Статья. Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии сотрудничества при формировании орфографической грамотности на уроках русского языка

Олесова М. М.

учитель начальных классов МОБУ СОШ№17 г. Якутска

Петрова Г.М.

учитель начальных классов МОБУ СОШ№17 г. Якутска Аннотация. В статье рассматривается использование технологии сотрудничества при формировании орфографической грамотности, система работы по орфографическим правилам на уроках русского языка. В работе показан опыт работы по повышению качества знаний учащихся, улучшению межличностных отношений и личностной самооценки у обучающихся. Началом работы формирования умения работать в сотрудничестве является организация работы в малых группах сменного состава. Данная технология дает более высокий уровень знаний: орфографических ошибок становится меньше; повышается культура общения у детей. Ключевые слова: технология сотрудничества, орфографическая грамотность, группа сменного состава, ФГОС.

Введение Актуальность Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В соответствии с требованиями ФГОС на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Формирование орфографической грамотности - одна из наиболее трудных задач в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. В условиях обучения в билингвальной школе, данная проблема связана с самой сложностью орфографической системы русского языка, и тем, что русский язык является неродным языком для обучающихся национальной школы. Практика показала, что работа над орфографическим правилом на уровне заучивания их формулировок малоэффективна. Проблема "правило знаю - применять не умею" по-прежнему существует. Обучение орфографии дает положительные результаты, если изучение каждого правила организовать как поэтапную системную работу, как процесс речевой деятельности во всех ее видах (чтения, аудирования, говорения, письма) в их единстве и взаимосвязи для выявления, систематизации и целенаправленного внедрения в сознание обучающихся того языкового содержания, которое составляет базисную сущность правил.

Цель: разработка оптимальной технологии сотрудничества на уроках русского языка. Гипотеза: Если использовать технологию сотрудничества, то это позволит достичь высокий уровень знаний, повысить культуру общения у детей. В своей работе на уроках русского языка применяем различные методы и приемы обучения, в том числе и технологию сотрудничества. Актуальность данной технологии определяется тем, что основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. При использовании данной технологии, достигается более высокий уровень формируемых УУД у обучающихся. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания, с последующим его выполнением. Учащиеся, которые не вникли в суть задания, дается право еще раз попытаться его объяснить, проанализировать и сделать выводы. Это вид работы является творческо - поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником. Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд.
Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организует их сотрудничество. Работа по каждой теме из курса русского языка на наших уроках строится в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. В работе используем различные методы технологии сотрудничества, такие как: «Учимся вместе», «Вертушка», диалог, «Мудрая сова». Весь курс обучения за год в начале учебного года делится по темам, подтемам на блоки. Составляется маршрутный лист на каждую четверть. Работа по блокам ведётся поэтапно:
  1. Работа над орфографическим правилом. Проводится взаимопроверка усвоения правила.
  2. Стартовая диагностика. Проверочная работа№1. Оценочный лист.
Оценочный лист к работе "Парные согласные в корне слова" по русскому языку
После каждой проверочной работы каждый обучающийся заполняет оценочный лист. Оценочный лист отражает основные умения по данной теме. Выводится средний балл для каждого обучающегося как со стороны обучающегося, так и со стороны учителя. Также вычисляется средний балл каждой группы.

Критерий оценки

Очень хорошо, могу помочь

хорошо

Бывают трудности

пока еще сложно выполнить

Знаю парные согласные звуки

Знаю слабую позицию парного согласного звука

Умею подобрать проверочное слово

Умею выделять проверочное слово из группы слов

Умею находить в слове парный согласный звук, требующий проверки

Средний балл

Ученика:

Учитель :

