- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Я пешеход и пассажир
Рабочая программа по внеурочной деятельности Я пешеход и пассажир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стафеева Н.И. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
г. Подольска
УТВЕРЖДАЮ
Директор С.И.Тухватулина
Приказ № ______ от « » ______ 2015 г
Рабочая программа кружка
«Я-пешеход и пассажир»
внеурочная деятельность
социальное направление
3 В класс
(68 часов, 2 часа в неделю).
Составитель:
Стафеева Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
первой категории
2015 - 2016 учебный год
содержание
Пояснительная записка 3
Содержание программы 7
Календарно-тематическое планирование 13
Планируемые результаты 21 Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....................................23
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 24
пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я-пешеход и пассажир» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
- концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
- приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы факультатива «Я - пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф, 2011. - 192 с. - (Начальная школа XXI века). Программа рассчитана на школьников 9-10 лет. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и реализует социальное направление.
Актуальность и педагогическая целесообразность Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Целью кружка является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи: • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД; • привитие культуры безопасного поведения на дорогах; • обучение школьников ПДД; • обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания • развитие творческих способностей; • формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций; • привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; • формировать личностный и социально -значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; • развивать мотивацию к безопасному поведению; • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
Программа построена с учётом следующих принципов: - доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет; - личностно ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста; - линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; - деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объём знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций. Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности Место кружка в учебном плане Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст обучающихся-9-10 лет. В третьем классе на реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю) - 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания Программа способствует:
- умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Организация внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Я - пешеход и пассажир» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста. Основная идея программы - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Продолжительность занятий 40 минут, 2 занятия в неделю.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
-
тематические занятия
-
практические занятия
-
беседы
-
конкурсы
-
соревнования
-
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
-
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
-
экскурсии
-
демонстрация фильмов и видеороликов
-
беседы с инспекторами дорожного движения
Методы обучения:
-
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
-
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
-
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
содержание программы
1 класс Тема 1. На чём люди ездят (1 ч) Теория: рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Практика: Дидактическая игра с картинками. Тема 2. Близко - далеко, быстро - медленно (1 ч) Теория: Чтение и обсуждение сказки Дж.Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса») Практика: Дидактические игры: «Ближе - дальше», «Что мы видим из окна». Ученики рассказывают о том, что они видят из окна, используя слова - пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.). Тема 3. Чему нас учат правила дорожного движения (1 ч) Теория: Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?» Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения». Тема 4. Мы идём по улице (1 ч) Практика: Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД. Темы 5-6. Какие бывают дороги (2 ч) Теория: Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». Практика: Игра-конструирование «Улица города». Тема 7. Где мы будем играть? (1 ч) Теория: Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Практика: Дидактическая игра «Можно - нельзя». Тема 8. Дорога за городом (1 ч) Теория: Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям). Практика: Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование - кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог». Темы 9. Светофоры (1 ч) Практика: Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.
Темы 10-11. Дорожные знаки (2 ч) Теория: Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». Практика: Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры. Тема 12. Нас увидят в сумерках (1 ч) Практика: Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках. Темы 13-14. Мы переходим улицу (повторение) (2 ч) Теория: Беседа «Как мы будем переходить улицу». Практика: Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. Тема 15. Перекрёсток (1 ч) Практика: Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток». Тема 16. Сигналы машин (1 ч) Теория: Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций). Практика: Подвижная игра «Налево - направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения. Тема 17. Остановка транспорта (1 ч) Теория: Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса». Темы 18. Мы - пассажиры (1 ч) Теория: Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка». Практика: Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на автобусе». Тема 19. Мы едем на дачу (1 ч) Теория: Рассматривание иллюстраций - защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Практика: Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком. Темы 20-21. Опасные ситуации (2 ч) Теория: Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». Практика: Сюжетная игра «Поедем к маме...». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему. Тема 22. Несчастный случай (1 ч) Практика: Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле». Тема 23. Проверим себя (1 ч) Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
2 класс Темы 1-2. О транспорте (2 ч) Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской - сельский, воздушный - водный - наземный - подземный, пассажирский - грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом). Темы 3-4. Дорога (2 ч) Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». Тема 5-6. Части дороги (2 ч) Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть - это ...»; «Тротуар - это ...» и т. д. Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе». Темы 7-8. Дорожные знаки (2 ч) Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям. Темы 9. Внимание! Опасность! (1 ч) Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь - людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!». Тема 10. Мы здесь живём (1 ч) Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. Тема 11. Будем уважать людей! (1 ч) Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?». Темы 12-13. Мы - пешеходы (2 ч) Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!». Темы 14. Правила для пешеходов (1 ч) Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем - бед избегаем!». Практика: ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий. Тема 15. Перекрёсток (1 ч) Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда. Тема 16. Регулировщик (1 ч) Теория: Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.) Темы 17-18. Мы - пассажиры (2 ч) Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. Тема 19. Будем уважать водителей (1 ч) Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». Тема 20-21.Мы едем на машине (2 ч) Теория: Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?». Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Темы 22-23. Мы покупаем велосипед (2 ч) Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». Тема 24. Проверим себя (1 ч) Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу
3 класс Тема 1-2. Будем осторожными (2 ч) Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий). Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения? Тема 3. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? (1 ч) Теория: рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение». Темы 4-5. Виды транспорта (2 ч) Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте. Темы 6. Какие бывают дороги (1 ч) Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные». Практика: рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию». Тема 7. Дорожное движение (1 ч) Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др. Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.). Тема 8. Перекрёсток и автомагистраль (1 ч) Практика: сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки». Тема 9. Населённый пункт (1 ч) Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Практика: дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Тема 10. Движение на загородной дороге (1 ч) Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе. Тема 11. Внимание! Железнодорожный переезд! (1 ч) Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь - людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде. Тема 12. Движение в трудных условиях (1 ч) Теория: просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!». Тема 13. Жилая зона (1 ч) Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны». Темы 14-15. Мы ориентируемся на местности (2 ч) Теория: экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения. Практика: создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки. Тема 16. Труд водителя (1 ч) Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия - водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге. Тема 17. Что такое тормозной путь (1 ч) Теория: рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!». Тема 18. Световые сигналы автомобиля (1 ч) Практическая работа: определить направление движения автомобиля. Тема 19. Случай на дороге (1 ч) Практика: завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...» Тема 20. В метро (1 ч) Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро». Тема 21. Проверим себя (1 ч) Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | На чём люди ездят. | характеризовать слова «опасность», «опасный»;способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 01.09 |
|
2 | Близко - далеко, быстро - медленно. | соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; | 03.09 |
|
3 | Чему нас учат правила дорожного движения. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 08.09 |
|
4 | Мы идём по улице. | формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 10.09 |
|
5-6 | Какие бывают дороги. | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; | 15.09 17.09 |
|
7 | Где мы будем играть? | этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; | 22.09 |
|
8 | Дорога за городом. | умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 24.09 |
|
9 | Светофоры. | умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 29.09 |
|
10-11 | Дорожные знаки. | выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат | 01.10
|
|
12 | Нас увидят в сумерках. | характеризовать слова «опасность», «опасный»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 06.10 |
|
13-14 | Мы переходим улицу (повторение). | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; |
08.10 13.10 |
|
15 | Перекрёсток. | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; | 15.10 |
|
16 | Сигналы машин. | умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; | 20.10 |
|
17 | Остановка транспорта. | предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; | 22.10 |
|
18 | Мы - пассажиры. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; | 27.10 |
|
19 | Мы едем на дачу. | этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 29.10 |
|
20-21 | Опасные ситуации. | разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | 10.11
|
|
22 | Несчастный случай. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; различать сигналы светофора и объяснять их значение; | 12.11 |
|
23 | Проверим себя. | формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 17.11 |
|
24-25 | О транспорте. | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота | 19.11 24.11
|
|
26-27 | Дорога. | формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 26.11 01.12
|
|
28-29 | Части дороги. | различать сигналы светофора и объяснять их значение; осознание ответственности человека за общее благополучие;
| 03.12 08.12 |
|
30-31 | Дорожные знаки. | выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат | 10.12 15.12 |
|
32 | Внимание! Опасность! | разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
| 17.12 |
|
33 | Мы здесь живём. | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. осознание ответственности человека за общее благополучие;
| 22.12 |
|
34 | Будем уважать людей! | осознание ответственности человека за общее благополучие; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
| 24.12 |
|
35-36 | Мы - пешеходы. | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 12.01
|
|
37 | Правила для пешеходов | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
| 14.01 |
|
38 | Перекрёсток. | умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 19.01 |
|
39 | Регулировщик. | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 21.01 |
|
40-41 | Мы - пассажиры. | различать сигналы светофора и объяснять их значение; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 26.01 28.01 |
|
42 | Будем уважать водителей! | формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
| 02.02 |
|
43-44 | Мы едем на машине. | разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков;
|
04.02 09.02 |
|
45-46 | Мы покупаем велосипед. | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 11.02 16.02 |
|
47 | Проверим себя. | осознание ответственности человека за общее благополучие; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; |
18.02 |
|
48-49 | Будем осторожными | разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
| 25.02 01.03 |
|
50 | Что такое ДТП? | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 03.03 |
|
51-52 | Виды транспорта | формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. осознание ответственности человека за общее благополучие;
| 10.03 15.03 |
|
53 | Какие бывают дороги | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | 17.03 |
|
54 | Дорожное движение | формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков;
| 31.03 |
|
55 | Перекрёсток и автомагистраль | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
| 05.04 |
|
56 | Населённый пункт | умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; | 07.04 |
|
57 | Движение на загородной дороге | выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); различать цвет и форму запрещающих знаков;
| 12.04 |
|
58 | Внимание! Железнодорожный переезд | выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
| 14.04 |
|
59 | Движение в трудных условиях | формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
| 19.04 |
|
60 | Жилая зона | осознание ответственности человека за общее благополучие; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
| 21.04 |
|
61-62 | Мы ориентируемся на местности | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
| 26.04 28.04 |
|
63 | Труд водителя | осознание ответственности человека за общее благополучие; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
| 05.05 |
|
64 | Что такое тормозной путь | соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
| 10.05 |
|
65 | Световые сигналы автомобиля | находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; осознание ответственности человека за общее благополучие;
| 12.05 |
|
66 | Случай на дороге | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения; предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
| 17.05 |
|
67 | В метро | формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; - развивать мотивацию к безопасному поведению;
| 19.05 |
|
68 | Проверим себя | способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
| 24.05 |
|
| Итого: | 68 ч |
|
|
планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
-
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
-
объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
-
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
-
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
- объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
-
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
-
различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
-
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; объяснять значение правил дорожного движения;
- группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности предусматривает оценку достижений обучающихся в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется в представлении коллективного результата деятельности группы обучающихся и индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио. Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся происходит на общешкольном или общеклассном мероприятии-празднике в различных формах творческой презентации. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося проводится на основании положения «О портфолио обучающегося начальной школы» Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
- Текущий:
- Итоговый контроль в формах
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - классная доска; - персональный компьютер с принтером; - DVD- проигрыватель; - телевизор; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска;
Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкаф для хранения дидактических материалов; - стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Учебные и методические пособия:
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2006.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
- Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
- Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
- Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей начальных классов от «__»_______________ 2015 г. №____
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Н.В. Петрова «__»_______________ 2015 г.