- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Планета здоровья (7-10 лет)
Программа Планета здоровья (7-10 лет)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожемяко О.Н. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ВЕРШИНА, НА КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬСЯ САМ.
И.БРЕХМАН Здоровье людей относится к числу главных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребёнка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей. Важное условие реализации программы - целенаправленная систематическая работа по двум ступеням, имеющим оздоровительную и эколого - биологическую направленность. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется в три этапа (1-4 кл. общеобразовательной школы). Структура программы «Планета здоровья». I ступень: курс «Расти здоровым» (1класс) и «Береги своё здоровье» (2 класс) знакомят детей с основными правилами безопасного поведения и личной гигиены как основы здорового образа жизни; дают элементарные представления о строении организма человека; включают вопросы психологического оздоровления через общение и взаимодействие с окружающим миром природы и обществом. II ступень: курс»Познай себя» (3 класс) раскрывает сущность человека как части природы, даёт представление о строении организма, функциях различных систем и отдельных органов; углубляет познание гигиенических основ, позволяющих сберечь и укрепить здоровье - важнейшую жизненную ценность. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
- формировать первоначальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены, валеологии;
- обучать детей приёмам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений.
- укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной, гигиенической культуры;
- организовывать спортивно - оздоровительные, лечебно - профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
- развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
- актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;
- содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
- формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
- воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
Основные принципы программы:
-
принцип гуманизации - высшей ценностью является ребёнок и его здоровье (Конвенция о правах ребёнка, 1998 г);
-
принцип природосообразности предполагает воспитание ребёнка в единстве и согласии с природой, заботу об экологически благоприятной для него среде жизни;
-
принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений ребёнка с окружающей средой и ценностного отношения к здоровью;
-
принцип интеграции содействует осознанию роли и места человека в системе мироздания, зависимости состояния здоровья от деятельности в социоприродной среде. Умелая интеграция содержания компонентов обеспечивает становление валеологически и экологически грамотной позиции ребёнка;
-
принцип диалогизации предполагает субъект - субъективный характер отношений между взрослым и ребёнком, результатом которых является сотрудничество, сотворчество в направлении здоровьесбережения.
I СТУПЕНЬ Курсы «Расти здоровым!» (1класс)
и « Береги своё здоровье»(2 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебные курсы «Расти здоровым!» и « Береги своё здоровье» имеют оздоровительную направленность. Приоритетной задачей курсов является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания; развивается чувство уважения к своему окружению - природному и социальному. Цель курсов: формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни. Задачи курсов:
- Формировать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке; навыки безопасного и гигиенически правильного поведения; умение управлять своим психическим здоровьем;
- Укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
- Развивать детскую самостоятельность, любознательность, речь, познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение, сенсорное восприятие); навыки межличностного и межнационального общения, адекватную оценочную
- деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей; стремление к активной деятельности и творчеству с целью здоровьесбережения;
- Воспитывать у детей ответственность за сохранение своего здоровья; чувство собственного достоинства, своего «Я» как личности; любовь к окружающему миру природы и социальному окружению; формировать мотивацию гигиенического поведения и физического саморазвития.
- части тела, основные органы и системы своего организма;
- основные термины и правила здорового образа жизни;
- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
- основные правила безопасного поведения на улице, в школе и дома;
- правила поведения при чрезвычайных ситуациях;
- правила экологически грамотного поведения в природе;
- телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи, милиции);
- меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
- значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
- предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
- правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
- правила здорового питания, культуру приёма пищи;
- меры профилактики нарушений осанки, упражнения для коррекции нарушений осанки;
- основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
- основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
- пословицы, поговорки и загадки, подчёркивающие важность здоровья.
- рационально использовать время, учитывая свой режим дня;
- выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
- соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
- выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
- использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т. д.;
- бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.), ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
- выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
- вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;
- правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия;
- использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «РАСТИ ЗДОРОВЫМ» ( 1КЛАСС).
№
п/п
Тема
Количество часов
Сроки проведения
Формы проведения
теор.
прак.
1.
Введение. «Путешествие в страну здоровья»
1
Сентябрь
урок -путешествие
I
Раздел. Основы здорового образа жизни.
