Изучение всхожести и прорастания семян бобов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональный конкурс учебно-исследовательских работ школьников

«Экология жизненного пространства »










Изучение всхожести и прорастания

семян бобов




Авторы: Белов Кирилл Олегович,

Тюменская область, Тюменский район, село Горьковка,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа, 3 класс

Бобкова Софья Яковлевна,

Тюменская область, Тюменский район, село Горьковка,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа, 3 класс

Научный руководитель: Пелымская Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Горьковская средняя общеобразовательная школа





Тюмень




Содержание:



Стр.

1. Аннотация 3

2. Введение 4-5

3. Результаты исследования 6-9

5. Вывод 10

6. Литература 11

































Аннотация



В землю семечко упало,

Прорастать оно уж стало.

Скоро выйдет стебелёк

И появится цветок.


Семя - растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ. С помощью семян растения размножаются. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются и семя прорастает. Пока проросток не достиг поверхности почвы и не укоренился, для его роста используются питательные вещества, находящиеся в семени. Далее появляется росток, и для роста растения уже нужны солнечные лучи, или тепло. Мы решили изучить влияние глубины посадки на всхожесть семени, количества воды на прорастание семени и особенности корневой системы растения.

























Введение


Бобы - очень распространенные растения. К семейству бобовых относятся горох, фасоль, бобы, арахис и многие другие растения. Плоды этих растений содержат много белка, витамины, соли кальция и железа, поэтому плоды этих растений мы употребляем в пищу. Боб - сухой плод, который вскрывается двумя створками, в стручке находится много семян. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Бобы - это однолетнее растение, потому что от прорастания семени до образования новых семян нужен один летний сезон. Прорастанию семян предшествует их набухание вследствие проникновения воды внутрь семени. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие прорастают. При прорастании семени сначала появляется корешок. Он развивается, быстро укрепляется в почве и начинает питаться водой и минеральными веществами.

Цель работы:

  1. убедится в необходимости воды для прорастания семени;

  2. выявить, как влияет глубина посадки на всхожесть семени;

  3. изучить особенности корневой системы бобовых растений.

Задачи:

  • изучение литературы;

  • выбор объекта наблюдения и эксперимента;

  • приобретение практических навыков в ходе эксперимента.

Объект исследования:

бобы русские - бобовое растение из семейства бобовых.

Предмет исследования:

процесс прорастания, всхожести и особенности корневой системы.

Организация и метод реализации проекта:

  • теоретический: анализ литературы;

  • практический: выбор объекта исследования,

  • практическая работа (наблюдения, эксперименты),

  • оформление проекта.







Этапы работы над проектом:


Содержание этапы работы

Временной промежуток I. Подготовительный

  • Изучение литературы, Интернет сайтов.
  • Анализ изученных статей.
II. Деятельный
  • Проведение экспериментов.
  • Фотографирование работы.
III. Обобщающий
  • Подведение итогов.
  • Оформление проекта.
  • Составление презентации.

Март- май 2011 г.

Сентябрь - октябрь 2011г.

Ноябрь - февраль 2012 г.

























Результаты исследования
Для исследовательской работы нам понадобятся сухие семена растения бобы. Семена могут долго лежать в бумажных пакетах, в мешках из ткани, в зернохранилищах, находясь в состоянии покоя и не прорастая. Какие же условия необходимы, чтобы проросли семена? Всем растениям без исключения для набухания семени необходимо определённое количество воды и мы решили исследовать набухшие семена бобов. Нами был проведён первый эксперимент. Мы взяли десять семян бобов и взвесили. Далее нами эти семена были помещены в стаканчики с водой и поставлены в теплое освещенное место и ежедневно взвешивались. Данные записали в таблицу №1.


Таблица №1.Набухание семян бобов № п./п. семян

Вес сухого семени


Вес, набухшего семени

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 1 1г. 200мгр. 1г. 700мгр. 1г. 950мгр. 2г. 230мгр. 2г. 580мгр. 2г. 850мгр. 2г. 970мгр. 2г. 970мгр. 2 1г. 200мгр. 1г. 620мгр. 1г. 870мгр. 2г. 150мгр. 2г. 380мгр. 2г. 740мгр. 2г. 900мгр. 2г. 900мгр. 3 1г. 200мгр. 1г. 710мгр. 2г. 2г. 310мгр. 2г. 680мгр. 2г. 750мгр. 2г. 810мгр. 2г. 810мгр. 4 1г. 210мгр. 1г. 800мгр. 2г. 250мгр. 2г. 500мгр. 2г. 880мгр. 2г. 930мгр. 3г. 115мгр. 3г. 115мгр. 5 1г. 500мгр. 1г. 900мгр. 2г. 380мгр. 2г. 610мгр. 2г. 780мгр. 2г. 910мгр. 3г. 250мгр. 3г. 250мгр. 6 1г. 200мгр. 1г. 710мгр. 2г. 150мгр. 2г. 400мгр. 2г. 780мгр. 2г. 900мгр. 3г. 110мгр. 3г. 110мгр. 7 1г. 200мгр. 1г. 700мгр. 1г. 930мгр. 2г. 340мгр. 2г. 780мгр. 2г. 860мгр. 2г. 930мгр. 2г. 930мгр. 8 1г. 230мгр. 1г. 850мгр. 2г. 270мгр. 2г. 510мгр. 2г. 760мгр. 2г. 920мгр. 3г. 110мгр. 3г. 110мгр. 9

