Конспект Образование сложных слов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Образование сложных слов.

Цели:

Развивающие: развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления, развитие интеллектуальных умений за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: учить работать в коллективе, устанавливать деловые отношения в совместной работе, прививать любовь к русскому языку.

Учебные: познакомить с образованием сложных слов, научить образовывать сложные слова.

Оборудование: Учебник «Русского языка» (авт. А.В.Полякова), компьютер, презентация «Сложные слова», мультимедийный проектор, карточки для работы в парах, группах , разноуровневые задания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас на уроке гости. Но вы у меня умные и способные. Вы конечно поможете мне вести урок, у вас всё получится. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончанию урока мог сказать:

« Сегодня я искал, творил

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задание теперь, легко мне выполнять».

- Ребята, кто готов сделать новые открытия? В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. (уч-ся получают маршрутные листы).

II. Актуализация знаний.

1. Слайд 1.

- Прочитайте текст.

Зима. Мелькают в воздухе пушистые снежинки. Тёплым одеялом укрывает снег землю. Метели заметают лесные тропы. А детям радость. Они играют в снежки, строят снежные крепости.

- Какое задание можете предложить? ( Прочитать выразительно. Разобрать по членам предложения и по частям речи. Списать текст. Найти и выписать однокоренные слова. Разобрать по составу).

Снежинки, снег, снежки, снежные. (Работа выполняется одновременно и в тетради и на доске).

- Докажите, что эти слова однокоренные.

- Как образовались эти слова? (с помощью суффиксов).

- А как ещё могут образовываться новые слова? (с помощью приставки и суффикса, с помощью суффикса).

- Ребята, поднимите руку , кто умеет образовывать новые слова.

Тогда образуйте с корнем снег-, снеж-, с помощью приставок и суффиксов новые слова.

2. Работа в парах. (Конверт-помощник с частями слов у каждой пары .)

Проверка: Назовите слова, образованные при помощи суффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь).

При помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, бесснежная).

3. Коллективная работа.

На доске развешаны слова: поездка, сосна, дорога, наклейка, берёза, пчеловод, рыболов, школьник, мамочка .

- Какое задание предложили бы к этим словам? (Распределить слова по группам).

III. Целепологание. Изучение нового.

- Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?

На доске запись: лесостепь

лесотундра

лесопарк

- Что общего во всех этих словах? (Каждое слово начинается со слова лес). Выделяем основу.

- Чем отличаются слова? (Второй частью). Выделяем основу.

-Ребята, как образовались эти слова? 9При помощи сложения основ, корней слов).

- Как называются такие слова? (Сложные, сложнейшие, составные).

- Кто может назвать тему нашего урока? (Образование сложных слов).

- Цель нашего урока: познакомиться с новым способом словообразования - сложение основ.

Вывод - проблема: Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова? Чтобы решить эту проблему нам необходимо провести исследование . Если проблема ясна, в путь. Давайте «создадим» слово

Слайды 2, 3, 4, 5.

Пешком + ходить = пешеход

Рыба + ловить = рыболов

Сам + летать = самолёт

Снег + падать = снегопад

(Слова записываются и разбираются по составу).

- Расскажите, как образовались сложные слова? (Сложили две основы). Слайд 6.

-Что соединяет две основы? (Чтобы получились сложные слова используют соединительные гласные -о-, -е-.

- Чтобы проверить ваши догадки, откроем учебник на стр.92 и прочитаем правило.

Физминутка: Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем, -

Крылья сложили назад.

IV Закрепление изученного.

  1. Работа по учебнику.

Самостоятельная работа упр.173

  1. Работа в группах.

Каждой группе раздаётся задание.

- Вставь соединительную гласную.

( Затем представитель от каждой группы выходит к доске, определяет соединительную гласную).

  1. Разноуровневые задания.

- Проверим. Сможете ли вы самостоятельно применять правило?

1-й уровень:

Скал.лаз, камн.пад, вод.лаз, солнц.пёк, мор.ход.

- Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу и корень.

2-й уровень:

- Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, цвет, лист, лес.

3-й уровень:

- Придумайте по 2 слова с соединительными гласными - о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

V Итог урока.

- Как вы думаете, а есть ещё другие способы образования слов?

- Как соединяются между собой основы в сложных слов?

Рефлексия:

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть трудности учёбы, которые встретятся на вашем пути.

Хорошо работали на уроке. Умницы!

VII Д/з. (по выбору) 1. Упр.174

2. Написать названия птиц (сложные).

3. Сочинить сказку о сложных словах.



© 2010-2022