Урок литературного чтения Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

Дата: 17 октября 2012 год Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные - понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина. Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска,нетбуки учащихся. Используемые ЭОР: интерактивный тест, презентация.



Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1.Речевая разминка. Стихотворение.
Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать
всё правильно /и внятно, /
чтоб было / всем понятно.//
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко;
- О чем стихотворение?
- Какие слова надо выделять?
- Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.
- Чтение в темпе скороговорки.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

- А.С. Пушкин говорил "Что за прелесть эти сказки"…
- А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)
- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
- Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки?
(работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.

• Есть зачин, концовка
• Волшебство
• Повторение сюжета
• Магическое число
• Добро побеждает зло
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
- В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
- Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

- Сегодня на уроке мы будем исследовать "Сказку о рыбаке и рыбке", проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки.
3. Постановка учебной задачи.

- Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, "молвит ласковое слово, с поклоном"
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.

В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)
- Назовите героев сказки
- Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.
- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?
- Как ведет себя рыбка?
- Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо)
- Почему откупалась рыбка?
- Почему старик отпустил рыбку без откупа?
- Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе?
- Каким видим здесь старика по характеру?
- Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)

- Как ведет себя рыбка?
- Почему она помогает старику?
- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?
- Как показывает это автор сказки? Расскажите.
- Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?
- Кто из них решил не потворствовать старухе?
- Как это видно?

Физкультурная пауза.

5.Первичное закрепление.

Анализ характеров героев

- Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам нравится? Не нравится?
- Почему вам не нравится характер старухи?

- Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.

- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.
- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта).

- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.

- Прочитайте слова А.С.Пушкина:
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"
- Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей)
- Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:

  • Как здорово поймать волшебную рыбку!

  • Как плохо быть сварливым и жадным.

  • Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

- Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

7. Итог урока. Слайд 10.

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
- Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.
(Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других)
- На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием "Сказки о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.

Оценки за урок.

8. Рефлексия

Перед вами лежат смайлики.
Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой.
Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.

Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./



© 2010-2022