• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения для 3 класса по курсу «Любимые страницы», тема: Зимняя природа в изображении С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения для 3 класса по курсу «Любимые страницы», тема: Зимняя природа в изображении С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения по курсу «Любимые страницы» (О. В. Кубасова). 3 класс.

Тема: Зимняя природа в изображении С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»

Цель: - познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «Береза» и рассказом

М. Пришвина « Деревья в лесу»; ввести учащихся в мир описания зимней

природы; учить работать с текстом поэтического и прозаического плана;

обогащать словарный запас; формировать умения находить красочные средства,

помогающие рисовать картины природы; работать над выразительным чтением

учащихся;

  • развивать поэтический вкус и образное мышление в процессе работы; развивать устную монологическую речь;

  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, музыку; умения работать в группах, парами.

Оборудование: музыка Брамс « Венгерский танец № 1 соль - минор», Гайдн « Серенада

Анданте Контабле соч.3 № 5», Моцарт « Эльвира Мадиган»; рисунок окна, репродукция картины И. Грабаря « Февральская лазурь», портрет С. Есенина, М. Пришвина; слайды зимней природы; доска.

Технические средства: магнитофон, проектор, компьютер.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мобилизующий этап

-Ребята, вы когда-нибудь заглядывали в окна?

-А интересно ли заглянуть в это окно?! Что же там? (Открываются ставни окна)

-Какая?

Дети входят в класс под музыку

-Картина!

-Картина зимней природы.

Формулирование и конкретизация темы урока

-Судя по картине, вы можете предположить, о чем же мы будем говорить на уроке литературного чтения?

- Ребята, мне хочется, чтобы вы увидели и почувствовали красоту зимнего природы.

(Выходят художник и музыкант, их действия)

-Как выразил красоту зимней природы музыкант?

-А художник?

-На литературном чтении с помощью чего может выражаться красота зимней природы?

-Кто поможет увидеть эту зимнюю красоту в произведениях?

-Вы сказали, что мы будем говорить о зимней природе в изображении поэта и писателя.

-Сможем ли мы все произведения о зиме сегодня рассмотреть?

Откройте учебники на стр. 135 и сформулируйте тему урока.

(Вывешивается тема урока и два портрета)

-Я приготовила два портрета, а Игорь расскажет о С. Есенине.

А вы внимательно слушайте и запишите самое интересное для себя в читательский дневник.

-Что интересного для себя записали?

-О зимней природе.

-С помощью музыки.

-С помощью красок.

- При помощи слова.

-Поэт и писатель.

-Нет.

-Зимняя природа в изображении С. Есенина « Береза» и М. Пришвина « Деревья в лесу»

Сообщение о С. Есенине.

Ребята работают в читательском дневнике.

2-3 человека зачитывают

Постановка частных проблем

-Ребята, прослушайте стихотворение С. Есенина.

-Какую картину Вы представили?

-Что бы поместили на первый план?

-Что еще вы нарисуете?

-Какие краски возьмёте? Почему?

Ученик читает стихотворение С. Есенина

Рассуждение ребят.

-Потому что зима.

Поиск решения

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Всё понятно?

-С каким чувством С. Есенин описывает березу? Какие слова подсказывают вам это?

-Найдите и подчеркните строчки, в которых рассказывается о цвете. Серебряный снег - это какой? А золотой?

-Очень интересно в стихах описание инея. Найдите это описание. Кайма - что это такое? А бахрома?

-Какое время дня рисует поэт? Как вы догадались?

-Какое утро солнечное или пасмурное? Найдите и подчеркните.

-Есть ли в тексте сравнение? Олицетворение?

-Напомните мне, что такое сравнение, олицетворение.

Дети работают с текстом простым карандашом.

-С. Есенин любуется белой березой, восхищается красотой.

-Белая береза, серебряный снег, золотой огонь снежинок,

-«На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой».

-Утро: заря, сонная тишина, иней еще не растаял после морозной ночи.

-Солнечное: «горят снежинки в золотом огне»

-Да, есть.

Объяснение детей

Частичное закрепление новых знаний

-Следующая работа в группах. Вы находите и подчеркиваете простым карандашом:

1 группа - сравнение;

2 группа - олицетворение.

-Давайте проверим.

-А теперь выразительно прочитаем стихотворение вслух.


Работа в группах

Одна группа отвечает , другая дополняет.

Выразительное чтение стихотворения.

Первичное закрепление приобретенных знаний

(Появляется репродукция И. Грабаря)

-Нравится ли вам картина?

-Какое настроение вызывает эта картина у вас?

-Хотели бы вы, чтобы она висела у вас дома? Закройте глаза и представьте себя стоящим у этой березы на снегу. Опишите свои ощущения.

-Теперь послушайте, как была создана эта картина.

-В чем сходство картины со стихотворением С. Есенина?

Работа с картиной

Высказывания детей.

(Ученик читает о картине).

-В обоих случаях мы говорили о березах: у С. Есенина одна береза, а у

И. Грабари - березовая роща.

Физминутка

-Напомните, о каком произведении мы хотели еще поговорить. Откройте страницу учебника 136.

-Прочитайте самостоятельно рассказ

Работа с учебником

-М. Пришвина. «Деревья в лесу»

Самостоятельное применение новых знаний

-Вам все были слова понятны?

(Вывешиваются на доску слова)

1.Что такое пороша?

2.Как вы понимаете:

-тяжелые лапы;

-кружевные арки;

-ель царствует, а береза плачет.

- А посмотрим, все ли были внимательными читателями:

1..О каких фигурах говорит автор?

2.Найдите строки, в которых говорится о ели.

3.Прочитайте предложения, описывающие березу.

Давайте прочитаем этот рассказ вслух

Объяснение детей.



Перечитывание текста детьми и с карандашом.




Чтение по абзацу - 2 человека

Итог урока с творческим заданием

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-Что в них общего?

-Что авторы хотели показать в своих произведениях?

(Звучит музыка).

-Ребята, сейчас мы с вами создадим картину зимней природы. Побываем в роли художника. Вот силуэт дерева, при помощи красок оживите его.

Затем найдите место для него на этом панно.

-Посмотрите на него внимательно, и вы увидите среди деревьев березку.

-Не случайно красавицей русских лесов называют люди - березу. Это символ и гордость русского народа.

(Закрываются ставни)


Под музыку дети самостоятельно раскрашивают дерево.

Рефлексия

Вот мы и заглянули в это загадочное окно. Понравилось вам?

Домашнее задание

-Выучить стихотворение С. Есенина Береза.

-Подобрать пословицы и поговорки о зимнем лесе.

-По желанию: выберите какое - либо дерево и понаблюдайте за ним в течение недели, и запишите все изменения в читательский дневник.



МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением английского языка»













СОВРЕМЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК


ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ





Ширшина Юлия Николаевна,

учитель начальных классов,

II квалификационная категория


















Ангарск, 2008г.


© 2010-2022