Рабочая рограмма по внеурочной деятельности Азбука Добра для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю Согласовано

Директор школы Зам. директора по ВР

_________________ ________________

/ Е. Б. Коришева/ / Е. А. Миронова/

Рабочая программа

«Азбука Добра»

( Духовно- нравственное направление)

предназначена для детей от 6 до 10 лет

(1 - 4 классы).



Рабочая программа по курсу

составлена учителем

МБОУ Новоселковская СОШ

Деминой Н. Н.

на основе программы

Каленник Л.К.

учителя начальных классов

МОУ Сергеевская СОШ

Первомайского района



2012год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Девчонки, мальчишки - вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!
Доброта - это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому - из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления. Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Программа «Азбука добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
  • коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
  • ситуации - образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:
  • литературное чтение - экология - технология.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
  • создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
ЗАДАЧИ:
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.


УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Внутренний социум:
  • администрация школы;
  • учащиеся;
  • учителя.
Внешний социум:
  • семья;
  • Сельский ДК
  • Сельская Администрация;
  • сельская библиотека;
  • школьная библиотека.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
  • акции;
  • трудовые дела;
  • праздники;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • экскурсии;
  • социальная проба;
  • творческие дела.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  • различать хорошие и плохие поступки;
  • проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
  • уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Азбука добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

Станции:

  • Литературная;
  • Экологическая;
  • Семейная;
  • Трудовая;
  • Милосердия


№ п/п

Направления

деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

1

-

2. Станция «Литературная»

3



3.

Станция «Экологическая»

3



4. Станция «Семейная»

2



5. Станция «Трудовая»

4



6. Станция «Милосердия»

3



7. Итоговое занятие и выставка

1




Всего

17




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Тема занятия

Примечание План. Факт. 1. 3.09
Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)
2. 17.09
Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями э 3. 1.10
Станция «Милосердие»»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей м 4. 15.10
Станция «Трудовая» Операция «Чистый класс» т 5. 29.10
Станция «Литературная» В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки-малышки. л 6. 19.11
Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница» т 7. 3.12
Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов л 8. 17.12
Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений) т 9. 14.01
Станция «Милосердия»: операция «Подари игрушку детям» м 10. 28.01
Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки л 11. 18.02
Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?» э 12. 4.03
Станция «Семейная» Акция «Моя мама» с 13. 18.03
Станция «Трудовая» Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями т 14. 1.04
Станция «Экологическая»: операция «Береги природу!» э 15. 15.04
Станция «Семейная»: операция «Семь я» с 16. 29.04
Станция Милосердия» «Ангел милосердия» м 17. 13.05
Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Теоретические знания Знакомство с понятием «добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Практическая работа Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
Станция «Литературная» Книга - твой друг Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры. Теоретические знания Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя. Практическая работа Изготовление книжек - малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов. Станция «Экологическая» Человек - друг природы. Природа - мой дом. Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру. Теоретические знания Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Правила поведения на школьном участке. Практическая работа Работа в зелёном уголке - полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений.. Акции «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу». Станция «Семейная» В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей. Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье Теоретические знания Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери». Практическая работа Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада. Станция «Трудовая» Воля и труд дивные всходы дают. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу. Теоретические знания Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Практическая работа Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала.. Трудовые дела: «Чистый класс». Станция «Милосердия» С кем живешь, с тем и слывешь. Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку. Теоретические знания Традиции и обычаи русского народа. Практическая работа Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Итоговое занятие Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы. Практическая работа Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
  2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
  4. Программа воспитания и социализации
  5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.












Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)


ФРабочая рограмма по внеурочной деятельности Азбука Добра для 1 класса.И. учащегося

Нравственные качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1








2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15












Перечень нравственных качеств личности:

  1. Дисциплинированность
  2. Ответственность за выполнение поручений
  3. Адекватность восприятия критики
  4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)
  5. Конфликтность
  6. Коммуникативность (общительность)
  7. Честность
  8. Сотрудничество
  9. Креативность (одарённость, талантливость)
Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся - длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов - от «0» до «3».



© 2010-2022