Классный час на тему Семья и семейные ценности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиКлассный час на тему Семья и семейные ценностиОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ.СКРЯБИНО - ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ

СОШ С. БЕРЕЗОВКА













Методическая разработка тематического классного часа

«Семья и семейные ценности»





Подготовила и провела

учитель начальных классов

Семёнова Ирина Борисовна






ст. Скрябино

2016г.
Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 2 и 4 класса Тема классного часа: «Семья и семейные ценности». Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности. 2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности. 3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать парами и группами; адекватно оценивать результат своей работы;
Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путем чередования различных видов деятельности и отдыха
Планируемые результаты занятия
Метапредметные: Регулятивные: -самостоятельно ставить перед собой цели; -контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные: -работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней; -уметь группировать объекты; -делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: -развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе; -развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные: -осознать необходимость изучения темы занятия; -следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении; -учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; -учиться выражать свое мнение.
Методы: проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: проектор, презентация, ноутбук, карточки с признаками дружной семьи, «бревнышки» для колодца, толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова, сувенирные свечки, листы для составления синквейна, конверты с частями пословиц.

Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (показывают смайлик настроения) -Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2.Определение темы занятия. Целеполагание.
-Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы. -Догадайтесь, какой сегодня обсудим очень важный вопрос: Это слово каждый знает. Ни на что не променяет! К цифре «7» добавлю «я» Что получится ? (семья) (слайд1)
3.Актуализация знаний, мотивация -А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит? -И какова его цена? (его нельзя продать или купить.…) -Но все-таки, что - то ценное в этом слове есть?
4.Формулировка целей и задач -О каких же ценностях мы сегодня поговорим? ( о семейных ценностях) - Правильно и тема наша будет звучать так: «Семья и семейные ценности». (слайд2) -Все ли вы знаете о семье? - Что бы хотели о ней узнать? (что такое семья, какие бывают семьи, почему семья так названа(«7» «я»)…, какие ценности есть у семьи.…)
5.Решение поставленных задач А) Представление о семье -Да, «Семья»- словечко странное, Хотя не иностранное. Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! А если есть собака? Выходит восемь «Я»? Нет, если есть собака, Выходит «Во!» - семья. (слайд3) --Ребята, как вы понимаете слово семья? (Учащиеся высказывают свои мнения) - Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова. как они объясняют значение слова семья. Прочитайте толкование слова в пункте 1. (Дети находят толкование слова и зачитывают. )
«Семья - это группа живущих вместе близких родственников.» (слайд 4) - А кого мы можем считать членами семьи? (Высказывание детей) -Семья-это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры. - Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту - это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
- Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. - Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. -Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. (слайд 5) Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды. Игра «Свеча любви» (слайд 6) -Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви». Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие. (Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам - маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.) -В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные -А какие семьи были раньше?(ответы детей) -Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно.(слайд7) Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках. -Какие вы знаете пословицы о семье? -Давайте познакомимся и составим другие пословицы и поговорки. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках) Конверт 1. В дружной семье так идет дело прекрасно. В семье согласно, и в холод тепло. Вся семья вместе, так и душа на месте. В семью , где лад, счастье дорогу не забывает. Конверт 2. Семья сильна, мне и горя нет. В недружной семье когда над ней крыша одна. В семье любовь и совет, добра не бывает. (Учащиеся составляют пословицы и объясняют их значение) (слайд 8)
- Самые близкие в семье, конечно, папа и мама. Расскажите, какие же они, ваши родители?( рассказы детей) -Не огорчайте своих мам и пап, берегите их, если они устали, дайте им отдохнуть. (слайд 9) -Давайте и мы с вами немного отдохнем. Минутка отдыха 1,2,3,4,5, - Начинаю я считать. Мама, папа, брат, сестра, А мизинчик - это я! (слайд 10)
- Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают. -Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся) - Старших членов своей семьи - бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков. (слайд 11)
- Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей). -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды «Как появилась дружная семья ». «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств (каких?)…».(слайд 12) (На партах таблички со словами: понимание, уважение, доверие, доброта, забота, любовь, помощь, дружба). Игра «Солнышко добра» -Давайте подберём качества дружной семьи. (Дети называют, и на доске появляется рисунок солнышка). (слайд 13) -Солнышко согревает землю, а ваша семья согревает вас своей добротой и любовью. Семья - это самое главное в жизни. Относитесь бережно и с любовью к ней. -Как вы считаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Конечно, нет. Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями. Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)
Традиции- это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые пере- даются из поколения в поколение. (слайд 14) -А какие традиции есть в ваших семьях? (работа в группах: каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции. Составление кластера.) почитание старших забота о младших любовь к ближнему помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых трудовая деятельность
-Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями. -А возможна ли другая семейная жизнь? -Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Дети зачитывают толкование «Объединение людей, сплоченных общими интересами.» (слайд 15)
-Где могут объединяться люди с общими интересами? -Где можно встретить такую семью? -О какой семье мы поговорим? (О школьной семье) -Нам повезло, есть у нас и еще одна семья - это наш класс. (слайд 17) -А почему нас можно назвать семьей? - Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...(общие интересы) -А значит «наш класс-это …семья» И как в любой семье нам тоже нужны:тепло,уважение,уют,взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка. -Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. - А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье? - А значит у каждого из вас есть свои обязанности? - Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить. (слайд 18)

Правила семейной школьной жизни


Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.
Мы не будем:
  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

- И год от года наша семья будет все дружней, все крепче. -А у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. -Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом - достаток и благополучие. -Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». -Потому что- Семья- это счастье, любовь и удача, Семья- это летом поездки на дачу, Семья- это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья- это труд, друг о друге забота, Семья- это много домашней работы. Семья- это важно! Семья- это сложно! Но счастливо жить без семьи невозможно.
Б) Представление о семье-как одной из главной ценностей человека (слайд 19)
-Так что же такого ценного в семье? - Семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это- семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. (слайд 20) -Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из поколения в поколение. -А какие семейные ценности могут передаваться? (семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности) (слайд 21) -Имея все эти ценности, какая будет семья?(счастливая) - Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая? -Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.(слайд 22) -Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья. -Семья будет счастливой, если в ней будут царить… (Ребята размещают на доске "бревна" для колодца, на которых написаны слова. В результате выстроен "колодец счастья")

Классный час на тему Семья и семейные ценности



Песня «Моя семья» (слайд 23) 6.Рефлексия -Вы, молодцы ребята. -Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня? -Что же важное для себя вы сегодня взяли? Составим синквейн о семье. -Главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. - тогда и будет в этой семье все хорошо. -Наш классный час мне хотелось бы закончить такими словами:
Семья - это громкое слово! Семья - это звонкое слово! Семья - это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Семья - это солнце светит, Семья - это звезды на небе, Семья - это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам. (слайд24)
-С каким настроением мы с вами завершаем наше общение? (Дети поднимают смайлики настроения)
-Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и добра. (слайд 25) (Всем дарит солнышки)

Литература:

  1. Кол.авторов В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-М.:Глобус, 2006.
  2. Т. Н. Максимова Классные часы 1-2 кл.- Москва: Вако, 2008.
  3. Н. Н. Дробинина Классные часы 3-4 кл.- Москва: Вако, 2008.
  4. festival.1septembr.ru
  5. numi.ru
  6. nsportal.ru









© 2010-2022