Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС, «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа», концепции «Перспективная начальная школа», на основе Концепции стандарта второго поколения и авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Русский язык».

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
  • формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
Задачи:
  • обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Общая характеристика учебного предмета

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.). Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 50 часов 5 часов в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

Вклад курса в решении основных педагогических задач

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной). Предметные знания и умения, приобретённые при изучении русского языка в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Особенности содержания учебной деятельности учащихся

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами, понимать знаки, схемы, символы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

  • название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

  • правила переноса слов по слогам;

  • способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы)

  • способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

  • способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь:
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог;

  • Пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;

  • Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

  • Различать предложение и слово;

  • Определять границы предложения в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;

  • Писать прописную букву в именах собственных;

  • Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;

  • Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

  • Писать словарные слова определённые программой;

  • Писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • Списывать небольшой текст по правилам списывания;

  • Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Познавательные

  1. ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

  2. первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита; представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

  3. работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные

  1. работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

  2. выполнять работу по цепочке;

  3. видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

Регулятивные

  1. понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;

  2. выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

Тематическое планирование

п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося,ч.

Из них

Теоритическое

обучение

Контр.

работа,

ч.

Самост.

работа,

ч

1

Алфавит

3

3



2

Слова-названия

4

4



3

Речь письменная и устная.

4

4



4

Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.

34

31

3


5

«Азбука вежливости». Закрепление пройденного.

5

5



Итого

50

47

3


Содержание учебного предмета

Алфавит - 3 часа.

Знать:

  • название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

Уметь:

  • быстро найти букву в алфавитном столбике. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях, расположение названий объектов своей местности в алфавитном порядке.

Слова-названия - 4 часа.

Знать:

  • правила переноса слов по слогам;

Уметь:

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

  • писать словарные слова, определенные программой.

Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных, в том числе - населенных пунктов своей местности. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная - 4 часа.

Знать:

  • предложения по цели высказывания

Уметь:

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;

  • правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предло­жения);

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения термино­логии).

Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

Звуки речи. Построение звуковой схемы.- 34 часа.

Знать:

  • способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

  • способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощьюбукв е, е, ю, я).

Уметь:

  • понимать различие между звуком и буквой;

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие со­гласные;

  • мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные;

  • только твердые и только мягкие согласные;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

  • читать и составлять простейшую графическую схему слова.

Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова
«Азбука вежливости» - 5 часов.

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний
    взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

© 2010-2022