Правовая игра Мои права и обязанности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Коллективное творческое дело на тему:

«Правовая игра «Мои права и обязанности».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ЦЕЛИ КТД: донести до сознания учащихся требования правовых норм, добиваться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

ЗАДАЧИ КТД: 1. формировать у учащихся навыки самоуправления, чувства ответственности за порученное дело.

2. Формировать умение выстраивать алгоритм действий при подготовке мероприятий.

3. Формировать организаторские навыки.

4. Формировать навыки коллективизма.

5. формировать совокупность правильных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.

6. Донести до детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделен

личными неотъемлемыми правами.

КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КТД: в рамках проведения в школе недели права (20.01 - 25.02.2013 г.)


ПЛАН КТД:

1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СОВЕТ ДЕЛА

( ФИО участников актива дела - ВИГ)

роль, функция участника ВИГ

задачи участника ВИГ

в рамках роли в КТД

промежуточные

результаты работы участника виг по реализации роли, функции в КТД

Календар-ные сроки выполне-ния роли,

функции участником ВИГ

Нефедова Софья

художник

Изготовление костюмов и реквизита

Привлечь ребят для изготовления костюмов и реквизита: художников, портных, оформителей

20.01-20.02

Енгалычева Светлана

главный капитан

Организация команд, распределение обязанностей каждого члена команды.

Разделить класс на 3 команды, организовать выборы в них командиров. С командирами обсудить обязанности каждого члена команды и домашнее задание.

20.01-23.01

Пантелеев Сергей

менеджер

Обеспечение команд всем необходимым для работы,

Привлекает помощников для приобретения бумаги, карандашей, хронометра, костюмов из школьного театра, дипломов для награждения.

20.01-15.02

Савинова Дарья

эксперт

Работа со словарем, выписка статей их ДПЧ

Привлекает помощников для работы в библиотеке: выписать статьи из ДПЧ, найти в словаре значения слов для игры.

20.01-22.02

Попова Тамара

Организатор болельщиков в зале

Организовать болельщиков, найти кричалки, написать плакаты.

Привлекает помощников для поддержки команд и разучивания кричалок и рисование плакатов поддержки

20.02-24.02

Сумароков Дмитрий

Главный дежурный

Организовать встречу гостей, следить за порядком в зале, расставить мебель.

Привлекает помощников для организации дежурства и изготовления эмблем дежурных

20.02-25.02

Сметанин Илья

Организатор физминуток и наглядности для подведения итогов мероприятия

Организовать гостей игры на проведение 2 физминуток, изготовить цветные карточки.

Привлекает помощников, находят и разучивают стихи и движения для проведения физминуток.

15.02-25.02

Прыткова Ксения

Ответственная за ТСО

Создание презентации из слайдов со сказочными героями, подбор музыки.

Привлекает помощников для создания презентации и подбора музыки.

до 15.02

2 ЭТАП: КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


  • Форма КТД, замысел (идея) КТД: информационно-просветительский проект в рамках школьной недели права, правовая игра-викторина


  • План подготовки КТД (по видам работ или календарный)

Вид работы (по подготовке КТД)

Краткая характеристика, идея, содержание работы ВИГ

Примерные сроки выполнения (календарные сроки выполнения)

Выдвижение инициативной группы

Инициативная группа организует ярмарку идей и привлекает руководителей рабочих групп

20.01.2013г.

Проведение ярмарки идей, темы мероприятия

Собираются идеи по теме и содержанию мероприятия

21-24.01

Работа над композицией мероприятия, составление сценария.

ВИГ за круглым столом выслушивает мнение всех участников о композиции мероприятия и вырабатывается общий сценарий.

24.01-31.01

Составление списка необходимых средств: реквизита, материалов, костюмов, материалов для награждения, технического обеспечения.

Ответственные за реквизит, материалы, костюмы и т.д. привлекают помощников и составляют список всего необходимого

01.02-05.02

Распределение поручений для помощников и контроль.