1г. 230мгр. 1г. 800мгр. 2г. 300мгр. 2г. 610мгр. 2г. 720мгр. 2г. 810мгр. 2г. 920мгр. 2г. 920мгр. 10 1г. 230мгр.
1г. 770мгр. 2г. 290мгр. 2г. 550мгр. 2г. 770мгр. 2г. 900мгр. 3г. 10мгр. 3г. 10мгр. Сред- ний вес семе-ни 1г. 240 мгр. 1г. 756 мгр. 2г. 139 мгр. 2г. 421 мгр. 2г. 433 мгр. 2г. 857 мгр. 3г. 012 мгр. 3г. 012 мгр.
Набухание семени бобов происходит в течение 6 дней. Мы выяснили, что набухшие семена бобов весят почти в 3 раз больше, чем сухие. Таким образом, мы установили, что средний вес сухого семени 1 гр. 240 мгр. Темп набухания семени первые 3 дня происходит более активно, а последние дни идёт замедленное набухание, а на 6 день процесс потребления воды семенем прекращается. Далее мы стали высаживать набухшие семена бобов в стаканчики с грунтом для того, чтобы выяснить зависимость всхожести семян от глубины посева.


Таблица №2. Глубина посева семян

№ п./п. семян
Глубина посева семени (22.9.2011)
Дата всходов
1 1 см

25 сентября 2 2 см

28 сентября 3 3 см

28 сентября 4 4 см

26 сентября 5 5 см Всходов не было 6 6 см

26 сентября 7 7 см

27 сентября 8 10 см

30 сентября 9 12 см

3 октября 10 15 см Всходов не было
Глубина посева от 1- 7 см практически не влияет на скорость прорастания семени. При посеве на глубину 12 см мы видим, как развивается корневая система, но семя не может пробиться через почву, а на глубину 15 см всходов не было. На глубине от 1-7 см ростки были крупные, сочные, тёмно-зелёные, а растения на глубине 10-12 см были такие слабые, истощённые, светло-зелёные и проросли они позже всех в течении двух - четырёх дней; на глубине 15 см всходов не было. Анализируя результаты второго эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что оптимальная глубина посева на пришкольном участке должна составлять 1 -7см.


Работая с литературой, мы натолкнулись на такую информацию, что только у бобовых растений образуются на корнях клубеньки. Что такое клубеньки? Это выросты на корне, в котором живут бактерии. В энциклопедии сказано, что бактерии паразитируют на корнях бобовых растений в начале образования корней, то есть питаются за счёт растения, на котором живут. Нами был проведён третий эксперимент, где мы наблюдали за образованием клубеньков. Данные этого эксперимента записали в таблицу №3.

Таблица № 3. Образование клубеньков.


№ п./п.

семян,

дата появления всходов

День эксперимента

Образование клубеньков

1 (25.9)

1 день

Появились всходы

4 (26.9)

3 день

На корнях нет изменений

6 (26.9)

5 день

На корнях образовались клубеньки белого цвета

7 (27.9)

7 день

Клубеньков становится больше

2 (28.9)

10 день

Появились красные клубеньки

3 (28.9)

6 день

Изменилась форма клубеньков

8 (30.9)

7 день

Изменилась форма клубеньков

9 (3.10)

8 день

Изменилась форма клубеньков


В ходе наблюдения мы увидели, что через 5 дней после появления всходов на корнях растения появились белые клубеньки. Это бактерии, они питаются за счёт растения. По прошествии 10 дней цвет клубеньков изменился. Они стали красные, увеличились в размере, изменили форму. Начался процесс усвоения азота из воздуха клубеньковыми бактериями. Нашему растению бактерии помогают питаться азотом из воздуха почвы. В учебнике природоведения 5 класса мы прочитали, что наш воздух состоит из смеси газов, в котором 78% азота, 21% кислорода, 1% составляют другие газы. Этот азот не доступен растениям, и только бобовые растения благодаря бактериям могут усваивать азот из воздуха. Азот необходим растениям для образования белка. В ходе этого эксперимента мы увидели, что на корнях растений образовались клубеньки. В этом и заключается взаимопомощь живых организмов. Растения способны образовывать органические вещества, а бактерии могут усваивать азот из воздуха почвы.







































Выводы


В ходе экспериментов мы установили, что одно из условий всхожести семени - это процесс набухания, то есть в семени идёт растворение в воде питательных веществ, которые необходимы для прорастания. Также мы узнали, что, оказывается, семена нужно высевать своевременно, но если они заделаны в почву неглубоко, то жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие и молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину и вовремя, так как весной почва быстро высыхает. Опоздание с посевом семян может снизить урожай. Далее мы выяснили, что бобовые растения имеют особую корневую систему, на которых живут бактерии, благодаря чему идет процесс усвоения азота из воздуха, который находится в почве. В этом и заключается взаимопомощь живых организмов.





























Список литературы


  1. Энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

  2. Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004.

  3. В.В. Пасечник, Биология 6 класс- М.: Дрофа, 2003.

  4. Г.Д. Петухов, Ключ к высоким урожаям.- Омск: РИК «Сибор»,2001.

  5. А.А. Плешаков. Природоведение 5 класс.- М.: Дрофа.

11


© 2010-2022