь пересказать его, но задание может быть усложнением. что надо, например, распространить предложения. Выборочное творческое списывание: Творческий диктант: Творческие изложения и сочинения. Это самый трудный вил работы, требующий внимания, умение рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуя каждое слово по слогам), и на логику изложения. Я предлагаю детям такую памятку при проведении творческих работ: 1 .Составь предложение (позднее рассказ). 2.Вспомни три правила о предложении. 3.Запиши предложение, диктуя себе по слогам. Где нужно подбери проверочное слово. 4.Проверь, все ли мысли ты записал. Интересным видом творческих работ является работа с пословицами и поговорками. Ведь это народная мудрость в которой заключен глубокий смысл. Это возможность развития речи ребенка. Прочитав пословиц}', дети должны выяснить ее смысл, подобрать синонимы, проиллюстрировать жизненными ситуациями или примерами из прочитанного. Пословицы открывают широкий простор развитию мысли. Так. например, при работе над пословицей: «При солнышке тепло, а при матери добро» - дети пишут сочинение - миниатюру, заканчивают его этими словами. Особое внимание уделяю на уроках русского языка и чтения ударению, т.к., если ребенок не чувствует ударения - он не обнаружит безударную гласную и не увидит опас-
ности, а, значит, и не задумается . Уже в 1 - ом классе расставляем в словах ударение как на уроках чтения, так и на уроках письма. А во втором классе специально прочитала сказку об ударении, где дети смогли сами убедиться, как важно правильно ставить ударение. Иначе исказится смысл слова или предложения. Приведу пример. Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Главная задача учителя - научить ребенка видеть опасные места - орфограммы. В основе грамотного письма лежит аналитико - синтетическая работа над словом и слогом, развитию фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задача уро-ков обучения грамоте и письма в 1- ом классе, когда дети, используя схемы, учатся различать гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, звонкие и глухие. В следующих классах работу продолжаю, увеличивая задания в объеме и сокращая во времени, т.к. у детей выработаны определенные умения и навыки. Высокий уровень трудности реализуется в учебных заданиях, упражнениях, вопросах, которые содержатся в учебнике А.В.Поляковой, к которому я обратилась, изучая методику Л.В.Занкова. Здесь каждое задание - это своего рода мыслительная задача. В этих целях широкое применение находит прием сравнения, сопоставления как на репро-дуктивном, так и на творческом уровне. В учебнике даны два типа задач для самостоятельной работы, в зависимости от характера, обуславливаемой ими познавательной деятельности. 1 .Самостоятельная работа репродуктивного характера (тренировочные упражнения). 2.Самостоятельная работа поискового характера. В жизни каждого культурного человека важное место занимает чтение. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Процессом чтения все дети овладевают по - разному и в разное время. Еще выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов отметил, что главным определителем умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать. В период обучения грамоте ребенок, едва ставший школьником, учеником, не только приступает к новому для себя делу - систематической и обязательной учебе, но учится ему - учится учиться. До школы дети в основном являются слушателями произведений, заучивают стихи на слух, не затрачивая на их чтение своего труда. Поэтому, принимая детей в первый класс, выясняю, что уже умеет ребенок к этому времени. Стараюсь распознать его характер, темперамент, ритм, в котором он живет, его эмоциональное состояние. Любые способы, наверно, хороши в обучении чтению, но главное, чтобы работа над механизмом чтения шла плавно, без рывков и уроки овладения грамотой не вызывали у детей скуки, однообразия. Процесс обучения чтению организую так, чтобы дети на уроке были увлечены, заинтересованы новыми открытиями в родном языке, чтобы работа вызывала удовлетворение, удивление новым знаниям. Для этого включаю в уроки различные игры и игровые задания, такие как: «В гости к букве» (к согласному «приходит» гласный и дети поют образовавшийся слог) «Путешествие кораблика» ( на парусе кораблика записана буква, обозначающая согласный звук. Когда кораблик подплывает к бухте, где живет буква, обозначающая гласный звук дети поют образовавшийся слог.

© 2010-2022