6
7
Тема1. Здоровый образ жизни - путь к здоровью.
1
3
2.
Режим дня - это распорядок моих дел.
1
Сентябрь
урок - беседа
3.
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
1
Сентябрь
урок -практикум
4.
Люди с самого рождения жить не могут без движения…..
1
Сентябрь
урок -игротренинг
5.
В здоровом теле - здоровый дух!
1
Октябрь
урок -соревнование
Тема2. Основы безопасности школьника.
3
2
6.
Я теперь ученик, жить по правилам привык
1
Октябрь
урок -беседа
7.
Опасности, которые ждут меня повсюду
1
Октябрь
урок -дискуссия
8.
Я - пешеход, для меня есть светофор и переход!
1
Октябрь
урок -беседа
9.
Пешеходная азбука нашего города
1
Ноябрь
урок -экскурсия
10.
Мир природы: прекрасный и опасный
1
Ноябрь
урок -ролевая игра
Тема3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
1
2
11.
Если хочешь быть здоров - закаляйся!
1
Ноябрь
урок- беседа
12.
Учимся дышать правильно
1
Декабрь
урок- практикум
13.
Больше свежего воздуха - крепче здоровье!
1
Декабрь
урок- игротренинг
Тема4. Профилактика вредных привычек
1
14.
Там, где дым от сигарет, мне в этом доме места нет!
1
Декабрь
урок -беседа
II
Раздел. Основы гигиенической культуры.
4
8
Тема1. Правила личной гигиены.
2
2
15.
У меня есть всё своё…..
1
Январь
урок -путешествие
16.
Мои друзья: мыло и вода
1
Январь
урок- беседа
17.
Гигиенический практикум «Чистые руки»
1
Январь
урок-практикум
18.
Путешествие в город Чистоты и Порядка
1
Февраль
урок-праздник
Тема2.Гигиена зрения и слуха
---
2
19.
Если глазки повредить, в темноте придётся жить
1
Февраль
урок- практикум
20.
Уши звуки различают, они слышать помогают
1
Февраль
урок- практикум
Тема3. Гигиена питания
2
3
21.
Чтобы лучше развиваться, необходимо нам питаться.
1
Февраль
урок- беседа
22.
Здоровая пища для всей семьи
1
Март
урок- сюжетно - ролевая игра
23.
Что едим сначала, что едим потом?
1
Март
урок- дидактическая игра
24.
Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели
1
Март
урок- беседа
25.
Гигиенический практикум «Волшебная щёточка»
1
Март
урок- практикум
Тема4. Профилактика нарушений осанки
----
1
26.
Когда стою, хожу, сижу спинку ровно я держу
1
Апрель
урок- практикум
III
Раздел. Основы психического здоровья.
1
5
Тема1. Культура общения
1
1
27.
Я - культурный человек!
1
Апрель
урок- беседа
28.
Грубых слов не говорю, только добрые дарю
1
Апрель
урок- сюжетно - ролевая игра
Тема2.Оценка поступков
----
2
29.
Что такое хорошо и что такое плохо?
1
Апрель
урок- дискуссия
30.
Давайте жить дружно!
1
Май
урок - мини- конференция
Тема4. Навыки общения с окружающим миром
----
2
31.
Моя семья самая лучшая!
1
Май
урок - дискуссия
32.
Природа - мой друг!
1
Май
урок- конкурс
33.
Итоговое занятие: «Здравствуй, страна здоровья!»
1
Май
урок- праздник
ИТОГО
12ч
21ч
33ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РАСТИ ЗДОРОВЫМ!» (1 КЛ.)
Введение.(1ч)
Тема.«Путешествие в Страну здоровья!» Я - здоровый человек! Понятие «здоровье». Как сберечь и укрепить своё здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье: режим дня, зарядка, нормальный сон, физкультура и спорт, закаливание, правильное питание.
Формы занятий: урок - путешествие .
Методы: объяснительно - иллюстративный.
Приёмы: беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий, релаксация и другие оздоровительные приёмы.
Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен, аудиокассета «Бах и звуки океана», презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Раздел №1. Основы здоровый образ жизни человека (13 ч)
Тема №1. Здоровый образ жизни - путь к здоровью (4 ч) №1.Режим дня - это распорядок моих дел. Понятие « режим дня». Режим дня первоклассника. Сохранение здоровья в режиме школы и дома : умелое сочетание умственной и физической деятельности. Физкультурные минутки. Сон, его значение для здоровья. Гигиена сна. №2.Здоровье в порядке - спасибо зарядке! Утренняя зарядка - заряд бодрости, энергии и хорошего настроения на целый день. Ежедневные физические упражнения и двигательная активность как средства укрепления здоровья. №3,4. Люди с самого рождения жить не могут без движения. В здоровом теле - здоровый дух. Подвижные игры на свежем воздухе - игры для здоровья. Их влияние на рост и развитие. У каждой игры свои правила. Меры предупреждения травматизма среди детей во время игр.
Формы занятий: урок - беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
Приёмы: беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий.; устный опрос, выполнение упражнений, релаксация и другие оздоровительные приёмы.
Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен»,таблицы - самоделки «Твой распорядок дня», «Сон», аудиокассета «Бах и звуки океана», презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема №2. Основы безопасности школьника. (5ч) №1. Я теперь ученик, жить по правилам привык. Я - школьник. Предметы школьной жизни. Настроение в школе. Правила поведения и правила безопасности в школе, на уроках и на переменах. Доброе отношение друг к другу как фактор безопасного поведения. №2.Опасности, которые ждут меня повсюду. Ситуация «Один дома». Правила безопасного поведения в быту: при использовании электробытовых приборов, газовой плиты, предметов, не безопасных для здоровья и жизни ит.д.; действия при пожаре; общение с незнакомыми людьми. Телефоны специальных служб: пожарной, скорой, газовой и милиции. №3. Я - пешеход, для меня есть светофор и переход! Я - пешеход. Поведение на улице, игра вблизи проезжей части, правила безопасного перехода через дорогу. Светофор, сигналы светофора. Светофор для пешеходных переходов. Дорожные знаки: «Переход», «Осторожно, дети!». №4.Пешеходная азбука нашего города. Дорожная карта территории в районе школы; опасные участки дорог, перекрёстки, расположение знаков, светофоров. Правила безопасного перехода через дорогу в местах пешеходных переходов со светофором и без него. Маршрутный лист от школы до дома.
№5.Мир природы : прекрасный и опасный. Правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в парке, в лесу. Ситуация: « Пожар в лесу», «Мусор у реки». Природоохранные знаки.
Формы занятий: урок - дискуссия , урок - беседа, урок - экскурсия, урок - ролевая игра.
Методы: эвристический, объяснительно - демонстрационный, проблемного изложения.
Приёмы: эвристическая беседа, диалог, создание проблемной ситуации, анализ, объяснение, использование сюжетных игр, показ практических действий.; устный опрос, выполнение упражнений, релаксация и другие оздоровительные приёмы, литературный подбор по теме.
Информационное оснащение: макеты светофора, дорожные знаки, природоохранные знаки, аудиокассета для релаксации., презентация. Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема №3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! (3ч) №1.- Если хочешь быть здоров - закаляйся! Вода и солнце как факторы оздоровления и закаливания организма. Правила закаливания водой, солнцем. Обтирание, обливание, загар. Подбор одежды для труда и отдыха, занятий спортом, прогулок в разное время года и в любую погоду. №2. Учимся дышать правильно. Свежий воздух, его значение для оздоровления. Правила закаливания воздухом. Загрязнение воздухом, его воздействие на организм. Дыхание через нос - главный способ дыхания. Дыхательная гимнастика. Звуковое дыхание - пение гласных звуков, отрывистое произношение согласных. №3.Больше свежего воздуха - крепче здоровье! Игры на свежем воздухе в осенний период как фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательная активность в любую погоду - условия здоровьесбережения.
Формы занятий: урок - беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
Приёмы: использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и . д., беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий.; выполнение упражнений для разных групп мышц, дыхательная гимнастика,.
Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен»,таблицы - самоделки «Не забудь о закаливании », подбор литературы по теме, таблица по гигиене : «Закаливание организма»., презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема №4. Основы гигиенической культуры (1ч) №1.Профилактика вредных привычек. Вредное воздействие на растущий организм табачного дыма, алкоголя, наркотиков. Профилактика вредных привычек. Акция «Папа, не кури!»
