- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по теме «Имя существительное как часть речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Перфильева Л.В. |
Дата | 16.09.2012 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
села Домна Читинского района Забайкальского края.
Урок по теме
«Имя существительное как часть речи».
4 класс.
( система Занкова Л.В., учебник Н.В.Нечаева, С.Г. Яковлева).
Выполнила:
Перфильева Людмила Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ села Домна.
2012 год.
Открытый урок по теме: « Имя существительное как часть речи». 4 класс
Цель урока: Расширить знания детей об имени существительном как части речи. Умение учащимися определять грамматические признаки существительного.
Задачи:
1. Ознакомить детей с обобщенным лексическим значением имен существительных.
2. Ознакомить с делением имён существительных на группы.
3. Развивать элементы исследования, умение работать самостоятельно, умение обобщать и делать выводы.
4. Развивать речь учащихся.
5. Формировать навык работы в паре;
6. Формировать навык использования информационных ресурсов;
7. Воспитывать любовь к русскому языку, литературному чтению, аккуратность в работе.
Тип урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство)
Ход урока. 1. Орг. момент. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела, Мы вошли тихонько в класс И урок начнём сейчас. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять. 2. Минутка чистописания.
- Что отличает человека от всех других живых существ?
- Что такое речь?
- Речь - это поток слов, который можно сравнить с рекой.
- Из чего состоит река? ( из воды)
-Потренируемся писать элементы, похожие на капли воды.
- Человек может общаться, он владеет речью.
На доске:
- А теперь назовите букву, по форме похожую на каплю.
О//О
- Пропишите до конца строки.
3. Работа по теме.
Отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.
- Тема сегодняшнего урока «Имя существительное как часть речи». - Как вы думаете, какая цель урока будет? 1.- А вы знаете, ребята, что имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдению учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. Даже маленькие дети, когда начинают говорить, они произносят первые слова: мама, папа, которые являются существительными.
-Объясните значение данной пословицы.
2. На доске: Здоровье не купишь - его разум дарит. - Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Какое главное слово в этом предложении? (здоровье). Почему? Какой частью речи выражено? Что вы знаете о существительном?
3. -Сегодня на уроке мы поговорим ещё и здоровье человека. - Из курса «окружающий мир» мы с вами узнали, что необходимо укреплять , заботится о своём здоровье. Вспомним недавно изученные темы: итак, скелет человека состоит из 200 костей, что у человека 2 мозга. Назовите, какие? Покажите на таблице. 4. Работа с учебником (окружающий мир). -Давайте откроем учебник окружающего мира на стр. 41 и прочитаем про этот орган(череп). - Какую функцию выполняет череп? Назовите существительные первого абзаца. -А сейчас спишите первое предложение. Найдите имена существительные в этом тексте и подчеркните в первом предложении как члены предложения.
- Сделайте вывод о роли существительного в предложении.( является главным членом и второстепенным членом предложения. дополнением). - Какие грамматические признаки мы можем определить у данных слов? Какие постоянные, непостоянные признаки сущ. ?
-Что можно ещё определить у существительных? ( склонение)
-Что такое склонение? Сколько типов? Определите склонение.
Здесь трав и земляника, и дорога и земля.
Собрались в окошке этом все на «а» и все на «я»,
Род мужской и женский род очень дружно здесь живет. ( 1 склонение)
Утром солнце, ночью месяц смотрят весело в окно,
Собрались в окошке этом все на «е» и все на «о»,
Род мужской и средний род, а склонение одно. ( 2 склонение).
За окошком третьим тишь, потому что в доме мышь,
Ночью, чтоб пирог испечь, топит мышка Маня печь.
Печь и мышь, и тишь, и ночь - вместе жить совсем не прочь. ( 3 склонение).
-
-Определите грамматические признаки существительных.
Физкультминутка. (видеозарядка)
Для чего нужно делать зарядку?
-А что вы знаете о мышцах? Расскажите.( в теле 639 мышц). Мы с вами провели хорошую разминку, а сейчас поработаем.
5. Работа с учебником русский язык: стр. 63 упр. 103. (у доски)
1. Чтение учителем .(беседа)
2. - Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.
3. - Шишкин Иван Иванович родился в купеческой семье. С раннего детства его влекло к живописи. Он написал большое количество картин.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы. С особой охотой художник пишет породы самых мощных и крепких дубов и сосен - в стадии зрелости, старости. Вот некоторые из них.
- Похож ли этот дуб из рассказа Юрия Нагибина?
- А сейчас выполним задание под буквой б).
Внимание! Интересный факт. Дуб черешчатый - листопадное дерево, достигающее 50 м высотой, семейства буковых (Fagaceae). Дуб живет до 400-500 лет, отдельные деревья - до 1500-2000 лет, достигая 4 м в диаметре. Старейшему в Европе Стельмукскому дубу (находится в Литве) 2000 лет. Растет в широколиственных лесах и дубравах. Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства.
4. На доске: Просклоняйте существительные дуб, берёзка, ель. ( 3 человека у доски)
Определите грамматические признаки существительных.
4. Закрепление изученного. Работа в группах: Сегодня на уроке мы говорим о здоровье. И следующее задание - работа с карточками, на которых написаны рецепты целебных свойств дуба. Рецепты: Отвар коры (1:10) применяют при фарингите, ангине, заболеваниях кожи, стоматите. Для лечения ожогов применяют более крепкий отвар коры (1:5). При заболеваниях кожи используют также мазь - одна часть сгущенного отвара коры на четыре части ланолина. Выделенное слово разберите как часть речи.
Холодным отваром коры делают аппликации при ожогах и обморожениях, а также долго незаживающих ранах. Выделенное слово разберите как часть речи.
При желудочных кровотечениях, воспалении кишечника, отравлении тяжелыми металлами, грибами, пищевых отравлениях используют отвар коры. Для этой цели 20 г сухого измельченного сырья заливают 1 стаканом горячей воды, кипятят в течение получаса, затем процеживают и доводят объем жидкости до кипения. Принимают по 2 столовые ложки 3-4 раза в день. Выделенное слово разберите как часть речи.
- Мы исследовали наш скелет, изучали имя существительное, а сейчас обобщим наши знания. Я буду показывать кости скелета, а вы называйте существительное и указываете склонение. Подумайте, какое я задумала ключевое слово, означающее самое главное для человека, чего нельзя купить ни за какие деньги.(здоровье) 6.Итог урока: - Давайте подведём итоги урока, используя рефлексивную карточку. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно…. 3. Было трудно… 4. Я выполнял задание… 5. Я научился… 6. Урок дал мне… 7. Мне захотелось…
Д/з: упр. 105, стр. 64.