- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему: Повторение. Склонение имён существительных
Урок русского языка на тему: Повторение. Склонение имён существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фоминых Е.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План урока: | Время | |||
Предмет: Русский язык | Класс: 4 | |||
Тема: Повторение. Склонение имён существительных. | ||||
Цель: Совершенствовать знания о типах склонения имен существительных. | ||||
Задачи: Обучающая: Повторить изученный материал о типах склонения имен существительных. Учить использовать ранее изученную информацию в новых и конкретных ситуациях. Развивающая: развивать творческое мышление, умение осознанно строить речевые высказывания, делать определённые выводы. Развивать прогностическую самооценку детей. Воспитательная: воспитывать умение слушать и выступать в диалоге, прислушиваться к высказываниям других. | ||||
Ресурсы: Интерактивная доска, слайды и материал для работы на интерактивной доске, карточки «Плюс и минус», таблица «Типы склонения имен существительных», смайлики, тест на самооценку для детей «Индивидуальный вклад», маркеры, ватманы. | ||||
Время | Вид работы | Роль учителя | Действия учеников | |
1 мин.
| Организационный момент. Оформление тетрадей. (запись числа, классная работа) | Организует работу детей. | Оформляют тетради, входят в процесс. | |
1 мин. | Психологический настрой «Смайлики» Ребятам предлагаются три смайлика : улыбающийся, равнодушный, грустящий. -Ответьте на вопросы и покажите смайлик, выражающий ваше настроение. 1.Ваше настроение утром при пробуждении. 2.Ваше настроение при встрече с одноклассниками. 3.Ваше настроение в начале урока. Пусть хорошее настроение будет целый день. Слайд 1. Смайлик с улыбкой | Активизирует учащихся, настраивает на урок.
| Выражают свое настроение. В процессе этой работы начинают улыбаться, настроение улучшается.
| |
1 мин. | Минутка чистописания. -Назовите букву, которой обозначаем согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий звук. _____________ й й й ой ий | Напоминает каллиграфию письма буквы й и соединений с ней. | Прописывают букву и соединения с ней.
| |
3 мин.
| Словарная работа. -Назовите слово, которое толкуется как :
________ Хороший Объясните написание, подберите однокоренные слова. _____________________________ хорошенький, хорошеет , хорошо. -Выделите орфограммы, разберите слова по составу. -Подберите синонимы (славный, отличный, прекрасный, великолепный) -Подберите антонимы (плохой) -Прочитайте пословицы. Запишите и объясните, как понимаете. Слайд 2. Пословицы. Ум хорошо, а два…._______________ Чтоб хорошо учиться, не надо ….. -Подходят ли эти пословицы к нашему уроку? Почему? -Отражают ли они нашу работу? | Побуждает к осмыслению лексического значения слов, обогащению словарного запаса, через подбор синонимов и антонимов. На чтении пословиц проводит воспитательный момент.
| Подбирают слово через толкование его лексического значения, подбирают синонимы и антонимы. Объясняют написание словарного слова и однокоренных слов. Думают над смыслом пословиц, делают вывод подходят ли эти пословицы к групповой работе.
| |
2 мин.
| Актуализация знаний. -Какую часть речи мы изучали на прошлом уроке? ( имя существительное) Ответьте на вопросы используя знаки: + - да, - нет.
-Что будем изучать сегодня на уроке? (будем говорить о склонении имен существительных.) -Что называется склонением? (Изменение по падежам) -Сколько падежей в русском языке? ( Шесть.) Слайд 3. Падежи, падежные вопросы; определения: начальная форма, косвенные падежи. Фронтальный опрос (Надписи открываются учителем по мере их называния детьми.) -Назовите падежи и их вопросы. -Назовите начальную форму имен существительных. -Как называются остальные падежи? | Задает вопросы, побуждает к повторению изученного материала.
| Отвечают на вопросы по пройденной теме, повторяют изученный материал, осмысливают вопросы и ответы.
| |
2 мин.
