- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы по Планете Знаний 3 класс
Рабочие программы по Планете Знаний 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гайнулова Ч.Х. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
___________ ФИО
Протокол № ___
от «___» _________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе МОБУ СОШ №12
_______ И.Ш. Салмиянова
Пр. МС № ____ от «___» _________ 201__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ №12
___________ З. Ф. Гумерова
«___» _________ 20___г.
Приказ №______ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________________________________
для класса
Учитель __________________________
Нефтекамск 2015г.
ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: - формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; - формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; - развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; - формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; - формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; - развитие воображения, творческих способностей; - формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; - обогащение представлений об окружающем мире.
Рабочая программа разработана на основе:
-
Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Приказ Министерства образования РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
-
N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2012 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО
-
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ№12 (2014г)
-
Авторская программа общеобразовательного предмета «Литературное чтение» 1-4 кл. под редакцией Э.Э. Кац - М.:АСТ: Астрель, 2011год
-
Учебный план МОБУ СОШ № 12 на 2015-2016 учебный год.
Сведения о программе
Программа составлена на основе авторской программы общеобразовательного предмета «Литературное чтение» 1-4 кл. под редакцией Э.Э. Кац - М.:АСТ: Астрель, 2011год
В авторскую программу внесены изменения
1. По общему количеству часов, отводимых на изучение программы
2. В порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени на изучение сложных тем курса
3. Уроки развития речи с использованием краеведческого материала: составление связного текста описания из деформированных предложении
4. Темы уроков дополнены фрагментами , содержащий краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.
Место предмета в базисном учебном плане
Количество часов в год -140ч
Количество часов в 1 семестр - 68ч
Количество часов во 2 семестр - 40ч
Количество часов в 3 семестр - 32ч
Содержание и построение курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Формы организации образовательного процесса Общеклассные формы организации занятий: традиционные и нетрадиционные уроки. Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие работы. Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий. Методы обучения: Словесные: рассказ, беседа. Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные Практические: практические работы, самостоятельные письменные упражнения.
Технология обучения
На уроках литературного чтения ведущей является технология нормирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста приёмы: (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или
совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источ-никами.
Виды и форма контроля. Устный опрос. Работа в парах по проверке цитатных планов, пересказ по плану. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Чтение отрывка наизусть. Анализ текста. Составление рассказов о персонажах по плану. Выборочное чтение. Прослушивание пересказов. Смотр-конкурс. Сопоставление рисунков с содержанием текста. Проверка результатов работы с текстом. Проверка творческих заданий. Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения запланированы следующие задания разных видов: -комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки) -литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности); -тесты по изученному произведению, теме, разделу; -тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного; -диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской сформированности; -тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения молча.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральным государственным образовательным стандартом, образовательной программой образовательного учреждения. К концу 3 класса учащиеся должны уметь: • правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения; • определять тему и главную мысль произведения; • ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); • составлять план произведения, рассказы о героях; • сопоставлять разных героев; • определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его; • выявлять отношение автора к персонажам; • делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. • создавать словесные иллюстрации к художественному тексту; • вести рассказ от лица героя; • читать текст по ролям, участвовать в инсценировках. различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; • различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); • находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения; • выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.
