Развите речи младших школьников с применением элементов фонопедии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА





Тема: Развитие речи младших школьников с применением элементов фонопедии

Контингент: учащиеся 1 класса



Автор: Василенко Марина Григорьевна, учитель начальных классов



Новосибирск, 2015








Введение Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, т. к. успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Современная жизнь нашего общества, рыночная ориентация страны (и других стран) ведут к усилению конкуренции в разных сферах, и выпускник школы должен иметь «степень защиты» в виде коммуникативно-речевой компетенции. Известный русский лингвист и методист А.М. Пешковский, рассуждая о трудностях речевого общения, писал: «Основная и наибольшая часть … умения говорить даётся в школе. Жизнь мало сравнительно прибавляет к приобретённому в школе» (1, с.65). По наблюдениям учёных, большая часть времени связана с устной формой общения людей. Таким образом, устная речь обеспечивает экономическую, социальную, общекультурную сферы человеческой деятельности. Одновременно следует учитывать тот факт, что инструментом устной сферы коммуникации является природный дар - человеческий голос. Важным фактом является обращение учёных к созданию национального корпуса звучащей речи (Гришина Е.А., Савчук С. О.). Экология голоса человека, в частности, школьника, должна стать одним из приоритетных направлений в современном образовательном пространстве. Именно поэтому я уже несколько лет использую в работе над развитием устной речи младших школьников упражнения по фонопедии. Цель моей работы - развитие устной речи как средства общения и сообщения, эмоционального самовыражения и успешного обучения в школе. Задачи работы: - значительное улучшение звучащей речи (чистота дикции, сила, чистота, тембр голоса); - овладение техникой осмысленного чтения; - развитие творческих способностей учащихся в учебной деятельности; - создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе. Таким образом, коммуникативно-речевая компетенция школьника тесно переплетается со здоровьесберегающей технологией. Подготовительный этап моей работы начинался с посещения школьных семинаров по фонопедии для учителей начальных классов. Их проводила дефектолог-логофонопед О.Г. Фетисова. Она предложила методику, направленную на восстановление правильной фонации в отработке звучания слога, слова, фразы, текста с точки зрения ритма и темпоритма на основе явления резонанса. О.Г. Фетисова отмечает, что младших школьников монотонна, с нарушенным звукопроизношением, с искажением индивидуального тембра голоса, с нарушением темпоритмических и мелодико-интонационных рисунков языка. Дети младшего школьного возраста стали испытывать трудности в полноценном овладении чтением. Чтение длительное время остаётся послоговым и требует проведения коррекционных мероприятий (2, с.282). Я знакомилась с методикой работы над темпом и ритмом детской речи, осваивала систему упражнений, посещала уроки своих коллег. Во время своей работы с первоклассниками я тесно сотрудничаю с логопедом. Я получала информацию о «речевой картине» моего класса, проводила речевые разминки в классе, подключала родителей, чьи дети требовали логопедическую поддержку процесса обучения.

При диагностике первых классов наблюдались следующие факторы:

- нарушение дыхания;

- нарушение темпоритмической и интонационной организации речи; - монотонность речи;

- тихий голос;

- беспаузная речь;

- трудность в координации движений на уроках физической культуры.

Значит, наблюдения О.Г. Фетисовой за речью детей подтвердись.

В этом учебном году я тоже провожу работу с первоклассниками по развитию устной речи. Диагностическим материалом служат: - загадки (Не дерево, а с листочками, не человек, а рассказывает; сама молчит, а сто друзей научить может; сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный); - пословицы, поговорки (Золото добывают из земли - а знания из книг; с книгой поведёшься - ума наберёшься); - словарные статьи (Трон - кресло, на котором во время торжеств сидит царь или король; заýлочек - место в доме, куда трудно добраться);

- литературные тексты (Вот сидит на троне

Буква «Я» в короне.

Загордилась буква «Я»:

- Полюбуйтесь на меня!

Я первая красавица,

Все должны мне кланяться!) (3) Завершая диагностический этап, у меня была разработана система упражнений для речевых разминок, с которых начинаются уроки русского языка и литературного чтения.

