Урок русского языка на тему: Повторение. Склонение имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему :Повторение. Склонение имён существительныхПлан урока:

Время

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Повторение. Склонение имён существительных.

Цель: Совершенствовать знания о типах склонения имен существительных.

Задачи:

Обучающая: Повторить изученный материал о типах склонения имен существительных. Учить использовать ранее изученную информацию в новых и конкретных ситуациях.

Развивающая: развивать творческое мышление, умение осознанно строить речевые высказывания, делать определённые выводы. Развивать прогностическую самооценку детей.

Воспитательная: воспитывать умение слушать и выступать в диалоге, прислушиваться к высказываниям других.

Ресурсы: Интерактивная доска, слайды и материал для работы на интерактивной доске, карточки «Плюс и минус», таблица «Типы склонения имен существительных», смайлики, тест на самооценку для детей «Индивидуальный вклад», маркеры, ватманы.

Время

Вид работы

Роль учителя

Действия учеников

1 мин.


Организационный момент. Оформление тетрадей.

(запись числа, классная работа)

Организует работу детей.

Оформляют тетради, входят в процесс.

1 мин.

Психологический настрой «Смайлики»

Ребятам предлагаются три смайлика : улыбающийся, равнодушный, грустящий.

-Ответьте на вопросы и покажите смайлик, выражающий ваше настроение.

1.Ваше настроение утром при пробуждении.

2.Ваше настроение при встрече с одноклассниками.

3.Ваше настроение в начале урока.

Пусть хорошее настроение будет целый день.

Слайд 1. Смайлик с улыбкой

Активизирует учащихся, настраивает на урок.


Выражают свое настроение. В процессе этой работы начинают улыбаться, настроение улучшается.


1 мин.

Минутка чистописания.

-Назовите букву, которой обозначаем согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий звук.

_____________

й й й ой ий

Напоминает каллиграфию письма буквы й и соединений с ней.

Прописывают букву и соединения с ней.


3 мин.




Словарная работа.

-Назовите слово, которое толкуется как :

  • положительный, такой как следует;

  • достойный, приличный;

________

Хороший

Объясните написание, подберите однокоренные слова.

_____________________________

хорошенький, хорошеет , хорошо.

-Выделите орфограммы, разберите слова по составу.

-Подберите синонимы (славный, отличный, прекрасный, великолепный)

-Подберите антонимы (плохой)

-Прочитайте пословицы. Запишите и объясните, как понимаете.

Слайд 2. Пословицы.

Ум хорошо, а два…._______________

Чтоб хорошо учиться, не надо …..

-Подходят ли эти пословицы к нашему уроку? Почему?

-Отражают ли они нашу работу?

Побуждает к осмыслению лексического значения слов, обогащению словарного запаса, через подбор синонимов и антонимов.

На чтении пословиц проводит воспитательный момент.


Подбирают слово через толкование его лексического значения, подбирают синонимы и антонимы. Объясняют написание словарного слова и однокоренных слов.

Думают над смыслом пословиц, делают вывод подходят ли эти пословицы к групповой работе.


2 мин.






Актуализация знаний.

-Какую часть речи мы изучали на прошлом уроке? ( имя существительное)

Ответьте на вопросы используя знаки: + - да, - нет.

  • Имя существительное служебная часть речи.

  • Имя существительное самостоятельная часть речи.

  • Обозначает предмет.

  • Отвечает на вопросы какой? Какая?

  • Отвечает на вопросы кто? Что?

  • Бывает одушевленным и неодушевленным.

  • Бывает собственным и нарицательным

  • Изменяется по родам.

  • Изменяется по числам и падежам.

  • Имеет род и склонение.

-Что будем изучать сегодня на уроке? (будем говорить о склонении имен существительных.)

-Что называется склонением? (Изменение по падежам)

-Сколько падежей в русском языке? ( Шесть.)

Слайд 3. Падежи, падежные вопросы; определения: начальная форма, косвенные падежи.

Фронтальный опрос (Надписи открываются учителем по мере их называния детьми.)

-Назовите падежи и их вопросы.

-Назовите начальную форму имен существительных.

-Как называются остальные падежи?

Задает вопросы, побуждает к повторению изученного материала.




Отвечают на вопросы по пройденной теме, повторяют изученный материал, осмысливают вопросы и ответы.