К концу 3 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины; • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; могут быть сформированы: • познавательная мотивация учения; • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; • выполнять учебные действия в устной и письменной форме; • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы; • планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные Учащиеся научатся: • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; • устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания; • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся: • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; • владеть диалогической формой речи; • корректно строить речь при решении коммуникативных задач; • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы. Учащиеся получат возможность научиться: • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Учебно- тематический план
№
Название раздела
Всего
Уроки
Проверка техники чтения
Проверочная работа
Внеклассное чтение
Контр
Раб./
наизусть
1
«Уж небо осенью дышало…»
18ч
15ч
1ч
1ч
1ч
2
Народные сказки
14ч
11ч
1ч
1ч
1ч
3
Поэтические страницы
6ч
6ч
2
4
О мужестве и любви
12ч
9ч
1ч
1ч
1ч
5
«Зимы ждала, ждала природа…»
9ч
7ч
1ч
1ч
5
6
Авторские сказки
13ч
9ч
1ч
1ч
2ч
1
7
Басни
9ч
8ч
1ч
1
8
Братья наши меньшие
16ч
13ч
1ч
1ч
1ч
9
О совести и долге
14ч
11ч
1ч
1ч
1ч
10
Весна пришла
9ч
7ч
1ч
1ч
2
11
И в шутку, и всерьёз
20ч
17ч
1ч
1ч
1ч
ИТОГО
140ч
113ч
7ч
10ч
10ч
11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (140 ч)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (18 ч) К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» Народные сказки (14 ч) Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». Поэтические страницы (6 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». О мужестве и любви (12 ч) В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (9 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». Авторские сказки (13 ч) А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». Басни (9 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (16 ч) А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (14 ч) Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». Весна пришла (9 ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». И в шутку, и всерьёз (20 ч) Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература для уч-ся :
-
Кац Э.Э. Литературное чтение. 3 класс. В 3-х ч. - М.: АСТ :Астрель, 2011.-(1)-128с.,(2)-128с., (3)-112с.
-
Кац Э.Э., Миронова Н.А. «Проверочные и диагностические работы к учебнику «Литературное чтение»». 3 класс. - М.: АСТ : Астрель, 2015.-95с.
-
Кац Э.Э. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.- М.: АСТ : Астрель, 2006.-128с.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2008.
2. Журнал «До и после» (статьи из рубрики «Учительская кухня»). - 2000-2006.
3. Карпенко, М. Т. Сборник загадок. - М., 2008.
4. Максанов. А. И., Туманова, Г. А. Учите играя. - М.: 2008.
5. Михайлова, М. А. Детские праздники. - Ярославль, 2007.
8. Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания. -М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы:
- Единый информационный образовательный портал: portal.kuz-edu.ru
- Официальный сайт Образовательной системы: «Планета Знаний»: planetaznaniy.astrel.ru
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор,
ноутбук,
интерактивная доска
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела.
Тема урока.
Количество часов
Срок проведения
Основные виды деятельности обучающихся, УУД
примечание
план
факт
«Уж небо осенью дышало…»
1,2,3,4
К. Г. Паустовский
«Барсучий нос»
4
Выразительно читать, передавать нужную интона-цию. Пересказы-вать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятель-но составленному плану. Подбирать синонимы к пред-ложенным словам и словосочетани-ям. Определять и оценивать пози-ции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. На-ходить сравнения в тексте про-изведения. Раз-личать сказку и рассказ. Подби-рать художес-твенные произве-дения и реп-родукции картин на заданную тему
6,7
И. А. Бунин
«Листопад»
2
8
М. М. Пришвин
«Хрустальный день»
1
9
М. М. Пришвин
«Капитан-паук»
1
10
М. М. Пришвин
«Недосмотренные грибы»
1
11
Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки»
1
12,13,14
К. Г. Паустовский
«Подарок»
3
15
Внеклассное чтение
Осень в произведениях русских писателей.