| Стадия вызова. Слайд 4. Предложение: На берёз… и ел… сидели птицы. -Прочитайте, спишите, объясните выбор окончаний. -Что сделали для определения окончаний? Что заметили? -Почему в одном падеже разные окончания? -В русском языке различают три типа склонений имен существительных. | Побуждает к повторению материала урока, направляет деятельность учеников.
| Читают, списывают, анализируют, объясняют орфограммы, определяют склонение и падеж для выбора окончания. | |
3 мин.
| Мозговая атака Вспомните, что вы уже знаете по данной теме и запишите в тетрадь по два примера имен существительных каждого склонения. - Обсудите в паре всё, что вы написали. -Поделитесь мыслями. Назовите слова 1 с., 2 с., 3 склонения. ( Дети читают примеры имен существительных 1, 2, 3-го склонений.) - Склонение - это постоянный признак?
| Активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы.
| Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, задает в паре вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | |
7 мин. | Осмысление. Работа в группах. -Подумайте , что вы знаете о существительных 1, 2, 3-го склонений, что нужно знать, чтобы определить склонение существительных. Составьте таблицу «Типы склонения имен существительных» Работу в группе будем оценивать по следующим критериям:
«Представитель» По одному представителю от каждой команды могут перемещаться в разные группы, слушать идеи и, вернувшись рассказать об интересных идеях и находках других групп. | Даёт инструкцию. Наблюдает. Направляет. | Выбирают представителя, знакомятся с критериями оценивания работ. Высказывают свое мнение по вопросу, обсуждают, делятся идеями. Оформляют работы, распределяют фрагменты выступления для презентации. | |
6 мин. | Презентация работ. Учитель предлагает ребятам презентовать работу группы. А все остальные ребята задают вопросы, возникшие после просмотра презентации. | Слушает. Организует класс для активного слушания выступлений.
| Презентуют работу. Задают вопросы другим группам. | |
2 мин. | Работа с правилом «Типы склонения имен существительных» | Помогает обобщить правило сформулированное детьми. | Обобщают материал по теме. | |
3 мин. | Работа с учебником. -Откройте учебник на странице 46. Прочитайте задание к упражнению 133. Дерево, книга, степь, школа, луч, шалаш, шум, каша, ветка, ель, море. -Допишите существительные в ваши столбики. Определите склонение по роду и окончанию. Слайд 5. «Лишнее слово» Даны слова:
-Найдите «лишнее слово» Аргументируйте ответ. | Направляет. Поясняет, если возникают вопросы. | Читают, анализируют , делают выводы, списывают распределяя по столбикам. | |
1 мин. | Физминутка Если слово первого склонения, то хлопаете в ладоши, второго - прыгаете, третьего - приседаете. | Объясняет условие. Называет слова. | Слушают, определяют склонение, выполняют движения. | |
7 мин. | Творческая работа по развитию речи. Страница 47 упражнение 136. Работа с деформированным текстом. Встреча в лесу. Ёж, набрал, ягод. Серый, повстречался, волк, ему. Вежливо, ёжик, поздоровался, с волком. Бросился, ежа, волк, на. Он, хотел, отнять, ягоды… -Составьте предложения. Определите склонение существительных. -Сочините продолжение текста. Что было дальше? (Дети читают продолжение истории) -Синтаксический разбор первых трех предложений. | Даёт инструкцию, слушает, дает устную оценку работе детей. | Читают, перестраивают предложения. Записывают, находят существительные, определяют их склонения. Придумывают продолжение истории. Читают вслух. | |
3 мин. | «Аквариум для золотой рыбки». Выходит одна команда, а остальные команды задают ей вопросы по теме урока. | Инструктирует. Наблюдает. | Задают вопросы, отвечают. | |
1 мин. | Дом.зад. Стр. 46 упр. 134, выучить таблицу упр. 132 | Направляет. | Слушают и если есть вопросы по выполнению домашнего задания, задают их. | |
2 мин.
| Рефлексия Заполнение теста «Индивидуальный вклад» | Инструктирует. | Читают. Оценивают свою работу. Заполняют тест. |