Методика работы с первоклассниками по развитию устной речи



Свою работу связываю с традиционными методами и нацеливаю детей прежде всего на формирование фонематического слуха. Система упражнений, включающая в себя звуко-буквенную зарядку и последовательную работу со словарями, должна постепенно привести учащихся к пониманию фонетических закономерностей. 1.Проговаривание гласных звуков (а-о-э-у-и-ы). Большинство современных детей, произнося гласные звуки, «тянут» их. Такое произношение искажает качество звучания гласных, т. к. звуки приобретают монотонное звучание, теряя характерный акустический образ. Предлагается коротко проговорить эти звуки, а указательным пальцем правой руки лёгким нажимом ставить «точку», голосом показывая остановку движения, интонацию завершённости звучания. - проговаривание слогов, применяя силу голоса (ба-бо-бэ-бу-би-бы; аб-об-эб-уб-иб-ыб). При изучении азбуки дети проговаривают слоги, данные в учебнике (ба-па, бо-по, бу-пу), читают по слогам слово бу-ра-ти-но (4, с.4). Коррекция ритмического контура слов предполагает работу с дву- сложными словами с перемещением ударения. Усиление голоса на ударной части слова целесообразно синхронизировать с ударом или нажатием пальцем на твёрдую поверхность (парта, книга, рука). -проговаривание слов с ударным первым слогом (бáза, пóле, Мэри, бýря, бúтва, быстро); при изучении азбуки дети проговаривают следующие слова (бóчки, бáнка, Зúна, бýквы); - проговаривание слов с ударным вторым слогом (водá, стеклó, замкú, шары, тулýп); в азбуке есть материал для такой работы (лисá, снопы, артúст, узóр). Тренировки проводятся при хоровом и индивидуальном проговаривании детьми звуков ежедневно по пять минут в течение первой и второй учебных четвертей. 2.Отработка чёткости дикции с одновременным усилением-ослаблением голоса: - проговаривание гласных звуков, применяя силу голоса по нарастающей (от тихого к громкому): а-о-э-у-и-ы; - проговаривание гласных звуков «по дуге»: тихо-громко-тихо (а,о - тихо, э,у - громко, и,ы - тихо); - каждый гласный звук произнести шёпотом, тихим голосом, голосом средней громкости, громко (5, с.120); - проговаривание слогов, применяя силу голоса по нарастающей (ма-мо-мэ-му-ми-мы; па-по-пэ-пу-пи-пы);

- проговаривание слогов «по дуге»: тихо-громко-тихо (ма,мо - тихо, мэ,му - громко, ми,мы - тихо).

3.Работа со скороговорками (Кóтик нúток клубóк укатúл в уголóк. Укатúл в уголóк кóтик нúток клубóк; не живýт ужú, где живýт ежú; сóрок сорóк для своих сорочáт сóрок сорóчек не ссóрясь строчáт) (3, 4).

Очень важным моментом в работе над развитием устной речи является обращение внимание детей на необходимость делать паузы при работе над фразами, текстами.

4.Работа с паузами проводится мною прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения. Распределение межфразовых и внутрифразовых пауз отрабатываю на упражнении «Гово- рим - молчим» при чтении текстов. В конце фразы или нераспространённого предложения ученик молчит, делая паузу под счёт «раз - два» Читая текст, дети показывают паузы ударом кулачком по парте (пауза неглубокая - один удар \, пауза глубокая - два удара \\).

Вáська

Кóтик-котὀк \\ - сéренький лобóк.\\ Лáсков Вáся,\ да хитёр,\ лáпки бáрхатные,\ ноготóк остёр.\\ У Васютки \\ - ýшки чýтки,\ усы длинны,\ шýбка шёлковая.\\ К. Ушинский (6, с.27).

Мáма принеслá Тáне нóвую кнúгу.\\ Мáма сказáла:\\

- Когдá Тáня былá мáленькой,\ éй читáла бáбушка;\\ тепéрь Тáня ужé большáя,\ онá самá бýдет читáть бáбушке эту кнúгу.\\

- Садúсь, \ бáбушка!\\ - сказáла Тáня.\\- Я прочитáю тебé одúн рассказúк.\\

Тáня читáла,\ бáбушка слýшала,\ а мáма хвалúла обéих:\\

- Вот какúе ýмницы вы у меня!\\

В. Осеева (3, с.22)

Усиленное внимание к паузации должно привести детей к осмысленному чтению. В ходе работы с учащимися добиваюсь чтения текста с внутрифразовыми и межфразовыми паузами, использую технику постановки словесного и логического ударения с целью усиления звучности голоса и развития интонационного рисунка текста. Интонационная выразительность устной речи ведёт к тому, что речь перестаёт быть монотонной.

