Рабочая программа по технологии (3 класс) по программе ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа». В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опят ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфростурктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ. Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности. Общая характеристика учебного предмета «Технология». Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач: *развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации; *освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; *воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества; *развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания; Моделирование, конструирование из различных материалов; Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере. В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения - практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. С третьего класса в программу включён раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий. Общая характеристика учебного предмета «Технология»: Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. III.Место учебного предмета в учебном плане



класс

Количество часов

В неделю

В год

1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

Итого:

4

135
IV.Ценностные ориентиры содержания курса «Технология » Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. V.Результаты изучения учебного предмета На первой ступени школьного обучения в ходе освоения технологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

результаты

личностные

Метапредметные

предметные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

базовый уровень

программный уровень 1класс *способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. *внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; *способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; *ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; *развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. *формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; *формирование адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; *установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.; *формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. *принимать и сохра-нять учебную задачу; *адекватно восприни-мать оценку учителя; *выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. *в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; *преобразовывать практическую задачу в познавательную; *проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; *допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; *умение задавать вопросы; *стремление к более точному выражению собственного мнения. *учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; *учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; *аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


*осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; *осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; *осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; *осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; *осуществлять синтез, как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие элементы;



рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека; выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды); использовать приобретённые знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; организовывать рабочее место для выполнения практической работы; понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл; экономно размечать материалы по шаблону, через копирку; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки; выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя. *знание доступных по возрасту начальных сведений о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда;

*элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности;

*знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;

*наличие элементарного опыта творческой и проектной деятельности. 2класс *способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. *способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; *развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; *учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; *формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; *формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; *формирование адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; *формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. *принимать и сохра-нять учебную задачу; *адекватно восприни-мать оценку учителя; *выполнять учебные действия в материали-зованной, громкорече-вой и умственной форме; *осуществлять итого-вый и пошаговыйконт-роль по результату; *вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. *преобразовывать практическую задачу в познавательную; *проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; *самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; *понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывая различные мнения; *умение задавать вопросы; *стремление к более точному выражению собственного мнения. *формулировать собственное мнение и позицию; *использовать речь для регуляции своего действия; *учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; *учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; *понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; *адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

*умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; *осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; *строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *обобщать, устанавливать аналогии; *осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; *осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять синтез, как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие элементы; *строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


3класс *способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; *учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; *способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; *знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; *формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; *формирование адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; *установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.; *формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

*выполнять учебные действия в материали-зованной, громкорече-вой и умственной форме; *осуществлять итого-вый и пошаговыйконт-роль по результату; *вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; *оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. *проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; *самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; *осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; *самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



*понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывая различные мнения; *умение задавать вопросы; *стремление к более точному выражению собственного мнения. *умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); *контролировать действия партнера; *договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; *учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; *понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; *аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; *с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий; *адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. *умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; *осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; *строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; *обобщать, устанавливать аналогии; *осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; *осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять синтез, как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие элементы; *осуществлять сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; *строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
4класс *способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; *учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; *способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; *знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; *формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; *формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; *формирование адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; *установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.; *формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

*выполнять учебные действия в материали-зованной, громкорече-вой и умственной форме; *осуществлять итого-вый и пошаговыйконт-роль по результату; *вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; *оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. *в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; *преобразовывать практическую задачу в познавательную; *проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; *самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; *осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; *самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


*понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывая различные мнения; *умение задавать вопросы; *стремление к более точному выражению собственного мнения. *умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); *контролировать действия партнера; *договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; *учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; *учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; *понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; *аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; *с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий; *адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

*умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; *умение задавать вопросы; *осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; *строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; *обобщать, устанавливать аналогии; *осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; *осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; *осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; *осуществлять синтез, как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие элементы; *осуществлять сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; *строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

VI.Основное содержание представлено следующими разделами:


Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Содержание курса

Характеристика деятельности ученика. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно- прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии)1. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-техно- логические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художест- венным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с цепь*' поручения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделии и действии, внесение необходимых дополнений и измененииНамывание и выполнение основных технологических операции ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, реипиеножницами, канцелярским ножом), формообразование демлей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических зад.)ч. Виды условных графических изображений: рисунок, просгейшии чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско- технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определён- ной художественно-стилистической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и npj.Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, ре-ализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-техно- логических и декоративно-художест- венных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Wordи PowerPoint. Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): материальные и информационные объекты; инструменты материальных и информационных технологий; элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; технологические свойства - способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставка текстов. Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке



