- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка. Изобразительное искусство
Пояснительная записка. Изобразительное искусство
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ястребчикова Е.П. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа»,ФГОС, «Дрофа», 2013г. под ред. В.С. Кузина и др.
Программа Кузина В.С. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются:
-
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник - М.: Дрофа, 2013;
-
Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2013; (по желанию родителей).
-
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс: Методическое пособие - М.: Дрофа, 2013.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
-
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
-
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Содержание программы учебного курса.
Виды занятий:
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
-
Рисование на темы
-
Декоративная работа
-
Лепка
-
Аппликация
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Учащиеся активно участвовали во многих выставках и конкурсах, проводимых в Гимназии и за ее пределами, что развивало их мотивацию к обучению на уроках ИЗО.
Тематическое планирование
-
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 8 час.
-
Рисование на темы - 8 час.
-
Декоративная работа - 8 час.
-
Лепка - 3 час.
-
Аппликация -3 час.
-
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по этой программе
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
-
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
-
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
-
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
-
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
-
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
-
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
-
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
-
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса в условиях внедрения ФГОС ООО.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 1-2 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
- Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.
-
Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 2 класс», автор В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Изд-во «Дрофа», 2014 г.
Таблицы (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство и др.
Методический фонд
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора).
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор).
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа», В. С. Кузин и др., «Дрофа», 2013. а) основная литература: Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс. (по желанию) Долгоаршинных Н.В. под ред. Ломова С.П. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие к учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс» Дрофа, 2013 г. Кузин В.С. Изобразительное искусство.2 класс. Методическое пособие. Дрофа, 2013. б) дополнительная литература для учителя: Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 98 с. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 112 с. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985. - 75 с. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб.: Акцидент, 1997. - 63 с. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Акцидент, 1998. - 72 с. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: детство-пресс, 2003 - 234 с. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с. Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Волгоград, Учитель, 2008.- 139 с. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 68 с. Свиридова О.В. Изобразительное искусство в школе. Волгоград, учитель, 2007. - 185 с. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Волгоград, Учитель, 2010.- 199 с. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. в) дополнительная литература для учащихся: Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.
«Введенская сторона» Журнал об искусстве для школьников art-storona.ru/ Журнал о мировой культуре и искусстве, где печатаются репродукции картин великих мастеров и работы школьников (стихи, проза, эссе, рисунки)
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 класс)
№
п/п
Наиме-
нование
раздела
программы
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы содержания, практика
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные)
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Рисование с натуры
(1 час)
Теплые и холодные цвета в живописи.
«Дорожные знаки» (рисование с натуры)
1
Введение новых знаний
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка
Знать:
- теплые и холодные цвета
в живописи;
- правила работы с акварельными красками.
Уметь:
- различать основные и составные, холодные и теплые цвета;
- выполнять рисунок с натуры;
- работать кистью и акварельными красками
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования.
Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина. Выражать свое отношение
к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
2
Аппликация
(1 час)
Орнамент из геометрических фигур (аппликация)
1
Введение новых знаний
Техника безопасности при работе с ножницами.
Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
Текущий.
Ответы
на вопросы
Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги.
Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
Декоративная
работа
(1 час)
Узоры в полосе
из растительного орнамента (декоративная работа)
1
Введение новых знаний
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, ком-позиция, пропорции. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь
Знать:
- понятие «орнамент»;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- правила работы с гуашевыми красками.
Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Рисование узоров и де-коративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение
в полосе, круге растительных и геометрических узоров
4
Рисование с натуры
(1 час)
Набросок: бабочка.
Ось симметрии (рисование по памяти и представлению)
1
Введение новых знаний
Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции
Знать понятие «ось симметрии».
Уметь:
- последовательно проводить работу над рисунком по представлению;
- использовать линию симметрии в построении рисунка;
- изображать характерные очертания бабочек
Текущий. Ответы
на вопросы
Ось симметрии. Передача настроения в твор-ческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастель, восковые мелки
5
Лепка
(2 часа)
«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты художника Ильи Машкова» (беседа).
«Листья деревьев»
(лепка)
1
Введение новых знаний
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства
в высказывании, рассказе.
Знакомство с отдельными произведениями выда-ющихся художников:
И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов
Знать:
- понятие «натюрморт»;
- натюрморты художника Ильи Машкова;
- правила работы с пластилином.
