- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения «Берёза»
Урок литературного чтения «Берёза»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лушникова Т.Ф. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Гамовская общеобразовательная школа
Учитель: Лушникова Татьяна Фёдоровна
Работа с текстом: смысловое чтение.
«Мы понимаем не текст, а мир,
стоящий за текстом».
А.А.Леонтьев
Сегодня мы озадачены новыми стандартами, которые диктуют нам организовывать детей в деятельностном режиме. ФГОС ООО обязывает на ступени основного общего образования планировать достижение результатов освоение четырех междисциплинарных учебных программ, одна из которых «Основы смыслового чтения и работа с текстом». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской компетенции, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и приобретении навыков осмысленного и рефлексивного чтения, что является неотъемленной частью формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Стандарты обязывают:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- находить в тексте требуемую информацию;
- выполнять смысловое свертывание текста;
- откликаться на содержание текста (связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников; оценивание утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов);
- выделять главную и избыточную информацию;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
-выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей.
В условиях переизбытка и доступности информации интенсивное чтение книги перестает быть постоянной интеллектуальной практикой. Доминантой становится чтение с определенной целью.
Именно поэтому освоение и внедрение средств, методов, приемов, способов формирования смыслового чтения стало целью нашего урока.
Обучение смысловому чтению требует от педагога особых профессиональных умений и его готовности самому осваивать деятельностные технологии. Ведь когда я умею сам, то могу научить
другого.
Ход занятия:
Стадия «Вызова»
-
На доске открывается первая иллюстрация «Цветущая береза».
-
Предположите, что это? (если не узнали, открываем иллюстрацию №2, №3
-
Что вы знаете о березе?
-
Что бы вам хотелось еще узнать?
2.А сейчас я вам предлагаю игру «Верю - не верю». (односложные ответы)
Верите ли вы, что
-
берёза является символом России? (да)
-
Из ветвей березы плели венки? (да)
-
Из берёзы изготавливали обувь? (да)
-
Из берёзы изготавливали посуду? (да)
-
Берёза служила, как средство наказания? (нет)
-
Из берёзы можно получить продукт питания? (да)
-
Берёза является лечебным средством? (да)
_-Свои предположения вы проверим после работы с текстом.
2.Стадия «Осмыслении». Работа с текстом.
Раздаются тексты «Берёза» И. Соколов-Микитов.
-Прочитайте внимательно.
-Найдите ответы на свои предположения.
- Давайте проверим (снова читаю вопросы)
3. Обратите внимание на ярмарку, здесь представлены изделия из берёзы.
- Выберите тот предмет, который вам понравился ( на них задание).
4. Работа в группах:
1гр.- составление ментальной карты.
2 гр. - работа над презентацией.
3 гр. - составление досье на берёзу (по алгоритму).
4 гр. - составление рекламы о берёзе (напечатать).
5 гр. - нарисовать берёзовую рощу.
6 гр.- нарисовать и отсканировать берёзу.
5. Творческий отчет групп.
6. Чтение стихотворения «Ода о берёзе».
7. Прослушивание песни «Берёзы» в исполнении Н.Расторгуева
(написать на листочках ассоциации связанные с берёзой)
8. Рефлексия. (вывесить листочки с ассоциациями на берёзу)