Непроизносимые согласные в корне 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Цель урока: познакомить со способом проверки непроизносимых согласных.

Задачи:

Научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова;

Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь; орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу, учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии:

а) информационно-коммуникативная технология;

б) здоровьесберегающая технология;

в) проблемное обучение.

Формы работы: индивидуальная; фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Форма обучения: урок - исследование.

Оборудование: учебник русского языка 3класс.

компьютер, мультимедийное устройство, индивидуальные рабочие листы,



Ход урока.


  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы разговаривать, поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Улыбка улучшает настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

- Постараемся проверить это правило сегодня на уроке.

2.Словарная работа.

Грачи улетели. Леса пожелтели.
Одни зеленеют лишь сосны, да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи
Кто скажет, кто знает,
Когда так бывает? (ответ детей - осенью)

- Ребята, нравится ли вам осень? (ответы детей)

- Действительно, дивное время года.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы с вами тоже соберем урожай в свои тетрадки, а заодно вспомним написание словарных слов.

-Картинный диктант: помидор, морковь, огурец, картофель, яблоко, капуста.


  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Капуста

Капустница

капустный

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).

-Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов

-Посчитайте количество букв и звуков.

Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.


- Кто догадался, какую тему мы начинаем изучать сегодня?

- Верно (фиксирует темы на доске)

Непроизносимые согласные в корне слова.

- Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цель урока (ответы детей)

• Повторить

• Узнать

• Научиться

- Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов.

- Узнать о новой орфограмме в корне слова.

- Научиться применять полученные знания

Подводящая беседа к формулированию правила.

А теперь подумаем, как же проверить слова с непроизносимыми согласными?

- Найдите пары однокоренных слов

и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным .

Звездный солнышко

Солнце сердечный

Грустный здравствуй

Здравие звезда

грусть сердце

Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся.

Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, это называется «стечением согласных». Один согласный из трёх ( средний ) в потоке речи не произносится.

- Какие согласные не произносятся в этих словах?

Л, Д, Т, В.

Прочитайте вывод в учебнике с. 72

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать , неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему - то решить?

Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

- Кто поможет сформулировать правило? (Дети формулируют правило)

Способ проверки.

Совместное составление алгоритма.

  1. Произнести слово

  2. Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук

  3. Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.

  4. Напиши слово

Сравним свою формулировку с авторской. С. 73

4.Закрепление изученного.

Устная работа с использованием текста на слайде

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Назвать букву, которую вставляете, и затем проверочное слово

гиган…ский гигант

грус…ный грусть

извес…ный известие

мес…ный место

наез…ник езда

радос…ный радость

ярос…ный ярость

чес…ный честь

Творческое задание

« А сейчас, творческое задание. Работаем в парах.

( задание на листочках)

Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными».

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: Ненастные, поздней , яростный , радостное , чудесная

Самостоятельная работа.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, тростник,

участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

- Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

5. Рассмотрите картинки, составьте и запишите 4-5 предложений по опорным словам, используя слова с непроизносимыми согласными. Озаглавьте.

Осень, дни, ненастные, небо, солнце, тучи, деревья, листья, ветер, дождь, птицы, грустно, тихо.

-Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.


  1. Подведение итогов урока. Д.з.

Выберите фразеологизм которые характеризуют вашу работу сегодня

  • Хлопать ушами

  • не покладая рук

  • не жалея сил

  • засучив рукава

  • до седьмого пота

  • в поте лица.

  • краем уха

  • шевелить мозгами

Что нового узнали на уроке?

Какую задачу ставили?

Удалось ее решить?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

- Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

- На следующих уроках мы будем продолжать работать над этой темой.

Приложение

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: Ненастные, поздней , яростный , радостное , чудесная

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: Ненастные, поздней , яростный , радостное , чудесная

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: Ненастные, поздней , яростный , радостное , чудесная

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: Ненастные, поздней , яростный , радостное , чудесная


© 2010-2022