Инициативная группа распределяет поручения, привлекает помощников, и выполняет контроль за выполнением поручений

31.01-05.02

Проведение репетиций

В отведенные дни проводится коллективная подготовка к игре

15.02, 18.02, 22.02, 24.02

Проведение мероприятия

Проводится мероприятие

25.02

Подведение итогов мероприятия

Итоги подводятся сразу после проведения мероприятия при помощи голосования цветными карточками.

25.02


  1. ЭТАП: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КТД (БЮДЖЕТ КТД)


  • ПЕРЕЧЕНЬ РЕКВИЗИТА И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕКОРАЦИЙ: ребус, по 5 картинок из сказок каждой команде, карточки с пословицами, 5 кроссвордов, костюм Айболита, контрольный лист для жюри, оформление центральной стены сцены рисунками сказочных героев и шариками.


  • СПИОК СРЕДСТВ, МАТЕРИАЛОВ, КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ: словарь, бумага А4, цветные карандаши, ручки, 10 листов ватмана.


  • ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ (ГРАМОТ, СУВЕНИРОВ): дипломы, книги


  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (ТСО, МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, СЛАЙДЫ, ПЛАКАТЫ В ЗАЛ): проектор, слайды с рисунками сказочных героев, ритмическая музыка для физминуток, музыка из мультфильмов, плакаты для болельщиков, цветная бумага, фломастеры.


  1. ЭТАП: СПИСОК РАБОЧИХ ГРУПП ПО ПОДГОТОВКЕ К КТД

ФИО участника ВИГ

Его роль, функция в подготовке КТД

Списочный состав его рабочей группы ( ФИО воспитанников- помощников)

Нефедова Софья

Художник- оформитель

Андреева Ника, Каберова Арина, Яковенко Дарья

Енгалычева Светлана

Главный капитан

Хомякова Юлия, Сорокопуд Соня, Черемушкин Алексей

Попова Тамара

Организатор болельщиков

Русаков Сергей, Рассадин Александр

Сумароков Дмитрий

Главный дежурный

Михеева Ангелина, Меньшов Ярослав,

Кузнецов Евгений

Сметанин Илья

Физкультурник

Лаухина София, Куликов Алесей

Прыткова Ксения

Ответственная за ТСО

Казанская Дарья, Иванова Дарья

Пантелеев Сергей

Ответственный за материалы и канцтовары

Булавкина София, Ежков Артем


  1. ЭТАП: ПЛАН-ГАФИК КОЛЛЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КТД

Приводятся графики встреч рабочих групп по дням недели или числам


ФИО участника ВИГ

(СОВЕТА ДЕЛА) Функция рабочей группы График работы над КТД (день недели (число), время

Пантелеев Сергей
Покупка материалов и канцтоваров До 15.02

Прыткова Ксения
Подготовка технического оформления мероприятия До 15.02 по вторникам 13.00-14.00

Сметанин Илья
Разучивание физминуток Вторник, 13.00 13.40

Нефедова Софья


Художественное оформление, подготовка реквизита и костюмов Понедельник, среда 13.00 - 14.00

Енгалычева Светлана Организация работы с капитанами: распределение поручений и подготовка домашнего задания Среда 13.00-14.00