  1. Работа в парах сменного состава по карточкам с привлечением консультантов из числа детей. Консультанты выявляются по итогам проверочной работы. Карточки выглядят следующим образом: на первой колонке -орфографическое правило по теме, на второй колонке- алгоритм работы применения знаний, умений по данной теме, на третьей колонке -задания на данное правило. По каждому блоку группе выдаются 4 карточки с различными заданиями по степени сложности. При взаимообмене заданиями каждый обучающийся полностью, начиная с орфографического правила, объясняет свою карточку. Основные принципы -индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации промежуточных и итоговых результатов; оформления этих результатов, их корректировки и т.п. важную роль играют консультанты. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-либо познавательной, творческой цели, а с другой, социально-психологическую (осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения). И то, и другое одинаково значимы. Учитель также непременно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Карточка №1 по теме "Парные согласные в корне слова"

Знаю

Умею

Задание

Парные звонкие и глухие согласные в корне надо проверять. Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный н. Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  1. Изменить слово - поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.

  2. Изменить слово - добавить слово "нет".

  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).

  4. Изменить слово - подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

Спиши, вставляя пропущенную букву. Подбери проверочное слово.

Гара.., тра..ка, фла.., гла..ки, стри..., бага.., лоша..ка, холо..

Карточка №3 "Парные согласные в корне слова"

Знаю

Умею

Задание

Парные звонкие и глухие согласные в корне надо проверять. Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный н.

  1. Находить в тексте слова с орфографическими ошибками

  2. Выделить в слове орфограмму парных согласных.

  3. Подобрать проверочное слово.

Из текста выпиши слова, в которых допущены ошибки. Подбери проверочные слова.

У пруда. Мы сидим в бесетке у старого пруда. По воде бежит серебристая рябь. Под корявой ниской ивой качается лотка. Гордые белые лебеди плывут по воде, ниско выгибая шейки. А вот на берек важно выходит черный лебеть. Мы замираем, боясь спугнуть красивую птицу

  1. Контрольный этап. Проверочная работа№2. Оценочный лист.
  2. Работа в парах сменного состава с использованием методики взаимных диктантов. На карточках даются предложения или просто слова. Можно включать вопросы теории. Тексты не должны быть большими. Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне слово с пропущенной буквой на данное правило, а на обратной правильный ответ. Работу по карточкам можно проводить не только письменно, но и устно. Взаимодиктанты развивают орфографическую зоркость. Над каждым диктантом ученик работает дважды: один раз пишет сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз - диктует, после чего проверяем, как написал товарищ и как он сделал работу над ошибками. Каждый ученик работает то в роли "ученика", то в роли "учителя".
  3. Итоговый контрольный срез. Проверочная работа№3. Оценочный лист.
  4. Интеллектуальные турниры между группами. Для этого организуются турнирные столы по три учащихся (равные по уровню обученности) за каждым столом. Даются задания, дифференцированные по сложности и объему. Победитель каждой команды приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от уровня подготовленности учащихся. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам товарищами, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира
Младшие школьники воспринимают такой вид работы как увлекательное занятие и работают на таких уроках с большей отдачей. Кроме того, коллективная форма работы (пары сменного состава) позволяет каждому проявить себя, учит общаться, видеть друг в друге надёжного партнёра, укрепляет познавательную активность и интерес. Работа по технологии сотрудничества делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Данная технология дает более высокий уровень знаний: орфографических ошибок становится меньше; повышается культура общения у детей. Результаты проверочных работ по теме «Парные согласные в корне слова» Баллы Количество детей (Проверочная работа №1) Количество детей (Проверочная работа №2) Количество детей (Проверочная работа №3) 10-19 б. 6 - - 20-29б 9 7 3 30-39б. 9 9 9 40-49б 8 11 13 Свыше 50б - 5 8

Заключение На основе анализа различных форм проведения уроков русского языка, методик их организации была разработана оптимальная технология сотрудничества, которая учитывает и содержит разнообразный познавательный и развивающий материал. Проведен мониторинг усвоения орфографических правил, с целью изучения эффективности введения данной технологии. Данный мониторинг показал, справедливость выдвинутой гипотезы.

Использованная литература:

  1. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху/ Н.Ю. Посталюк.-М.: Высшая школа,1992.-356 с.
  2. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат.-М.:Просвещение, 2000.-187 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
  4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.

© 2010-2022