- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по технологии 4 класс
Планирование по технологии 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агафонова Т.И. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 924
ПРИНЯТО педагогическим советом школы протокол от «____» ___ 201__г. № _____
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ О.Г. Бордовская
Приказ от «___»____201__г. № _____
Рабочая программа
по технологии
класс 4 «Д», 4 «Е».
Рабочая программа составлена на основе программы
«Технология 1-4 класс» (201 год)
УМК «Школа России»,
разработанной Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромысловой Н.В.
-
Составитель:
Агафонова Т.И.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория;
Майорова А.Ю.
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория.
Москва 2014 г.
I. Пояснительная записка
Статус документа: Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012); -с рабочей программой технология 1- 4 класс (Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. М.: Просвещение 2012) ФГОС. Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов: -Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751. -О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
Цели изучения предмета «Технология»:
-
Приобретение личного опыта как основы познания.
-
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.
-
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач: - духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями; - формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
II. Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе выделяется 34 часа.
Количество часов в неделю: 1 час
III. Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются;
- системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы стехнологической картой.
Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом Окружающий мир, математики, изобразительного искусства.
Методические особенности изучения предмета:
Содержание курса технологии открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств чело
веком.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мировоззрения.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию культур.
V. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускникам начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Универсальные учебные действия: Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
-
овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности
-
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметными результатами изучения технологии являются: - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям); - решение доступных конструкторно-технологических задач; - приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; - простейшее проектирование ( принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки); - знания о различных профессиях и умений ориентироваться в мире профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
VI. Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. 4. Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word
VII. Тематическое планирование.
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Как работать с учебником
1
Человек и земля
22
Человек и воздух
2
Человек и воздух
3
Человек и информация
6
Итого
34
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечание
Книгопечатная продукция Программа технология 1-4 класс (Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова М.: Просвещение, 2012) ФГОС
Учебники Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. М.: Просвещение, 2013) ФГОС
Рабочие тетради Технология. 4 класс: рабочая тетрадь.( Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2013) ФГОС
Методическое пособие
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно - исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.
Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации
.Н.Максимова. Поурочные разработки по технологии. 4 класс.
Технические средства обучения
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса.
- Набор инструментов для работы с различными материалами.
- Конструктор
- Набор демонстрационных материалов.
- Набор цветной бумаги, картона.
- Заготовки природного материала.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Интерактивная доска.
Оборудование класса Ученические двуместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
IX. Календарно - тематическое планирование по технологии
№ урока
Дата
Тема
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Оборудование
по плану
по фак
ту
Предметные
Метапредметные
Личностные
-
1
Как работать с учебником.
Познакомится с новым учебником и рабочей тетрадью, познакомится с технологической картой, с условными обозначениями.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.
-принимать учебную задачу;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
-определять тему;
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать
результат своей деятельности. (чему научатся).
Учебник, рабочая тетрадь, изделия из различных материалов.
Человек и земля - 22 ч.
2
3
Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон».
Обучающийся научится: --совершенствовать навыками чтения чертежа; формировать умение самостоятельно анализировать изделие; заполнять технологическую карту.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.
-принимать учебную задачу;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
-определять тему;
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-слушать и понимать.
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью.
Совершенство
вать навыками чтения чертежа; формировать умение самостоятельно анализировать изделие; заполнять технологическую карту.
Учебник, рабочая тетрадь, образцы изделия.
4
5
Полезные ископаемые. Изделия «Буровая вышка», «Малахитовая шкатулка».
Обучающийся познакомится с правилами работы с новыми инструментами. Научится выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки.
Осваивать правила работы с новыми инструментами. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки.
Учебник, рабочая тетрадь, изображения полезных ископаемых, конструктор, пластилин.
6
7
Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ».
Обучающийся познакомится с циклом сборки грузового автомобиля; научится совершенствовать навыки работы с металлическим конструктором.
Познакомиться с циклом сборки грузового автомобиля; совершенствовать навыки работы с металлическим конструктором.
Учебник, рабочая тетрадь, образец изделия, металлический конструктор.
8
Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали».
Обучающийся научится:
выполнять эскизы на основе предложенной темы; заполнять технологическую карту; проводить анализ выполненных изделий.
Познакомиться с технологией создания медалей на основе чеканки; научится заполнять технологическую карту.
Учебник, рабочая тетрадь, металлическая фольга, калька, картон; рабочие инструменты.
9
Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль».
Обучающийся научится: выполнять эскизы на основе предложенной темы; заполнять технологическую карту; проводить анализ выполненных изделий.
Расширить знания о наградных медалях; научиться использовать свойства материалов при изготовлении изделия.
Учебник, рабочая тетрадь, пластилин, рабочие инструменты.
10
11
Фаянсовый завод. Изделия «основа для вазы», «Ваза».
Обучающийся научится:
раскрывать содержание профессиональной деятельности людей; познакомится с основными понятиями операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Познакомиться с особенностями изготовления фаянсовой посуды; уметь работать с пластилином.
Учебник, рабочая тетрадь, предметы из фаянса, рабочие материалы и инструменты.