Попова Тамара

Организация болельщиков: плакаты, кричалки Четверг 13.00-14.00

Сумароков Дмитрий


Организация дежурства в зале, встреча гостей

25.02 с.13.00 до окончания игры

Андреева Ника


Организация репетиций. 15, 18, 22, 24.02 13.00 -14.00

6. ЭТАП: СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Организационный момент. Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим статьи конвенции прав ребенка, которые изучали на протяжении нескольких недель и сделаем это в форме игры. Как вы считаете, что такое декларация и является ли это слово синонимом слова конвенция. А теперь послушаем мнение эксперта о том, что такое конвенция (определение слова из словаря). А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "закон"? Для этого нам понадобится слово-магнит, которое поможет понять, какие слова притягиваются к слову "закон", а какие отталкиваются от него. Девиз игры: Не учись разрушать, а учись строить (Девиз зашифрован в виде ребуса). На протяжении всей игры мы с вами будем следовать правилам работы в группе. (Правила работы в группе написаны на доске): 1. Правила «здесь и сейчас». 2. Правило «стоп». 3. Правило конфиденциальности и уважения. 4. Правило «Я - высказывания». 5. Правила активного участия. 6. Правило принятия других участников. А теперь пришло время представить наши команды. У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, художник оформляет задания, а хронограф засекает время выполнения каждого упражнения. Инсценирование отрывков из сказок с последующим обсуждением: 1 команда (пример исценирования отрывка "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина) Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой). Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка). Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку). Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову). Веди царевну в глушь лесную, и связав её, живую под сосной там и оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.) Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась… Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновная? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя. Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала… Чернавка. Не печалься. Бог с тобой, ну а я пошла домой. 2 команда "Лиса и заяц" 3 команда "Колобок" 2. Конкурсы: 1 конкурс "Разомнись-ка!" Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты. - "Бременские музыканты" (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу). - "Колобок" (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество) - "Кот и лиса" (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство). 2 конкурс "Нарисуй-ка!" По картине определите статью ДПЧ, к которой она могла быть отнесена (каждой команде предлагается 5 картин, 1 балл за правильный ответ). Можно использовать иллюстрации и вырезки из журналов. 3 конкурс "Придумай-ка!" Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает). Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить - родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться - всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу - время, а потехе - час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери - добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой - кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле - не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься - люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
4 конкурс "Разгадай-ка!" Кроссворд. (Каждой команде выдаётся одинаковый кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты). Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6 Кроссворд: Свобода - 6 д Религия - 4 и Рабство - 4 с Брак - 4 к Труд - 2 р Справедливость - 9 и Имущество - 2 м Убежище - 5 и Образование - 9 н Арест - 1 а Декларация - 8 ц Искусство - 1 и Обязанности - 3 я Дайте определение слова "дискриминация" (дополнительный балл за правильный ответ). Физкультминутка (ведущий надевает костюм доктора Айболита)

Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов. 5 конкурс "Подумай-ка!" Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на: - жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.) - труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.). - имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.) (какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов). 6 конкурс "Определи-ка!" Закончить фразу: (5 фраз для каждой команды). Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище. Фразы: - Карабас Барабас нарушал _________________________________ - Колобок имел право _____________________________________ - Лиса не имела права ______________________________________ - Буратино имел право _____________________________________ - Гадкий утёнок имел право _________________________________ - Балда имел право _________________________________________ - Кощей Бессмертный нарушал права__________________________ - Князь Гвидон имел право __________________________________ - Баба Яга нарушала права ___________________________________ - Красная шапочка имела право _______________________________ 7 конкурс "Угадай-ка!" Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила). В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок). Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный). Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса). Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица) Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха) Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик) Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Контрольный лист для каждой команды:

Название этапа

Количество баллов

Штрафные очки

Итого

«Разомнись-ка!»

«Нарисуй-ка!»

«Определи-ка!

«Разгадай-ка!»


«Угадай-ка!»

«Придумай-ка!»

«Подумай-ка!»




Статьи конвенции прав ребенка. Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов

7. ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА КТД, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КТД

Итог мероприятия подводится сразу после окончания при помощи цветных карточек, которые разложены по стульям в начале мероприятия:

красная карточка - было интересно, узнали новое;

зеленая карточка - было интересно, но ничего нового не узнали.

синяя карточка - было неинтересно. Подведение итогов направлено на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призвано воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое - осуществление развивающих задач. В подготовительный период удалось вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности. Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе. От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Учащиеся учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления. Значение этого способа организации деятельности учащихся (правовая игра) состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Каждое мероприятие ведет школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Литература

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.- М., 1990.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986

Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И..Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под. ред. С. А. Смирнова.-М ; Издательский центр "Академия",2003г.

Пидкасистый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пос. для студентов вузов и пед. колледжей/ И.П. Пидкасистый - М.: Гуманит. изд. центр « ВЛАДОС», 2000

Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова- М.: ТЦ « Сфера», 2000

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова/ Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой.-М.;Педагогическое общество России, 1998г.









© 2010-2022