№ урока

Дата проведения


Название раздела и темы урока



Педагогические условия и средства реализации стандарта


Содержание линии образования


Универсальные учебные действия (УУД)


Наглядно-дидактический материал


Технология изготовления изделий из различных материалов. Инструктаж по Т.Б. Лепка птиц из глины. Создание композиции. Практическая работа, инструктаж, учебный диалог, рассказ учителя Повторить правила безопасного поведения на уроках технологии. Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Рисунки птиц, глина, пластилин.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Лепка декоративных пластин. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учётом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий. Глина, картон.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Модель шара из бумаги. Беседа, учебный диалог, рассказ учителя, эксперемент Овладение основными приёмами обработки бумаги. Овладение основными способами соединения деталей. Последовательность и краткая характеристика операций. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение, выдвигать возможные способы решения. Бумага, карандаш, клей, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Самодельный компас. Беседа, учебный диалог, рассказ учителя, эксперимент Анализ образца изделия и способов соединения деталей по вопросам учителя. Выбор материалов с учётом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Соединение деталей. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение. Пробка корковая, компас разной формы, игла, лак.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала. Рассказ учителя, экскурсия, учебный диалог Характеристика операции сбора, хранения и обработки природного материала. Трудовая деятельность человека осенью. Выполнять простейшие исследования: наблюдать, сравнивать, сопоставлять.
Коллекция листьев, пакеты.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Аппликация из соломенной крошки «Жители леса». Создание фона, нарезка соломы. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Инструменты и приспособления для обработки природного материала. ТБ при работе с инструментами. Подбор природного материала для деталей композиции. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Черный картон, калька, солома.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Подставка для письменных принадлежностей. Изготовление развертки. Беседа, чертеж, выполнение проекта Познакомить с новыми понятиям «развертка», «рицовка», освоить разметку развертки коробки с использованием линейки и угольника. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий. Линейка, угольник, карандаш, «рицовка», «развертка».
Технология изготовления изделий из различных материалов. Коробка со съёмной крышкой. Беседа, чертеж, выполнение проекта Сборка изделия. Подбор бумаги для оформления изделия. Соотнесение результатов деятельности с образцом. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий Цветной картон, клей, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Устройство, демонстрирующее циркуляцию воздуха. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Сравнить свойства разных материалов, выполнить разметку полос. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Выполнять простейшие исследования: наблюдать, сравнивать, сопоставлять.
Папиросная бумага, скотч, линейка, карандаш.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Куклы для пальчикового театра. Изготовление деталей куклы. Учебный диалог, заочная экскурсия в кукольный театр Изготовление объёмных изделий из различных текстильных материалов по образцам, рисункам, чертежам. Овладение основными способами соединения деталей изделия Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты Лоскутки ткани, калька, бусинки.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Коллаж «Семейный портрет». Составление плана работы. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Раскрыть понятие «коллаж». Познакомить со свойствами шерстяной и шелковой ткани. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. «коллаж» картон, ножницы, виды ткани.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Флюгер из картона. Сборка модели. Беседа, чертеж, выполнение проекта, украшение изделия Формирование умения соединять детали. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий. Развертка, гвоздь, резак, шило, клей.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Змейка для определения движения тёплого воздуха. Беседа, учебный диалог, рассказ учителя, эксперимент Повторить назначение и конструкцию циркуля; освоить прием разметки циркулем и вырезание ножницами деталей круглой формы. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты Лист бумаги, ножницы, шпагат, карандаш, шило, циркуль.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Упаковка для подарков. Беседа, чертеж, выполнение проекта, украшение изделия Освоить прием скручивания бумаги, соединение деталей с помощью степлера. Декоративное оформление и отделка изделий. Планировать изготовление многодетального изделия, реализовать замысел, защищать проект.
Степлер, креповая бумага, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Декоративное оформление изделий вышивкой. Изготовление развертки открытки. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя, беседа по ТБ Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты Картон ножницы, карандаш, линейка.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Декоративное оформление изделий вышивкой. Оформление. Беседа, выполнение проекта, украшение изделия Освоить приемы выполнения тамбурного шва.
Оформление работы. Анализ работы. Выставка лучших работ. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Нитки мулине, иголка, ножницы, клей.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Новогодние игрушки. Фонарик из куба. Изготовление развертки куба. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя, беседа по ТБ Познакомить с изготовлением развертки куба, повторить назначение условных обозначений на чертеже. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Картон, линейка, карандаш.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Украшения из фольги. Изготовление деталей. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя, беседа по ТБ Выявить свойства фольги. Освоить приемы скручивания фольги на оправке. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Фольга, ножницы, нитки, карандаш.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Подвески на ёлку. Заготовка деталей. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Познакомить со свойствами соломы, пластика. Проволоки; выбор материала для работы по его свойствам. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты Солома, пластик, проволока, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Открытка - ландшафт. Изготовление основы открытки. Беседа, учебный диалог, заочная экскурсия в типографию, проект Выполнение работ с бумагой. Научить делать объемную открытку по плану. Закрепить навыки разметки детали симметричной формы. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение, выдвигать способы решения. Альбомный лист, цветная бумага, клей, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Поздравительные открытки из соломенных лент. Изготовление основы открытки и деталей. Беседа, учебный диалог, проект Свойства природного материала. Овладение основными приёмами работы с соломенными лентами. Анализ плана работы по схеме и рисунку. Планировать изготовление многодетального изделия, реализовать замысел, защищать проект.
