- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект Грамматический бой (2 класс)
Конспект Грамматический бой (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбакова М.Ю. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цели: - обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки
учащихся;
- развивать речь, логическое мышление, память, воображение;
- учить работать в группах;
-
Вступление.
Вступление:
Русский язык, богатый и великий, скрывает в себе много загадок и волшебных
представлений.
Вы убедитесь в этом, разгадывая головоломки, ребусы, кроссворды.
Будьте внимательны и терпеливы - и вы откроете очень многое, до сих пор вам
неизвестное.
-
Итак, внимание; внимание!
-
Мы начинаем бой по русскому языку. И приглашаем девчонок и
мальчишек, сразиться в необыкновенном бою.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей. Спустя время он сам слово за слово начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью.
Могуч и прекрасен наш родной язык. (слова записаны на доске)
2. Грамматический бой.
А теперь посмотрим, как вы хорошо знаете русский язык. Проведем «Грамматический бой».
(класс делится на четыре команды, каждая придумывает название и девиз; всё это отражается на интерактивной доске).
Задание 1. «Назови одним словом».
(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет - имя существительное; например: храбрый человек - храбрец)
БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - болтун, болтушка;
ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - лентяй, ленивец;
МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК - мудрец;
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК - добряк;
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - умелец;
БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК - богатый, богач;
ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК - грубиян;
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - силач;
Задание 2. «Загадка в загадке».
(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)
1. Сидит де ... во сто шу … одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2. На п … ляне л … сной
Под могучей с … сной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
3. Через поле и л … сок
Подается г … л … сок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
4. По полотняной стр … не,
По реке Простыне
Плывёт парохо …
То назад, то вперед,
А за ним такая гла … ь,
Что и зыби не видать.
Задание 3. «Составь слово».
(у каждой команды конверт с буквами: надо составить по четыре слова)
а) ш, у, б, а, о, с, е, н, ь, л, о, н, с, о, с, а;
Задание 4. «Угадай какое слово спряталось».
(каждой команде из данных букв необходимо составить слово и попробовать из этих букв составить новые слова)
А О С Н В М Т К О - (космонавт)
Б И Ь И Л У Н Д К - (будильник)
Ш А К Р А Н А Д - (карандаш)
Д Е Т Ь Р Т А - (тетрадь)
Задание 5. «Закончи фразеологизм».
(у каждой команды на карточках напечатаны фразеологизмы)
Изворотлив как … (уж).
Нем как … (рыба).
Как мокрая … (курица).
Клевать носом - … (дремать).
Зарубить на носу - … (запомнить).
Чесать языком - … (болтать).
Дать стрекача - … (убегать).
Ломать голову - … (думать).
Задание 6. «Собери пословицу».
Лучший друг - хорошая книга. (ша, ро, кни, я, га, хо, ший, друг, луч)
Дружба дороже денег. (до, нег, друж, ро, де, ба, же)
Нет друга - ищи, а нашел - береги. (бе, ищи, нет, дру, на, ре, га, ги, а, шел)
Дружба дороже денег. (де, же, друж, до, нег, ба, ро)
Задание 7. «Дерево». Дерево должно быть могучим и крепким. От его корня идут ростки. Так вот, вам будут даны корни, (только не дерева, а слов). Вы от них образуйте новые однокоренные слова. Чье дерево будет ветвистее, если каждая ветвь - слово. (-бег- , -зим-, -сад-, - ход-).
Задание 8. «Словесные портреты».
(узнай произведение и автора, каждой команде по три вопроса)
1) Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
2) Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
4) По амбару метен, по сусекам скребён,
На сметане мешан,
В печку сажен, на окошке стужён,
Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …
(русская народная сказка «Колобок»)
5) Ест за четверых, работает за семерых.
До светла всё у него пляшет:
Лошадь запряжёт, полосу спашет,
Печь затопит, всё закупит, заготовит …
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»)
6) Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …
(Н.Носов «Приключения Незнайки»)
7) Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …
(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)
Задание 9. «Исправь ошибки».
(дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)
Молчю, шырокий, чищю, марской, речьной, зовот, тетрать, одежда, ирочька, воробьи, чюлок, ребята, вова, снигирь.
Задание 10. «От Хобота до Чирикина».
(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)
ХОБОТ - слон, ПАНЦИРКА - черепаха,
БУДИЛЬНИК - петух, ПОВТОРЮШКА - попугай,
ПОРХАЙКА - бабочка, ДВУГОРБИК - верблюд,
ДЛИННОШЕЙ - жираф, КЛЕШНЯ - рак,
ТЕЛЬНЯЖКА - зебра, КОЛЮЧКА - ёж,
ЛИСТОЕДКА - гусеница, ФОНТАН - кит,
МЯУКА - кошка, ЧИРИКИН - воробей.
Задание 11. «Ребусы».
-
Кисточка
-
Клей
-
Краски
-
Ластик
-
Ручка
-
Циркуль
-
Обложка
-
Мел
-
Закладка
-
Учебник
-
Пластилин
-
Карта
3. Подведение итогов, награждения.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим мы: «до свиданья