12
Швейная фабрика. Изделие «Прихватка
Обучающийся научится: высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать в паре.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя.
-принимать учебную задачу;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
-определять тему; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
-устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-слушать и понимать речь других;
-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
-контролировать свои действия при совместной работе.
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать в паре.
Учебник, рабочая тетрадь, образец изделия, материалы и инструменты.
13
Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка».
Обучающийся научится: извлекать информацию из схем, делать выводы, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познакомиться с технологией создания мягкой игрушки; научится составлять план изготовления изделия;
Учебник, рабочая тетрадь, мягкие игрушки, материалы и инструменты для работы.
14
15
Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви».
Обучающийся научится: формулировать проблемы, слушать и вступать в диалог, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Узнать историю появления обуви; познакомиться с классификацией обуви; рассмотреть технологический процесс производства обуви.
Учебник, рабочая тетрадь, материалы и инструменты для работы
16
17
Деревообрабатывающее производство. Изделие «»Лесенка - опора для растений».
Обучающийся научится: проводить самооценку, контроль и рефлексию своих действий, выделять из текста нужную информацию, находить закономерности, находить способы решения проблем.
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Познакомиться с новым материалом - древесина; с основными инструментами; рассмотреть виды древесных пород.
Учебник, рабочая тетрадь, материалы и инструменты для работы.
18
19
Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье
Обучающийся научится: работать над проектом, ставить цель, составлять план, проводить самооценку, контроль и рефлексию своих действий.
Познакомиться с технологией производства кондитерских изделий; повторить правила поведения при приготовлении пищи.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового продукта, материалы и инструменты для работы.
20
Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа».
Обучающийся научится: работать над проектом, ставить цель, составлять план, находить нужную информацию, аргументировать свою точку зрения находить способы решения проблем.
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Познакомиться с разновидностя
ми бытовой техники, её значение в жизни человека, с использовании
ем электричес
кой цепи.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового продукта, виды батареек, инструменты для работы.
21
22
Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы.
Обучающийся научится: находить и отбирать нужную информацию, объяснять новые понятия, самостоятельно проводить анализ изделий, проводить самооценку.
Повторить сведения о работе электрической цепи; познакомиться с особенностями витражного искусства; закрепить правила разметки по линейки.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, примеры витражей.
23
Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы».
Обучающийся: познакомится с различными видами теплиц; с технологией выращивания цветочной рассады; научится создавать мини-теплицы.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познакомиться с различными видами теплиц; с технологией выращивания цветочной рассады; учиться создавать мини-теплицы.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, материалы и инструменты для работы.
Человек и вода - 2ч.
24
Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды», «Струемер».
Обучающийся научится: работать над проектом, проводить самооценку, прогнозировать затруднения, самостоятельно находить закономерности, аргументировать свою точку зрения.
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Познакомиться с особенностями работы порта; раскрыть содержание особенностей профессиональной деятельности людей.
Учебник, рабочая тетрадь, материалы и инструменты для работы.
25
Порт. Изделие «Канатная лестница».
Обучающийся научится: применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта, прогнозировать затруднения.
Познакомиться с особенностями макраме; использовать технику узелкового плетения в изготовлении изделий (браслет) в сочетании с бусинами.
Учебник, рабочая тетрадь, материалы и инструменты для работы.
Человек и воздух - 3ч.
26
Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель».
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -слушать и понимать речь других; -принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Получить знания о самолетострое
нии; познакомить
ся с функцией самолётов и космических ракет; сравнивать их конструкции; проводить анализ готового изделия
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, металлический
конструктор.
27
Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель».
Обучающийся научится: формулировать проблемы, анализировать объекты с целью выделения признаков, слушать и вступать в диалог, работать с материалом учебника.
Закрепить основные знания о самолето - и ракетостроении; закрепить основные знания о бумаге; учиться выполнять модель ракеты из бумаги.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, материалы и инструменты для работы.
28
Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей».
Обучающийся научится: пользоваться дополнительными источниками информации, находить закономерности, самостоятельно проводить защиту проектов.
Познакомиться с историей возникновения воздушного змея; закрепить правила разметки деталей из бумаги; сочетать в изделии различные материалы.
Учебник, рабочая тетрадь, образец готового изделия, материалы и инструменты для работы.
Человек и информация - 6ч.
29
30
Издательское дело. Изделия «титульный лист», «Таблица».
Обучающийся научится: составлять тексты в устной форме, добывать новые знания, контролировать свою деятельность, участвовать в обсуждении проблем, на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; -отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и других источниках; -определять тему; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельности;
-знать о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
-принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Повторить сведения об использовании программы Microsoft Word, познакомиться с видами новых технологий.
Учебник. Компьютер.
31
32
Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание».
Учебник. Компьютер.
33
Переплётные работы. Изделие «дневник путешественника».
Познакомиться с видами переплётных работ; повторить правила работы с шилом и иглой; научиться изготовлять
переплёт дневника.
Учебник. Компьютер.
34
Подведение итогов года.
Защита проектов.
Обучающийся научится: организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге на уроке; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; -слушать и понимать речь других; -принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами.
Защита проектов.
Компьютер. Проектор.