Уметь лепить листья деревьев из пластилина
Текущий. Ответы
на вопросы
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей
по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Натюрморты художника Ильи Машкова
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6
«Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка)
1
Комби-нирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, про-порции, композиция
Знать правила работы с пластилином.
Уметь:
- лепить фрукты и овощи;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: пластилин, глина.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования
7
Декоративная
работа
(2 часа)
«Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа).
«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства
Знать:
- понятие «орнамент»;
- приём выполнения узора
на предметах декоративно-прикладного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России.
Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
8
Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Выбор и приме-нение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы гжельских узоров.
Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
Текущий.
Самостоятельная работа
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
9
Рисование на
тему
(1 час)
«Жизнь природы. Художник-пейза-жист Николай Ромадин» (беседа).
«Осенний волшебный дождь» (рисование на тему)
1
Комби-нирован-ный
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать:
- понятие «пейзаж»;
- творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.
Уметь:
- самостоятельно компоновать сюжетный рисунок;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
- последовательно вести линейный рисунок на тему
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха. Использование художественной техники и материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь
10
Декоративная
работа
(1 час)
Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе»
(декоративная
работа)
1
Комби-нирован-ный
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- правила и технику выполнения жостовской росписи.
Уметь выделять элементы
узора в изделии
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
11
Аппликация
(1 час)
Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» (аппли-кация)
1
Комби-нирован-ный
Техника безопасности при работе с ножницами.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека
Знать:
- понятия «орнамент» и «аппликация»;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- технику выполнения аппликации
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Передача настроения
в творческой работе
с помощью орнамента, конструирования. Использование художественной техники: аппликация
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Уметь:
- составлять композицию;
- последовательно наклеивать элементы композиции
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
12
Рисование с натуры
(1 час)
«Овощи и фрукты»
(рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Изображение с натуры. Ос-новы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с нату-ры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.
Передача в рисунках фор-мы, очертания и цвета изо-бражаемых предметов
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь
- рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций и цветовой окраски;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха. Использование материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры
13
Декоративная
работа
(1 час)
Мастера села
Полхов-Майдан. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре,
о красоте народной рос-писи в украшении игрушек, одежды
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку.
Уметь:
- выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров;
- рисовать кистью элементы узора русской матрешки
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
14
Рисование на
тему
(1 час)
«Игрушечные машины» (рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Изображение с натуры.
Создание моделей предме-тов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь:
- выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;
- изображать форму, общее пространственное расположе-ние, пропорции, цвет;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
15
Рисование с натуры
(3 часа)
«Любимая книга»
(рисование с натуры, выполнение графических и живописных упражнений)
1
Комби-нирован-ный
16
«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
17
«Ветки ели или сосны с шишками»
(рисование с натуры)
1
Комби-нирован-ный
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать правила рисования
с натуры.
Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности (форму, величину, расположение игл)
Текущий.
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
18
Лепка
(1 час)
«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин. Лепка дымковской
Знать
- известные центры народных художественных ремесел России;
- технику работы с пластилином;
- особенности дымковской игрушки.
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: пластилин, глина
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки
Уметь лепить народную игрушку (дымковскую барыню) по памяти и представлению
19
Рисование на
тему
(1 час)
«Художники-сказочники. Иван Билибин. Виктор Васнецов» (беседа).
«Маша и медведь» (иллюстрирование русской народной сказки)
1
Комби-нирован-ный
Представление о богатстве и разнообразии художест-венной культуры России и мира. Знакомство с про-изведениями художников: В. Васнецов, И. Билибин. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- понятие «иллюстрация»;
- творчество художников-
сказочников: Ивана Билибина, Виктора Васнецова.
Уметь:
- выполнять иллюстрации
к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
20
Декоративная
работа
(1 час)
Архангельские
и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. «Фигурки животных и людей» (декоративная работа)
1
Комби-нирован-ный
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении тульских пряников
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- элементы растительного
и животного узора, украшающего изделия тульских мастеров.
Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
21
Рисование с натуры
(1 час)
«Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин. Иван Шишкин»
(беседа).