5. Работа с интонацией:

- повышение и понижение интонации при чтении повествовательного предложения.

Бéлые барáны ↑ бúли в барабáны. ↓

У зимы морóзы, ↑ а у лéта грóзы. ↓

Все озёра - ↑зеркалá из зелёного стеклá. ↓ (4)

- повышение с небольшим понижением интонации в конце вопросительного предложения.

Как зовýт твоúх родúтелей? ↑↓

О чём ты бесéдуешь со своúми родúтелями? ↑↓ (6) Работа с интонацией необходима и в речежанровом направлении. Я прошу детей произнести фразы Закрóйте окнó как просьбу, как требование; Скóро бýдет прáздник как сообщение, как радость, как удивление, как недоумение. При чтении текста обращаю внимание учеников на интонацию перечисления. Такая интонация при однородных членах предполагает эффект «вкручивания» (движением руки можно описать окружность, при этом интонационно равномерно, распределяя по времени, каждое перечисляемое слово).

У нарóдов Àфрики и Амéрики существовáло предмéтное письмó в вúде разноцвéтных бýсинок, рáковин, зёрен (3, с.10).

Было вéсело на гóрке Сáне, Сóне и Егóрке (Там же, с.14).

И встал Айболúт, побежáл Айболúт.

По полям, по лесáм, по лугáм он бежúт.

И однó тóлько слóво твердúт Айболúт:

«Лимпопó, Лимпопó, Лимпопó!»

А в лицó емý вéтер, и снéг, и грáд… (Там же, с 25) Интонационный рисунок фразы, текста немыслим без логического ударения. 6. Постановка логического ударения. Выделение голосом главного по смыслу слова предполагает ритмико-темповую организацию речи. Оно также сопровождается паузами после (если выделяемое слово стоит в начале фразы), перед (если выделяемое слово стоит в конце фразы) и с обеих сторон (если выделяемое слово стоит в середине фразы или предложения).

Не мучить животных

У Вáри был чиж. Чиж жил в клéтке и ни рáзу не пел. Вáря пришла к чижý.

«Порá тебé, чиж, петь». - «Пустú меня на вóлю, на вóле буду весь день петь» (7, с.23).

Блúже мáтери дрýга нéт (7, с.13). Эту пословицу можно попросить класс произнести 4 раза, делая логическое ударение на первом, на втором, на третьем, на четвёртом слове. Так можно работать со многими пословицами, отдельными фразами.

Заключение

Работа с первоклассниками по такой методике даёт следующие результаты:

- усиление «просодической ясности» речи школьника (повысилась чистота дикции, сила, высота, стал чётче тембр голоса);

- владение школьником многообразием интонационных рисунков;

- стабилизация процесса выразительного чтения учебных и художественных текстов. При чтении текстов ученики стали делать паузы согласно смысловой и синтаксической структуре предложений, речь стала интонационно окрашенной, немонотонной;

- наблюдается включённость класса в осмысление текста при чтении по цепочке (по рядам, по группамвключённостью класса в осмысление текста при чтении по цепочке ()овки словесного и логического ударения с целью училения ителя). Осмысленность при чтении текстов в классе заметно повышается;

- слово читается детьми целиком с чёткой постановкой ударения;

- паузы помогают осмыслению текста, при паузации сократилось количество ошибок при чтении, повысился темп чтения у учащихся;

- наблюдается улучшение качества звучащей речи.

Обратимся снова к А.М. Пешковскому, мудро подметившему: «Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскивание в словарном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому что составляют более ясные контракты и т.д. и т.д. Уменье говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы…» (1, с.65).

Список использованной литературы

1.Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык. \ Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка. Лингвистика. Стилистика. Поэтика. - Л.-М., 1925.

2.Фетисова О.Г., Фетисов Г.М. Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи младших школьников. - Мир науки, культуры, образования. - № 4 (16)) 2009. - С. 282-284.

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. - Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1.- М.:Просвещение, 2011.

4.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г Азбука. - 1 класс. - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях. Ч.2.- М.:Просвещение, 2011.

5.Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технология формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

6.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г Русский язык. - 1 класс. - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.- М.:Просвещение, 2011.

7. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. - Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.2.- М.:Просвещение, 2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Гришина Е.А., Савчук С.О. Корпус звучащей русской речи в составе Национального корпуса русского языка. Проект. // Труды международной конференции «Диалог 2008» dialog-21.ru/dialog2008/materials/html/ 19.htm



© 2010-2022