Конспект урока по литературному чтению на тему Б. Житков «Беспризорная кошка»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Б. Житков «Беспризорная кошка»

Цель урока: познакомить с рассказом, в котором рождается дружба между теми, кто еще вчера был одинок и беспризорен;

формировать навыки правильного чтения; учить восстанавливать порядок событий, описанных в рассказе;

развивать устную речь учащихся; умение анализировать слова и поступки героев, делать выводы о чертах характера персонажа, умение работать в группе, в парах; сочинительство рассказов;

воспитывать у детей положительные качества личности на материале прочитанного рассказа: стремление к дружбе, взаимопомощь в трудную минуту;

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, презентация, видео, звездочки, листы, карандаши для групп.

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный момент.

Улыбнулись друг другу, пожелали здоровья и успехов.

Работа по теме урока.

1. Введение в тему.

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать загадки. Этот зверь живёт лишь дома, С этим зверем все знакомы. У него усищи-спицы, Он мурлычет, он поёт, Только мыться он боится. Угадали? Это .... (Кот) Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх, Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
О ком мы сегодня будем говорить?

Постановка учебной задачи урока.

- Знаете ли вы поговорку «Живут, как кошка с собакой».

- Как вы понимаете поговорку?

- Сегодня мы узнаем, всегда ли верно это утверждение, прочитав рассказ Бориса Степановича Житкова. Познакомимся с его творчеством, будем работать над содержанием рассказа, узнаем, чему учит этот рассказ.

Слово о писателе.

Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. (Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище).

Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать - пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Борис Житков рассказал очень много правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» - животным. Один из таких рассказов «Беспризорная кошка».

Помогать мне сегодня читать этот рассказ будут ребята: Ерасыл, Айтуар и Шынгыс, которые дома должны были подготовиться. Вы должны внимательно слушать, следить за текстом, чтобы ответить на вопросы. Но прежде, чем мы начнем читать я хотела бы узнать:

-Как вы понимаете слово «беспризорная»?

-Какие события могут развиваться с таким названием?

Чтение текста учителем стр 73.

Чем занимался человек, от лица которого идет рассказ?

- Кто с ним жил?

- Опиши внешний вид Рябчика (словами из текста). Как они дружили?

- Зачем понадобился хозяину кот?

Чтение текста подготовленными учениками стр. 74( Айтуар, Ерасыл)

Как появилась кошка? (словами текста)

- Как отнесся к ней хозяин?

- Что он хотел, задабривая кошку рыбой?

- Как вела себя кошка?(Вела себя как зверь)

- Почему она вела себя как зверь, ведь она домашнее животное?

- Почему она одичала?

(Скорее всего, ее бросили нерадивые люди, и ей пришлось самой добывать себе пищу, защищаться от диких зверей и поэтому она не доверяла человеку)

Как вел себя Рябчик?

- Где поселилась кошка?

- Был ли рад Рябчик такой соседке? Почему?

Чтение текста подготовленными учениками стр. 74 - 75( Шынгыс)

Какую картину во время дождя увидел хозяин?

- Кого и почему пустил Рябчик в будку?

Что вы можете сказать о характере Рябчика и кошки?

- Кто с кем дружил? Кто с кем подружился?

- Подходит к рассказу поговорка «Живут, как кошка с собакой»?

-Совпали ли ваши предположения о том, что случится с кошкой?

Чему учит нас этот рассказ?

Физминутка.

(Прирученное животное чувствует доверие и любовь к человеку, а человеку надо не забывать, что он « навсегда в ответе за всех, кого приручил»)

Ребята, сейчас я хотела бы показать вам видео («Звери спасают друг друга»). Посмотрите и подумайте, что хотел сказать автор этого видео.

Даже звери помогают друг другу в трудную минуту, а мы иногда забываем, что мы люди и равнодушно проходим мимо, видя, что кому-то плохо, больно будь то человек или животное.

Ведь бездомных животных можно встретить повсюду: около магазинов, школ, на рынках, в подъездах. Они грязные, голодные и поэтому злые. Некоторым животным везет больше: их определяют в специальные приюты, некоторых подбирают и уносят к себе домой, как в нашем рассказе о беспризорной кошке, некоторых просто подкармливают на улице. Давайте, подумаем, как мы можем помочь животным, тем которые когда-то имели дом, а теперь остались на улице.

Мы попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы, работая группами.

Работа в группах.

1 группа

  1. Попробуйте написать письмо людям от лица бездомных животных.

2 группа

  1. В чем причина появления повсюду бездомных животных?

3 группа

  1. Можем ли мы что-то сделать, чтобы проблемы бездомных животных не стало?

Вывод: Однажды приручив животное, приблизив его к себе, мы берем ответственность за его жизнь, здоровье, настроение, судьбу до конца его дней. Важно не обмануть его доверие, не предать его сердце, быть верным в любви и заботе к тому, кто верил тебе.

Я знаю, что у каждого из вас есть кошка, собака. Вы любите их, заботитесь о них, и постарались нарисовать своих любимцев. Давайте посмотрим.

Презентация «Наши любимые животные».

Рефлексия:

- О чем мы говорили?

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит рассказ?

Каждый из вас хорошо потрудился. (Оценивание ответов детей)

Итог урока.

Задание на дом: составить план пересказа и пересказать текст.


© 2010-2022