- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая рограмма по внеурочной деятельности Азбука Добра для 1 класса
Рабочая рограмма по внеурочной деятельности Азбука Добра для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демина Н.Н. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Утверждаю Согласовано
Директор школы Зам. директора по ВР
_________________ ________________
/ Е. Б. Коришева/ / Е. А. Миронова/
Рабочая программа
«Азбука Добра»
( Духовно- нравственное направление)
предназначена для детей от 6 до 10 лет
(1 - 4 классы).
Рабочая программа по курсу
составлена учителем
МБОУ Новоселковская СОШ
Деминой Н. Н.
на основе программы
Каленник Л.К.
учителя начальных классов
МОУ Сергеевская СОШ
Первомайского района
2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Девчонки, мальчишки - вся детвора,
Идите по жизни дорогой добра!
Доброта - это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому - из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления. Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Программа «Азбука добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
- коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
- коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
- ситуации - образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
- общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
- литературное чтение - экология - технология.
- создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Внутренний социум:
- администрация школы;
- учащиеся;
- учителя.
- семья;
- Сельский ДК
- Сельская Администрация;
- сельская библиотека;
- школьная библиотека.
- акции;
- трудовые дела;
- праздники;
- беседы;
- конкурсы;
- выставки;
- экскурсии;
- социальная проба;
- творческие дела.
- различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
- уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Азбука добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.
Станции:
- Литературная;
- Экологическая;
- Семейная;
- Трудовая;
- Милосердия
№ п/п
Направления
деятельности
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1. Вводное занятие
1
1
-
2. Станция «Литературная»
3
3.
Станция «Экологическая»
3
4. Станция «Семейная»
2
5. Станция «Трудовая»
4
6. Станция «Милосердия»
3
7. Итоговое занятие и выставка
1
Всего
17
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Плановые сроки прохождения
Тема занятия
Примечание План. Факт. 1. 3.09
Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)
2. 17.09
Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями э 3. 1.10
Станция «Милосердие»»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей м 4. 15.10
Станция «Трудовая» Операция «Чистый класс» т 5. 29.10
Станция «Литературная» В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки-малышки. л 6. 19.11
Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница» т 7. 3.12
Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов л 8. 17.12
Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений) т 9. 14.01
Станция «Милосердия»: операция «Подари игрушку детям» м 10. 28.01
Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки л 11. 18.02
Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?» э 12. 4.03
Станция «Семейная» Акция «Моя мама» с 13. 18.03
Станция «Трудовая» Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями т 14. 1.04
Станция «Экологическая»: операция «Береги природу!» э 15. 15.04
Станция «Семейная»: операция «Семь я» с 16. 29.04
Станция Милосердия» «Ангел милосердия» м 17. 13.05
Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Теоретические знания Знакомство с понятием «добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Практическая работа Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
Станция «Литературная» Книга - твой друг Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры. Теоретические знания Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя. Практическая работа Изготовление книжек - малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов. Станция «Экологическая» Человек - друг природы. Природа - мой дом. Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру. Теоретические знания Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Правила поведения на школьном участке. Практическая работа Работа в зелёном уголке - полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений.. Акции «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу». Станция «Семейная» В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей. Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье Теоретические знания Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери». Практическая работа Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада. Станция «Трудовая» Воля и труд дивные всходы дают. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу. Теоретические знания Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Практическая работа Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала.. Трудовые дела: «Чистый класс». Станция «Милосердия» С кем живешь, с тем и слывешь. Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку. Теоретические знания Традиции и обычаи русского народа. Практическая работа Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Итоговое занятие Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы. Практическая работа Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
- Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
- Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
- Программа воспитания и социализации
- Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.
Уровень сформированности нравственных
качеств учащихся
(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала
Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)
№ Ф.И. учащегося
Нравственные качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Перечень нравственных качеств личности:
- Дисциплинированность
- Ответственность за выполнение поручений
- Адекватность восприятия критики
- Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)
- Конфликтность
- Коммуникативность (общительность)
- Честность
- Сотрудничество
- Креативность (одарённость, талантливость)