Урок по теме Луна - спутник Земли

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) Предмет: окружающий мир. УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.» Класс: 2 Тип урока: ознакомление с новым материалом. Тема урока: Луна - спутник Земли. Продолжительность: 40 мин. Ресурсы (ЦОРы): viki.rdf.ru/item/1/download/ Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок. Методы, приемы, формы:

- словесный (беседа), игровой;
- наглядный (мультимедийная презентация;);
- практические;
- метод самоконтроля;
- проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

- сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;


Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель: расширить знания учащихся о Луне. Задачи: Образовательные задачи:

  • познакомить со спутником Земли - Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;
  • объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.
Развивающие задачи:
  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;
  • развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;
  • развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально - положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Планируемые результаты: Личностные УУД:
  • формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:
  • уметь объяснять значение «Луна - спутник Земли»;
  • работать с готовыми моделями (глобус);
  • расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».


Ход урока I.Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)
Прозвенел звонок Начинается урок. Чтоб природе другом стать Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать Учимся мы наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать, наша любознательность.
- Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний - Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)

Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClass

  1. Планеты Солнечной системы изучают ...
А) географы; Б) химики; В) астрономы; Г) физики.
  1. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ...
А) 7; Б) 9; В) 11.
  1. Плутон - это ...
А) самая большая планета Солнечной системы; Б) самая маленькая планета Солнечной системы; В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.
  1. Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер; Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран; В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
  1. Что такое Земля?
А) звезда; Б) планета; В) пылающий шар.
III. Формулирование темы урока, постановка цели - Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)
с о Л н ц е п л У т о н п л а Н е т а з в е з д А

  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля?
  2. Самая удаленная от Солнца планета?
  3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?
  4. Небесное тело, которое само светится?
  • Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

- Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

  • Видели ли вы Луну?
  • Что вы о ней знаете?
- А все ли вы знаете о ней?
  • А хотите ли узнать больше? (да)
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна - спутник Земли») (слайд 9)
  • Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)
1.Луна - спутник Земли.
  1. Поверхность Луны.
  2. Лунные фазы.
  3. Изучение Луны человеком.
  • Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.
- Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?
  • Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

IV. Открытие нового знания.

- Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?


1. Луна - спутник Земли. (слайд 11 )

- Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

- Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

- Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

- Каково расстояние от Земли до Луны?

- Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело. - Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

  • Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица - Земля - вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица - Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)
  • Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.
  • Молодцы, садитесь.
  • Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)
  • Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны. (слайд 13)
  • Что вы видите на изображении?
  • Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?
- Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик). Подумайте, что назвали лунными морями. ( Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.) У лунного моря Особый секрет, - На море оно не похоже. Воды в этом море ни капельки нет, И рыбы не водятся тоже. В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нём плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать Ещё не умеет совсем! - Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).
  • Ребята, эти впадины называются кратерами или по - другому их называют «лунными морями».
- Давайте повторим хором это слово - кратер (хором).
  • Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.
  • Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка Не зевай по сторонам, Будет вправо поворот. Ты сегодня космонавт! Раз - хлопок, два - хлопок, Начинаем тренировку, Повернись ещё разок! Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре, Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире. Правой левую достанем, Опускаем руки вниз А потом наоборот - И за парты вновь садись!
3. Лунные фазы - А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1 - Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

  • Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

- А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

  • Работа в парах (применение документ - камеры)

- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

- Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей) Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце - это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её - то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».

  1. Изучение человеком Луны. (слайд 15)
  • Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)
Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.
  • А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)
В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход - 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до - 160 градусов. - Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? ( Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)
  • Что удалось выяснить учёным - астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

  • Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

  • А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!


V. Закрепление изученного материала (слайд 16) - Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.
Работа в группах

-Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

( «Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. (Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

- Прочитайте полученные вами высказывания.

- Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

- Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

- А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? ( 12 апреля 1961 года)

- Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

- Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна - спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Самооценка работы

-Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда- на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда- испытывал затруднения.

Корич.звезда- на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.


Список литературы:

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. - 8 изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
  • Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. - Волгоград: Учитель, 2009. - 281с.

Приложение 1

Сказка «Почему у месяца нет платья»


Заглянул Полумесяц к Портному,

Не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье,

Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней

Вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно

-Так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной:

-Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц - гуляка ночной

-Стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,

Где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп

-В это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной:

-Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин.

То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье - пустое занятье,

Оставайтесь-ка лучше без платья!





Приложение 2

Правила работы в парах


  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Если не понял, переспроси.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.


Правила работы группах


  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Если не понял, переспроси.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.
  5. Работать должен каждый на общий результат.


Приложение 3
Карточки с высказываниями для работы в группах.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

( «Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. (Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)






















Приложение 4

Творческий отчёт с фотоматериалами

Урок по теме Луна - спутник ЗемлиУрок по теме Луна - спутник Земли

Урок по теме Луна - спутник Земли

Урок по теме Луна - спутник ЗемлиУрок по теме Луна - спутник Земли

© 2010-2022