1
16
Работа с научно-популярными текстами
1
17
Картинная галерея
И. И. Левитан
«Лесное озеро»
1
18
Проверочная работа по теме «Уж небо осенью дышало»
1
«Народные сказки»
19,20,21
«Семь Симеонов» (русская народная сказка)
3
Выразительно чи-тать. Читать по ролям. Пересказы-вать фрагменты произведения близко к тексту. Определять глав-ную мысль произ-ведения. Сопос-тавлять героев, идеи разных про-изведений. Про-должать сюжет произведения. Со-ставлять план рассказа. Нахо-дить нужные книги в библиоте-ке. Ориентиро-ваться в сборни-ках произведений. Сравнивать ил-люстрации к сказкам в разных сборниках. Ува-жать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции кар-тин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной де-ятельности по теме «Народные сказки», сотруд-ничать со сверст-никами и взрослыми, рас-пределять роли
22,23,24
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)
3
25
Внеклассное чтение
Русские народные сказки
1
26
Картинная галерея
В. М. Васнецов
«Иван-царевич на сером волке»
1
27
«Жаба-королева» (литовская народная сказка)
1
28
«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)
1
29,30
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
2
31
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
1
32
Проверочная работа по теме «Народные сказки»
1
«Поэтические страницы»
33
А. С. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)
1
Выразительно чи-тать лирическое произведение. Привлекать чита-тельский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторс-кую позицию.От-вечать на вопросы по тексту, аргу-ментировать свою позицию. Подби-рать эпитеты, синонимы и ан-тонимы к словам. Формировать пре-дставления о нравственных ка-тегориях (добре и зле)
34
Ю. Мориц
«Песенка про сказку»
1
35
«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)
1
36
Г. Сапгир
«Сны»
1
37
К. Бальмонт «У чудищ»
1
38
С. Островой «Сказки»
1
«О мужестве и любви»
39
В. Белов
«Верный и Малька»,
1
Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагмен-ты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отно-шение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Соз- давать устные и письменные рас-сказы на заданную тему.Формировать представления о нравственных ка-тегориях. Бережно относиться к жи-вотным. Находить нужные источни-ки информации. Сопоставлять ли-тературные про-изведения с про-изведениями дру-гих родов искус-ств (кино, театр)
40
В. Белов
«Малька провинилась»,
1
41
В. Белов
«Еще про Мальку»
1
42
И. С. Тургенев
«Воробей»
1
43,44,45
Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка»
3
46,47
Л. Н. Толстой
«Прыжок»
2
48
Внеклассное чтение
Сказки Е. Шварца, В. Каверина.
1
49
Работа с научно-популярными текстами
1
50
Проверочная работа по теме «О мужестве и любви»
1
«Зимы ждала, ждала природа…»
51
С. Есенин
«Разгулялась вьюга...»
1
Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяс-нять значение слова в контексте произведения. Подбирать сино-нимы, антонимы. Подбирать эпите-ты. Находить олицетворения в тексте.Привлекать собственный жи-зненный опыт. Воспроизводить впечатление, по-лученное при чтении произве-дения, объяснять его.Анализировать собственные пере-живания и нахо-дить их причины. Извлекать инфор-мацию из произ-ведения изобра-зительного искус-ства. Находить в библиотеке книги заданной темати-ки
52
А. С. Пушкин
«В тот год осенняя погода...» (отрывок
1
53
А. С. Пушкин
«Зимнее утро»
1
54
А. С. Пушкин
«Зимняя дорога» (отрывок)
1
55
Ф. И. Тютчев
«Чародейкою Зимою...»
1
56
Картинная галерея
Н Крылов
«Зима»
1
57
Внеклассное чтение
Зима в произведениях
разных жанров.
1
58
Работа с научно-популярными текстами
1
59
Проверочная работа по теме «Зимы ждала, ждала природа…»
1
«Авторские сказки»
60,61,62,63
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
4
Придумывать во-просы к произве-дению.Характери-зовать внутреннее состояние героев. Определять отно-шение автора к персонажам. При-влекать жизнен-ный опыт в процессе осмысле-ния художествен-ного произведе-ния. Пользоваться словарем сино-нимов и справоч-ником в конце учебника. Нахо-дить нужную книгу в библи-отеке. Рассказы-вать о прочитан-ной книге.
64,65,66
Х.-К. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»
3
67
Л. Н. Толстой
«Царь и рубашка»
1
68
Х. К. Андерсен «Штопальная игла»
1
69
С. Седов «Король красуется».
