Конспект урока по теме «Имя существительное как часть речи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

села Домна Читинского района Забайкальского края.




Урок по теме

«Имя существительное как часть речи».

4 класс.

( система Занкова Л.В., учебник Н.В.Нечаева, С.Г. Яковлева).









Выполнила:

Перфильева Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ села Домна.



2012 год.

Открытый урок по теме: « Имя существительное как часть речи». 4 класс

Цель урока: Расширить знания детей об имени существительном как части речи. Умение учащимися определять грамматические признаки существительного.

Задачи:

1. Ознакомить детей с обобщенным лексическим значением имен существительных.

2. Ознакомить с делением имён существительных на группы.

3. Развивать элементы исследования, умение работать самостоятельно, умение обобщать и делать выводы.

4. Развивать речь учащихся.

5. Формировать навык работы в паре;

6. Формировать навык использования информационных ресурсов;

7. Воспитывать любовь к русскому языку, литературному чтению, аккуратность в работе.

Тип урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство)

Ход урока. 1. Орг. момент. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела, Мы вошли тихонько в класс И урок начнём сейчас. Будем думать, рассуждать И заданья выполнять. 2. Минутка чистописания.

- Что отличает человека от всех других живых существ?

- Что такое речь?

- Речь - это поток слов, который можно сравнить с рекой.

- Из чего состоит река? ( из воды)

-Потренируемся писать элементы, похожие на капли воды.

- Человек может общаться, он владеет речью.

На доске:

- А теперь назовите букву, по форме похожую на каплю.

О//О

- Пропишите до конца строки.

3. Работа по теме.

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом

Даю название предметам.

- Тема сегодняшнего урока «Имя существительное как часть речи». - Как вы думаете, какая цель урока будет? 1.- А вы знаете, ребята, что имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. По наблюдению учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. Даже маленькие дети, когда начинают говорить, они произносят первые слова: мама, папа, которые являются существительными.

-Объясните значение данной пословицы.

2. На доске: Здоровье не купишь - его разум дарит. - Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Какое главное слово в этом предложении? (здоровье). Почему? Какой частью речи выражено? Что вы знаете о существительном?

3. -Сегодня на уроке мы поговорим ещё и здоровье человека. - Из курса «окружающий мир» мы с вами узнали, что необходимо укреплять , заботится о своём здоровье. Вспомним недавно изученные темы: итак, скелет человека состоит из 200 костей, что у человека 2 мозга. Назовите, какие? Покажите на таблице. 4. Работа с учебником (окружающий мир). -Давайте откроем учебник окружающего мира на стр. 41 и прочитаем про этот орган(череп). - Какую функцию выполняет череп? Назовите существительные первого абзаца. -А сейчас спишите первое предложение. Найдите имена существительные в этом тексте и подчеркните в первом предложении как члены предложения.

- Сделайте вывод о роли существительного в предложении.( является главным членом и второстепенным членом предложения. дополнением). - Какие грамматические признаки мы можем определить у данных слов? Какие постоянные, непостоянные признаки сущ. ?

-Что можно ещё определить у существительных? ( склонение)

-Что такое склонение? Сколько типов? Определите склонение.

Здесь трав и земляника, и дорога и земля.

Собрались в окошке этом все на «а» и все на «я»,

Род мужской и женский род очень дружно здесь живет. ( 1 склонение)

Утром солнце, ночью месяц смотрят весело в окно,

Собрались в окошке этом все на «е» и все на «о»,

Род мужской и средний род, а склонение одно. ( 2 склонение).

За окошком третьим тишь, потому что в доме мышь,

Ночью, чтоб пирог испечь, топит мышка Маня печь.

Печь и мышь, и тишь, и ночь - вместе жить совсем не прочь. ( 3 склонение).

  • -Определите грамматические признаки существительных.

Физкультминутка. (видеозарядка)

Для чего нужно делать зарядку?

-А что вы знаете о мышцах? Расскажите.( в теле 639 мышц). Мы с вами провели хорошую разминку, а сейчас поработаем.

5. Работа с учебником русский язык: стр. 63 упр. 103. (у доски)

1. Чтение учителем .(беседа)

2. - Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.

3. - Шишкин Иван Иванович родился в купеческой семье. С раннего детства его влекло к живописи. Он написал большое количество картин.

Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы. С особой охотой художник пишет породы самых мощных и крепких дубов и сосен - в стадии зрелости, старости. Вот некоторые из них.

- Похож ли этот дуб из рассказа Юрия Нагибина?

- А сейчас выполним задание под буквой б).

Внимание! Интересный факт. Дуб черешчатый - листопадное дерево, достигающее 50 м высотой, семейства буковых (Fagaceae). Дуб живет до 400-500 лет, отдельные деревья - до 1500-2000 лет, достигая 4 м в диаметре. Старейшему в Европе Стельмукскому дубу (находится в Литве) 2000 лет. Растет в широколиственных лесах и дубравах. Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства.

4. На доске: Просклоняйте существительные дуб, берёзка, ель. ( 3 человека у доски)

Определите грамматические признаки существительных.

4. Закрепление изученного. Работа в группах: Сегодня на уроке мы говорим о здоровье. И следующее задание - работа с карточками, на которых написаны рецепты целебных свойств дуба. Рецепты: Отвар коры (1:10) применяют при фарингите, ангине, заболеваниях кожи, стоматите. Для лечения ожогов применяют более крепкий отвар коры (1:5). При заболеваниях кожи используют также мазь - одна часть сгущенного отвара коры на четыре части ланолина. Выделенное слово разберите как часть речи.

Холодным отваром коры делают аппликации при ожогах и обморожениях, а также долго незаживающих ранах. Выделенное слово разберите как часть речи.



При желудочных кровотечениях, воспалении кишечника, отравлении тяжелыми металлами, грибами, пищевых отравлениях используют отвар коры. Для этой цели 20 г сухого измельченного сырья заливают 1 стаканом горячей воды, кипятят в течение получаса, затем процеживают и доводят объем жидкости до кипения. Принимают по 2 столовые ложки 3-4 раза в день. Выделенное слово разберите как часть речи.

- Мы исследовали наш скелет, изучали имя существительное, а сейчас обобщим наши знания. Я буду показывать кости скелета, а вы называйте существительное и указываете склонение. Подумайте, какое я задумала ключевое слово, означающее самое главное для человека, чего нельзя купить ни за какие деньги.(здоровье) 6.Итог урока: - Давайте подведём итоги урока, используя рефлексивную карточку. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно…. 3. Было трудно… 4. Я выполнял задание… 5. Я научился… 6. Урок дал мне… 7. Мне захотелось…

Д/з: упр. 105, стр. 64.





















© 2010-2022