«С чего начинается Родина» (рисование по памяти и представлению)
1
Комби-нирован-ный
Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин, И. Репин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Передача в ри-сунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению раз-личных объектов действи-тельности
Знать:
- творчество русских художников второй половины
XIX в: Илья Репина, Ивана Шишкина;
- о линии и пятне как художественно-выразительных
средствах живописи.
Уметь:
- выполнять рисование по памяти и представлению;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
22
Рисование на
тему
(1 час)
«Зимние развлечения с друзьями» (рисование на
тему)
1
Комби-нирован-ный
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна
Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь:
- самостоятельно выбирать материал для творческой работы;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения
Текущий.
Творче-
ская работа
23-
24
Декоративная
работа
(2 часа)
Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного
2
Комби-нирован-ный
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных
Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
Текущий.
Самостоятельная
работа
по образцу
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
изображения цветов, птиц для украшения школы (декоративная работа)
искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей
Уметь:
- выполнять коллективную творческую работу;
- самостоятельно выбирать материал для творческой
работы
25
Рисование на
тему
(1 час)
«Городские и сельские пейзажи» (беседа).
«Береза» С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы)
1
Комби-нирован-ный
Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать понятие «пейзаж». Уметь:
- самостоятельно выполнять композицию иллюстрации;
- выделять главное в рисунке;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная работа
Передача настроения
в творческой работе
с помощью тона, штриха
26
Беседы об изо-
брази-
тельном
искус-
стве
(1 час)
«Главные художественные музеи России» (беседа)
1
Комби-нирован-ный
Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь:
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов
Текущий. Ответы
на вопросы
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
27
Лепка
(1 час)
Филимоновские
глиняные игрушки (лепка игрушек несложной формы
по народным мотивам)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе с по-мощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Лепка птиц, зверей по па-мяти и по представлению
Знать:
- известные центры народных художественных ремесел России;
- особенности работы с пластилином, правила лепки.
Уметь лепить филимоновские глиняные игрушки (птиц, зверей) по памяти и представлению
Текущий.
Самостоятельная работа
Использование материала: коллаж, пластилин, глина
28-
29
Рисование на
тему
(3 часа)
«Художники-анима-листы. Василий Ватагин, Михаил Кукунов. Животные в творчестве Валентина Серова» (беседа).
«Силуэты животных». Силуэты в изобразительном искусстве. Контрасты (рисование на тему)
2
Комби-нирован-ный
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова.
Рисование на тему
Знать:
- понятие «художник-анима-лист»;
- творчество художников
В. Ватагина, М. Кукунова,
В. Серова.
Уметь:
- рисовать силуэты животных;
- передавать свои наблюдения, переживания, пространственные отношения в тематическом рисунке;
- высказывать простейшие суждения о картинах
Текущий.
Самостоятельная работа
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Использование материала: тушь
30
«Праздничный салют» (рисование на тему)
1
Комби-нирован-ный
Передача настроения
в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содер-жание искусства
Знать теплые и холодные цвета.
Уметь:
- рисовать праздничный салют, используя различную технику
Текущий.
Самостоятельная работа
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
31
Рисование с натуры
(2 часа)
«Мои любимые животные»
1
Комби-нирован-ный
Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных
Знать творчество художников-анималистов.
Уметь:
- последовательно проводить работу над рисунком;
- изображать характерные очертания домашних животных;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски
Текущий.
Самостоятельная работа
32
«Красота вокруг нас» (рисование с натуры простых по форме цветов)
1
Комби-нирован-ный
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция
Знать правила работы с акварелью.
Уметь:
- рисовать с натуры разнообразные цветы;
- использовать художественные материалы
Текущий.
Самостоятельная работа
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
33
Аппликация
(1 час)
«Поле маков»
(аппликация)
1
Комби-нирован-ный
Техника безопасности при работе с ножницами.
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги
Знать:
- понятие «аппликация»;
- технику выполнения аппликации.
Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять
Текущий.
Самостоятельная работа по образцу
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
34
Путешествие в страну «Волшебный мир красок»
1
Урок-викторина
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового
искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе
Знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России.
Уметь высказывать простейшие суждения о картинах
и предметах декоративно-при-кладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник)
Фронтальный. Игровые задания
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
Лист коррекции
№
Тема урока (изменение темы урока)