1
70,71
Внеклассное чтение
Х.-К. Андерсен
«Сказки»
2
72
Проверочная работа по теме «Авторские сказки»
1
«Басни»
73
О. Мандельштам
«Муха»
1
Выразительно чи-тать басню. Опре-делять авторское отношение к персонажам и способы его вы-ражения. Сопо-ставлять персона-жей. Определять главную мысль произведения. Различать басню и стихотворение. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
74
Эзоп «Мухи»
1
75
Эзоп «Кошка и мыши»
1
76
Л. Н. Толстой
«Отец и сыновья», «Лгун»
1
77
И. А. Крылов
«Лебедь, Щука и Рак»
1
78
И. А. Крылов
«Слон и Моська»
1
79
И. А. Крылов
«Две Бочки»
1
80
Проверочная работа по теме «Басни»
1
81
Пословицы
1
«Братья наши меньшие»
82,83,84,85
А. П. Чехов
«Белолобый»
4
Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Опреде-лять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять при-емы, использован-ные писателем для создания персона-жа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. Внима-тельно и бережно относиться к живой природе
86,87,88
М. М. Пришвин
«Лимон»
3
89,90
Л. Н. Толстой
«Лев и собачка»
2
91,92
К. Г. Паустовский
«Кот Ворюга»
2
93
Внеклассное чтение
Книги о животных
1
94
Картинная галерея
Б. Мурильо
«Мальчик с собакой».
1
95
А. Куприн «Завирайка».
1
96
Работа с научно-популярными текстами
1
97
Проверочная работа по теме «Братья наши меньшие»
1
«О совести и долге»
98,99,100
101
Ю. Яковлев
«Полосатая палка»
4
Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять глав-ную мысль. За-учивать наизусть фрагменты проза-ического текста. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
102
103
104
А. Платонов
«Разноцветная бабочка»
3
105
А. Кешоков
«Мне больно, мальчики»
1
106
107
108
К. Г. Паустовский
«Теплый хлеб»
3
109
Внеклассное чтение
Сказки К. Г. Паустовского
1
110
Работа с научно-популярными текстами
1
111
Проверочная работа по теме «О совести и долге»
1
«Весна пришла»
112
113
«Жаворонушки…»,
«Березонька»
(народные песни)
2
Выразительно чи-тать лирическое произведение.Уча-ствовать в инсце-нировании.Привле-кать жизненный опыт при чтении и анализе произве-дения. Анализи-ровать собствен-ные переживания, вызванные разны-ми родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках
114
А. А. Фет
«Весенний дождь»
1
115
М. М. Пришвин
«Лесная капель»
1
116
К. Д. Бальмонт
«Золотая рыбка»
1
117
А. А. Фет
«Рыбка»
1
118
Внеклассное чтение
Народные песни.
1
119
Проверочная работа по теме «Весна пришла»
1
120
Работа с научно-популярными текстами
1
«И в шутку, и всерьёз»
121
Шутки-прибаутки
1
Определять глав-ную мысль про-изведения. Пере-сказывать сжато от лица персо-нажа. Составлять план по теме. Работать со словарями и другими источ-никами инфор-мации. Знако-миться с детской периодической литературой
122
«Болтливая баба» (русская народная сказка)
1
123
124
125
А. Линдгрен
«Как Эмиль угодил головой
в супницу»
3
126
С. Маршак
«Про двух соседей»
1
127
С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»
1
128
129
130
131
М. Зощенко
«Великие путешественники»
4
132
Картинная галерея
З. Серебрякова
«За обедом»
1
133
134
135
А. Линдгрен
«Приключения Эмиля
из Лённеберги»
3
136
А. Усачёв «На чём держится Земля»
1
137
А. Дорофеев «Укушенные».
1
138
Проверочная работа по теме «И в шутку, и всерьёз»
1
139
Внеклассное чтение
Детская периодическая литература
1
140
Урок-викторина «Мои любимые герои»
1
17