Соломенные ленты, проволока, клей, ножницы, степлер.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Ремонт книг с заменой обложки. Разметка деталей. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя Познакомить с основными элементами книги, правильным обращением с книгами; освоить приемы соединения листов сшиванием. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Нитки швейные, шило, ножницы, клей.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Нитяная графика на картонной основе. Изготовление основы для паспарту. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя, беседа по ТБ Раскрыть понятие «нитяная графика»; сделать основу для паспарту по чертежу. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение, выдвигать способы решения. Картон, нитки мулине, полоски бумаги, шило.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Подвеска из ткани. Изготовление выкройки. Беседа, выполнение проекта, украшение изделия Познакомить с понятиями « нити основа», «нити утка», разметить выкройку подвески по чертежу. Назначение текстильных материалов. Лицевая и изнаночная сторона. Инструменты приспособления. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты. Ткань, ножницы, мелок.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Подвеска из ткани. Сшивание частей основы. Беседа, учебный диалог, проект, практическая работа Освоить шов « через край» с нанизыванием бисера на иглу. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Нитки, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Игрушки - сувениры из пластмассовых упаковок. Разметка деталей. Беседа, чертеж выполнение проекта Изучить технологические возможности пластмассовых упаковок - капсул. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Упаковки-капсулы, шило, гвоздь.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Игрушки - сувениры из пластмассовых упаковок. Сборка деталей. украшение изделия, заочная экскурсия на фабрику игрушек Закрепить разметку детали из бумаги на просвет. Оформление работы. Коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты Цветная бумага самоклеящаяся, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Декоративное панно. Изготовление планшета. Практическая работа, учебный диалог, рассказ учителя, беседа по ТБ Изготовить планшет и оклеить его «кантом», соблюдая последовательность в работе. Планировать изготовление многодетального изделия, реализовать замысел, защищать проект
Цветная бумага, клей, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Декоративное панно. Оформление. Практическая работа, учебный диалог, украшение изделия Изготовление цветов из пластиковых упаковок шоколадных конфет и создание композиции на планшете. Воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Клей, ножницы, пластиковые упаковки шоколадных конфет.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Картонные фигурки с элементами движения. Разметка деталей. Беседа, чертеж выполнение проекта Свойства бумаги и картона. Определение формы, размеров, последовательности изготовления. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Планировать изготовление многодетального изделия, реализовать замысел, защищать проект . Картон, карандаш, ножницы.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Картонные фигурки с элементами движения. Сборка деталей. Беседа, чертеж выполнение проекта, сборка деталей Сборка деталей с помощью проволоки. Оформление работы. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение, выдвигать способы решения. Проволока, ножницы, клей, бумага.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Работа с конструктором. Знакомство. Беседа, учебный диалог, наблюдение Познакомить с набором конструктора, названием и назначением некоторых деталей, с приемами сборки и разборки деталей. Освоить приемы работы отверткой и гаечным ключом. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий. Конструктор.
Технология изготовления изделий из различных материалов. Работа с конструктором. Изготовление часов и тележки. Беседа, план сборки, сборка деталей, мини-дискуссия Освоить приемы соединения деталей при сборке часов, тележки. Освоить способы установки колес на ось. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско- технологических задач зависимости от конкретных условий. Конструктор.
Первоначальные умения проектной деятельности. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. Этапы проектирования. Беседа, учебный диалог, проект, практическая работа Познакомить с краткой историей автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники, обсудить и создать проект. Под руководством учителя ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение, выдвигать способы решения. Конструктор.

VIII. Материально-техническое обеспечение


Наименование материально - технического обеспечения

Примечания

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа» ,разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему знаний, необходимых для продолжения изучения технологии представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи учащихся. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам технологии Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Комплект охватывает большую часть основных вопросов каждого года обучения. Материал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и пространственных отношений предметов, приёмы вычислений, зависимости между величинами, структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект также включены таблицы справочного характера. Часть таблиц имеет съёмные детали, что повышает их методическую ёмкость. Таблицывыполненыналистах с припрессовкойплёнки.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование)или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

УЧЕБНО - ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Муляжи овощей, грибов, фруктов. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур





© 2010-2022