- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование технологии проектного обучения в начальной школе
Использование технологии проектного обучения в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тетюхина Е.Н. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование технологии проектного обучения
в начальной школе
Современная начальная школа - важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Я работаю учителем начальных классов второй год и активно использую метод проектов в своей работе. Особенно на уроках окружающего мира и литературы.
При использовании проектных технологий ставлю перед собой следующие задачи:
-
Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
-
Самостоятельно конструировать свои знания и мысли;
-
Умение ориентироваться в информационном пространстве;
-
Критически мыслить.
Метод проектных технологий далеко не новый. Основоположником был американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов).
Проекты бывают:
-
Исследовательские;
-
Творческие;
-
Ролево - игровые;
-
Информационные;
-
Практиориентированные;
-
Монопроекты;
-
Интегрированные
По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.
Так как работа с проектом - это очень сложная работа, поэтому готовить
учеников к ней нужно постепенно.
В своей работе я чаще использую творческие, групповые проекты. Над
индивидуальными проектами мы с учащимися работали дважды.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
-
краткосрочные (2-6 ч),
-
среднесрочные (12-15 ч),
-
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
-
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
-
планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
-
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
-
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
С 2013 года реализованы проекты:
-
«Веретено» - Окружающий мир, 1 класс
-
«Созвездия» - окружающий мир, 1 класс
-
«Вода и лед» - окружающий мир, 1 класс.
-
«Библиотека» - литературное чтение, 1 класс.
-
«Мои любимые сказки о животных» - литературное чтение, 1 класс.
-
«Моя семья» - русский язык, 2 класс
-
«Сказки А.С. Пушкина» - литературное чтение, 2 класс
-
«Заглянем в кладовые земли» - окружающий мир, 2 класс
-
«Красная книга» - окружающий мир, 2 класс
-
«Профессии» - окружающий мир, 2 класс
-
«Родное село» - окружающий мир, 2 класс
-
«Моя родословная» - окружающий мир, 2 класс.
Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Моя задача, как учителя - не учить, а научить учиться!
Моя цель - стремиться обучать, воспитывать детей, создать такие условия, чтобы сформировалась личность, чтобы дети могли самостоятельно мыслить.
Я стараюсь изменить психологический климат в классе и направить работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности: поискового, исследовательского и творческого характера.
С применением проектных технологий изменилась и успеваемость учащихся.
С применением проектных технологий изменилась самооценка учащихся.
После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:
- помочь ученикам произвести самооценку проекта;
- оценить процесс проектирования;
- подготовить проект к презентации.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Список используемой литературы:
Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. - 2007. - № 3. - С.42-45.
Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. - 2007. - № 4. - С.13-15.
Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. - 2004. - № 9. - С.33-40.
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.55-59.
Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.96-101.
Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С.21-26.
Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. - 2006. - № 1. - С.17-27.
Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2007. - 112 с.
Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.68-71.
Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- № 5. - С. 34-38.
Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.94-99.
Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. - 2007. - № 3. - С.28-33.
Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. - 2004. - № 3. - С. 23-25.
Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 93-96.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2004. - № 1. - С.39-46.
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2004. - № 4. - С. 44-49.
Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.40-43.