2 мин.


Стадия вызова.

Слайд 4. Предложение:

На берёз… и ел… сидели птицы.

-Прочитайте, спишите, объясните выбор окончаний.

-Что сделали для определения окончаний? Что заметили?

-Почему в одном падеже разные окончания?

-В русском языке различают три типа склонений имен существительных.

Побуждает к повторению материала урока, направляет деятельность учеников.


Читают, списывают, анализируют, объясняют орфограммы, определяют склонение и падеж для выбора окончания.

3 мин.


Мозговая атака

Вспомните, что вы уже знаете по данной теме и запишите в тетрадь по два примера имен существительных каждого склонения.

- Обсудите в паре всё, что вы написали.

-Поделитесь мыслями. Назовите слова 1 с., 2 с., 3 склонения.

( Дети читают примеры имен существительных 1, 2, 3-го склонений.)

- Склонение - это постоянный признак?


Активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы.


Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, задает в

паре вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

7 мин.

Осмысление. Работа в группах.

-Подумайте , что вы знаете о существительных 1, 2, 3-го склонений, что нужно знать, чтобы определить склонение существительных.

Составьте таблицу «Типы склонения имен существительных»

Работу в группе будем оценивать по следующим критериям:

  • Название

  • Содержание

  • Оформление

  • Презентация

«Представитель»

По одному представителю от каждой команды могут перемещаться в разные группы, слушать идеи и, вернувшись рассказать об интересных идеях и находках других групп.

Даёт инструкцию.

Наблюдает. Направляет.

Выбирают представителя, знакомятся с критериями оценивания работ. Высказывают свое мнение по вопросу, обсуждают, делятся идеями. Оформляют работы, распределяют фрагменты выступления для презентации.

6 мин.

Презентация работ.

Учитель предлагает ребятам презентовать работу группы. А все остальные ребята задают вопросы, возникшие после просмотра презентации.

Слушает. Организует класс для активного слушания выступлений.


Презентуют работу. Задают вопросы другим группам.

2 мин.

Работа с правилом «Типы склонения имен существительных»

Помогает обобщить правило сформулированное детьми.

Обобщают материал по теме.

3 мин.

Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 46. Прочитайте задание к упражнению 133.

Дерево, книга, степь, школа, луч, шалаш, шум, каша, ветка, ель, море.

-Допишите существительные в ваши столбики. Определите склонение по роду и окончанию.

Слайд 5. «Лишнее слово» Даны слова:

  • Снегирь, галка, сорока, ворона.

  • Кружево, комната, дядя, Толя.

  • Метель, мать, полночь, тропинка.

-Найдите «лишнее слово» Аргументируйте ответ.

Направляет. Поясняет, если возникают вопросы.

Читают, анализируют , делают выводы, списывают распределяя по столбикам.

1 мин.

Физминутка

Если слово первого склонения, то хлопаете в ладоши, второго - прыгаете, третьего - приседаете.

Объясняет условие. Называет слова.

Слушают, определяют склонение, выполняют движения.

7 мин.

Творческая работа по развитию речи.

Страница 47 упражнение 136. Работа с деформированным текстом.

Встреча в лесу.

Ёж, набрал, ягод. Серый, повстречался, волк, ему. Вежливо, ёжик, поздоровался, с волком. Бросился, ежа, волк, на. Он, хотел, отнять, ягоды…

-Составьте предложения. Определите склонение существительных.

-Сочините продолжение текста. Что было дальше? (Дети читают продолжение истории)

-Синтаксический разбор первых трех предложений.

Даёт инструкцию, слушает, дает устную оценку работе детей.

Читают, перестраивают предложения. Записывают, находят существительные, определяют их склонения. Придумывают продолжение истории. Читают вслух.

3 мин.

«Аквариум для золотой рыбки».

Выходит одна команда, а остальные команды задают ей вопросы по теме урока.

Инструктирует. Наблюдает.

Задают вопросы, отвечают.

1 мин.

Дом.зад. Стр. 46 упр. 134, выучить таблицу упр. 132

Направляет.

Слушают и если есть вопросы по выполнению домашнего задания, задают их.

2 мин.


Рефлексия

Заполнение теста «Индивидуальный вклад»

Инструктирует.

Читают. Оценивают свою работу. Заполняют тест.



© 2010-2022