Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Радищевская средняя школа №2






Компетентностно- ориентированный урок

по инновационным технологиям

Русский язык

3 класс.


Тема урока:

« Способы проверки слов с непроизносимыми согласными».






















Работа выполнена

Ревиной Галиной Юрьевной

учителем начальных классов

первой квалификационной категории.







Тема. «Способы проверки слов с непроизносимыми согласными». Цель урока: Закреплять и обобщать изученный материал. Задачи урока:

  • Образовательные: продолжать формировать знания об особенностях парных согласных; Организовать деятельность учащихся по нахождению способов проверки парных согласных;
  • Развивающие: развитие логического мышления; расширять словарный запас учащихся, развивать умение правильно излагать свои мысли, строить ответы по план;
  • Воспитывающие: воспитывать положительное отношение к своей деятельности через самооценку, любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний). Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, творческий. Формы организации педагогической деятельности: фронтальная - на этапе постановки проблемы; групповая - на всех основных этапах урока; индивидуальная - тестирование, творческая работа. Формирование общеучебных умений и навыков на уроке. 1)учебно-управленческие умения: понимать учебную задачу, предъявленную для индивидуальной, коллективной, групповой деятельности; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. 2) учебно-информационные: строить монологические высказывания по заданию учителя, участвовать в диалоге в процессе фронтальной и групповой работы, создавать творческие работы по заданной теме. 3)учебно-логические: владеть приёмами самоуправления вниманием, обобщать и делать выводы в процессе работы. Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, тесты и тексты для каждого ученика.

Ход урока I. Организационный момент II. Вводная беседа Учитель. Каким словом обычно приветствуют друг друга при встрече? У. Посмотрите, какой удивительный день! Как ярко светит солнце! Мне очень приятно видеть вас! Так радостно бьётся сердце! На доске появляется слайд со словами: здравствуйте, солнце, радостно, сердце. У. Прочитайте слова. Что их объединяет между собой? У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите: все ли согласные в середине слова слышны? Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся. У. В какой части слова находятся эти согласные? У. Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся? У. Сегодня на уроке мы закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными, а урок будет проходить в форме заседания клуба знатоков. Какие задачи вы поставите перед собой сегодня? У. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием «Сделай сам». В течение всего урока вы можете работать по ней. Дети выполняют задание, когда у них появляется время. К А Р Т О Ч К А Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными III Минутка чистописания У. Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. Постарайтесь точно скопировать соединения этих букв. На доске - буквы Лл, Вв, Дд, Тт IV. Словарная работа У. Ребята, а всегда ли можно проверить непроизносимую согласную? Заучивание и запись слов с непроверяемым написанием в тетрадь. На доске:

Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными

V. Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания проводится в форме игры «Что? где? когда?». Вопрос №1 - Вопрос задаёт ваша учительница: Уважаемые знатоки! Пользуясь поисковой таблицей, найдите слова с непроизносимой согласной, которые встретились в домашнем упражнении, и назовите их. Запишите их в тетрадь, подчеркните опасные места в корне, выделите корень и напишите проверочное слово. (Счастливый, сердце.) На доске:
Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными Вопрос №2 - Вопрос задаёт ваша сверстница - ученица школы №1: Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова: близкий, честный, сладкий, грустный, известный, детки, пастбище, парусный. Как оценит эту работу учительница Вовы? Во всех ли словах есть названая орфограмма? Почему? Объясните. Спишите только слова с орфограммой. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. Желаю удачи! На доске: Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными

Вопрос №3

- Вопрос задаёт учитель литературы: Уважаемые знатоки! Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный… Назовите, из какого стихотворения эти строки. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте орфограмму. Запишите проверочные слова. VI. Тестирование. Листы с тестами у каждого ученика. Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными VII. Актуализация знаний. У. Ребята, представьте, что у нас на уроке гости, которые не изучали тему нашего урока. Что мы им должны рассказать? Итак, новости сегодняшнего урока. Дети рассказывают, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне слова, приводят свои примеры. Ученик 1. Вас подружить согласны мы С особыми согласными - Почти совсем бессильными И непроизносимыми! Ученик 2. Нельзя совсем прочесть их вслух - Они бесплотны, словно дух! Ученик 3. Может, живут здесь тысячу лет? Может, их просто-напросто нет? Тайна - не тайна, секрет - не секрет, Призрак - не призрак. Где же ответ? Ученик 4. Мы догадались! Знаем! Ах! Поищем в родственных словах! Ученик 5. Местный - место. Всем известно! Мы приносим детям весть: Есть ответ - согласный есть! - Это ясно? - Вывод ясен! - Ну, прекрасно! - Мир прекрасен! Есть ответ - согласной нет. Ученик 6. Чаще всего непроизносимый согласный оказывается между звуками [с] и [н] - (стн), [з ] и [н] - (здн). Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова - «опасное место». Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти - он не всегда там есть.
Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными

VIII. Физкультминутка

IX. Самостоятельная работа

На доске - кубики, на которых написан деформированный текст.

У. Составьте и запишите текст. Подчеркните орфограммы.

Текст В любой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица или дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Для русских это леса и поля, зима и лето, весна и осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, их песни - грустные и радостные, сказки, танцы. Поэтому говорят… Задание Подумайте, какая из пословиц соответствует этому рассказу: а) Человек без Родины - что соловей без песни. б) Без дела жить - только небо коптить. в) Родная земля и в горсти мила. Объясните свой выбор.
У. Получился ли у вас текст? Докажите. У. Назовите основную мысль текста. Ребята, я буду читать слова, а вы распределяйте их по орфограммам и записывайте: 1-й ряд - проверяемый безударный гласный звук в корне слова; 2-й ряд - парный звонкий согласный звук в корне слова; 3-й ряд - непроизносимый согласный звук корне слова. Слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные. - Подчеркните орфограммы, выделите корень. Какие умения мы сейчас проверяли? Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово праздник? А какой праздник приближается? Дети: Новый год. У. Что вы знаете об этом празднике? Возьмите листочки с текстами. Вставьте пропущенные слова
.Разработка урока по русскому языку на тему Способы проверки слов с непроизносимыми согласными Дети проверяют свою работу самостоятельно по тексту на доске. X. Итог урока. У. Не забудьте поздравить близких с наступающим праздником. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте своим словом, обласкайте своим взглядом. От хорошей шутки тает даже снег. Это так чудесно, если рядом с вами Станет добрым и весёлым грустный человек. - У каждого из вас на столе лежит новогодняя ёлочка. Если на уроке вы легко справились со всеми заданиями, то прикрепите к своей ёлочке звёздочку. Если у вас возникали затруднения, то шарик. Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то сосульку.




























© 2010-2022