- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Папян С.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Участие в проектной деятельности - сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы
В результате работы над проектом учащиеся получают навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия. Каждый участник группы осознаёт свою долю ответственности за выполнение общего дела, старается не подвести свое звено, выполнить свое задание, дети учатся работать в команде, помогать друг другу.
В процессе исследовательской деятельности ребята не только повторяют имеющиеся у них теоретические знания, но и путем самостоятельных изысканий приобретают новые, систематизируют их и учатся использовать на практике.
Работа над проектом способствует активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива. Дети осознают значимость своей работы, расширяют свой кругозор. Кроме того, дети в классе становятся более дружными и получают навыки бесконфликтного общения.