Конспект внеклассного мероприятия ДРУЖБА В КЛАССЕ НУЖНА, ДРУЖБА В КЛАССЕ НЕ НУЖНА (1 КЛАСС)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф.И.О. Борцова Ольга Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Страна: РФ

Область: Ростовская

Город: Таганрог

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36.

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста.

Пространство толерантности.

Успех человека в жизни зависит от многих факторов. Одним из них является умение общаться, ладить с людьми, находить взаимопонимание даже со сложными личностями. Благоприятные отношения с учителями, сверстниками, родителями - важный элемент социализации юного члена общества. Для успешной социальной адаптации необходимым условием является постоянство толерантности в окружающей среде. Я считаю, что значение толерантности связано с терпением, адаптацией, с устойчивостью к неопределённости, к стрессу, к конфликту, с признанием факта многообразия мира.

. Сегодня, обдумывая воспитательные возможности данной темы, я считаю, что моя работа должна быть направлена на обеспечение активной регуляции собственного поведения, а также развитие деятельности детей в процессе взаимодействия с социальной средой. Думаю , что основным фактором толерантности является формирование волевых, интеллектуальных и моральных качеств поведения у детей ,умение регулировать своё поведение. Таким образом, толерантность является и условием, и формой успешной адаптации каждого ученика. А фундаментом толерантности является понимание и доверие.

Толерантность - это морально-нравственное качество. Значит, для успешного формирования толерантного сознания детей я должна создать условия для развития в первую очередь морально-нравственных качеств.

С одной стороны, я должна пропагандировать духовные ценности, воспитывать детей в духе высокой нравственности и культуры. С другой стороны учить через понимание окружающих людей понимать самих себя (уважая другого - учимся уважать себя) так, как дети могут это воспринять. С каждым годом расширять и углублять их знания. Школьники самим фактом совместного обучения подвигнуты к необходимости не только устанавливать партнёрские отношения (что возможно, к примеру, и при совместном труде), но и вести активный диалог, обмен идеями по главным вопросам жизни, самовыражаться в самых различных формах. Дети должны чувствовать себя ответственными за окружающих людей и за то, что происходит рядом, - тогда мы сможем вырастить их заботливыми, неравнодушными людьми.

Работа по тематическому периоду «Пространство толерантности» охватывает и учебную, и внеклассную работу. Все дела, экскурсии, занятия, которые проводятся во внеучебное время, дополняются учебным материалом, и наоборот, учебный процесс подпитывается, углубляется за счет воспитательной работы. В этой работе должна быть система, которая должна учитывать возраст учащихся, имеющийся опыт и знания.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность - это не просто взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребёнка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений родителей. Поэтому считаю, что необходимо проводить работу с родителями на родительских собраниях.

Аннотация.

На данный момент у меня классное руководство в 1 классе. Элементом толерантности является дружба, которая, на мой взгляд является стержнем создания коллектива в классе. В своём мероприятии «ДЕЛОВАЯ ИГРА О ДРУЖБЕ» я использовала различные материалы воспитания толерантного, уважительного отношения к другим людям через умение и стремление узнать, понять себя, а следовательно осознать себя частью коллектива (класса). Ведь для ребёнка младшего школьного возраста (да и не только) очень важно быть нужным, быть необходимым, быть полезным. Это мероприятие стало одним из звеньев по развитию коммуникативных способностей учащихся, умения правильного общения в коллективе, а в дальнейшем в обществе.


Деловая игра о дружбе

Форма мероприятия - деловая игра.

Цель - воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Провёл мероприятие - классный руководитель Борцова Ольга Ивановна.

В результате занятия участники смогут:

  • - сформулировать понятие «дружба»,

  • - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

  • - приобретут навыки работы в сотрудничестве,

  • - Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Необходимые материалы:

  • - скотч и ножницы в каждую группу,

  • - 25 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера,

  • - цветные карандаши или фломастеры,

  • - белые листы бумаги А-3,

  • - шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.

Блок - схема занятия.

  • 1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». - 9 мин.

  • 2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин

  • 3. Мозговой штурм «Дружба - это …» - 5 мин.

  • 4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин.

  • 5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». - 20 мин.

  • 6. Подведение итогов занятия. - 5 мин.

Ход занятия.

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин).

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.).

3. Мозговой штурм «Дружба - это …». (5 мин).

1. Работа над понятием «дружба». «Дружба - это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».

4. Игровое упражнение. (5 мин.).

Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

  • Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

  • Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

  • Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

  • Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

  • - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

  • - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

  • - Какой рисунок у вас на спине?

5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин).

Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.

Ход выполнения интерактивного упражнения:

1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.

Критерии оценки:

  • - участники смоделировали дружбу в классе;

  • - участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);

  • - коллектив дружный;

  • - участники использовали всех человечков.

2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.

3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.

4. По истечении времени каждая группа должна:

А) изложить логику дружбы в их коллективе;

Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.

Осмотр проектов.

Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший.

Командам задаются следующие вопросы.

  • Понравилось ли вам работать в данной команде?

  • У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?

  • Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?

  • Какая группа не справилась с заданием? Почему?

  • Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?

  • Можно задать и дополнительные вопросы:

  • В какой группе был лидер?

  • Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?

  • Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)

Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:

  1. - Что вы сегодня делали на уроке?

  2. - Каковы результаты работы?

  3. - Как вы чувствовали себя во время работы?

  4. - Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

Конспект внеклассного мероприятия ДРУЖБА В КЛАССЕ НУЖНА,ДРУЖБА В КЛАССЕ НЕ НУЖНА(1 КЛАСС)

- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?

- Можно ли назвать наш класс дружным?


Родительское собрание. Беседа "Как воспитать толерантного человека?"

Конспект внеклассного мероприятия ДРУЖБА В КЛАССЕ НУЖНА,ДРУЖБА В КЛАССЕ НЕ НУЖНА(1 КЛАСС)

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?». Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

"Как воспитать толерантного человека?"

Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.
Вольтер

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Задачу учреждения образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности.

16 ноября - Международный день толерантности.

Толерантность - понятие достаточно новое: это
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова
- это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению».
Словарь В.И. Даля - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
Словарь С.И. Ожегова
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Как видим, толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача - вызвать ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка - игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье - это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязанные другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому и солидарности. Психологи считают, что воспитание должно начинаться с момента зачатия. Практически это невозможно, поскольку природа распорядилась так, что значительное время родители не знают, будет у них сын или дочка. Первое испытание родителей на толерантность - принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь. В первый год жизни ребенка особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное - научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких ему людей, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность - самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»


Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,

каких ответов больше всего - А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь), гораздо позже назначенного времени, вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье - их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие - формируют толерантность ребенка.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Мы провели анкетирование.
- Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?
- Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?
- Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?
- Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей.
- Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?
- Ты конфликтный человек? Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Отсюда - ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

Наше собрание близится к концу. Хочется процитировать слова Х. Канна: «Дитя, дай мне руку, чтобы я мог идти в лучах твоей веры в меня!» Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех. Решение родительского собрания
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни

© 2010-2022