Формы занятий: урок - беседа.
Методы: проблемного изложения.
Приёмы: постановка проблемы, поиск решений, анализ; использование наглядности, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений. Информационное оснащение: видеоролик, картинки, схемы, таблицы, презентация. Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Раздел II . Основы гигиенической культуры.(12ч)
Тема1. Правила личной гигиены(4ч) №1.У меня есть всё своё….. Предметы личного (индивидуального) пользования : полотенце, зубная щётка, расческа ит.д. Предметы общего пользования : мыло, зубная паста, щётка для одежды и т. д. №2.Мои друзья: мыло и вода Соблюдение правил личной гигиены: мытьё рук и ног, умывание, купание. Как умываются животные: домашние и дикие, растения умываются росой. Откуда берутся грянули? Понятие о микробах. Значение мыла и воды в борьбе с микробами. №3. Гигиенический практикум «Чистые руки» Урок Мойдодыра: как правильно вымыть и вытереть руки, обрезать ногти. Правила безопасности при пользовании кранами с горячей и холодной водой. Бережное отношение к питьевой воде, рациональное её использование. №4.Путешествие в город Чистоты и Порядка Профилактика неряшливости, несоблюдения правил личной гигиены. Аккуратность, опрятность в одежде. Чистота тела - залог здоровья! Пропаганда гигиенической культуры.
Формы занятий: урок - путешествие, урок - беседа, урок - практикум, урок - праздник.
Методы: проблемного изложения, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
Приёмы: объяснения с использованием наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и . д., демонстрация опыта, диафильма, видеоролика; постановка проблемной ситуаций, поиск решений, анализ, беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий.
Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен»,таблицы - самоделки «Надо, надо умываться», « Как защититься от микробов», диафильм «Гигиена основных систем органов человека» (фрагмент),подбор литературы по теме, презентация.
Техническое оснащение: микроскоп, предметное стекло, чистая вода, палочка для снятия соскоба с кожи рук, диапроектор, компьютер, проектор.
Тема2.Гигиена зрения и слуха (2ч) №1.Если глазки повредить, в темноте придётся жить Глаза - окно в окружающий мир. Глаза человека, животных, птиц, насекомых. Глаза - орган зрения. Брови, веки, ресницы, слёзы - защита глаз. Слепота. Правила бережного отношения к зрению. Гимнастика для глаз.
№2.Уши звуки различают, они слышать помогают
Орган слуха животных. Ухо человека. Правила бережного отношения к ушам. Вредное воздействие шума, громкой музыки, криков. Массаж ушей.
Формы занятий: уроки - практикумы.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Приёмы: объяснения с использованием наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и . д., демонстрация опыта, диафильма, видеоролика, использование игровых персонажей.
Информационное оснащение: аудиозапись, таблицы «Профилактика близорукости», «Шум и борьба с ним», макет глаза, диафильм « Гигиена основных систем органов человека», подбор литературы по теме, проектор.
Техническое оснащение: диапроектор, компьютер, проектор.
Тема3. Гигиена питания (5ч)
№1. Чтобы лучше развиваться, необходимо нам питаться.
Зачем человек ест. Чем питаются животные и человек. Движение пищи в организме человека. Органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, кишечник (упрощенно).
№2. Здоровая пища для всей семьи
Какие продукты питания полезны детям и взрослым. Что едят в вашей семье? Понятие «Здоровая пища». Бережное отношение к хлебу.
№3. Что едим сначала, что едим потом?
Правила рационального питания. Завтрак. Правила последовательности приёма блюд за обедом. Что едят на ужин? Поведение за столом.
№4. Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели
Рот и зубы. Строение зуба. Молочные и коренные зубы. Как возникает кариес. Какие продукты питания полезны для зубов, какие вредны.
№5. Гигиенический практикум «Волшебная щёточка»
Гигиенический уход за полостью рта. Профилактические осмотры у стоматолога. Жевательная резинка: за и против.
Формы занятий: урок - беседа, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - дидактическая игра, урок - практикум.
Методы: объяснительно - иллюстративный, проблемного изложения, эвристический.
Приёмы: сообщение, эвристическая беседа, использование игр, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений, постановка и решение проблемы, анализ действий.
Информационное оснащение: таблицы - самоделки «Сладкая страница» , «О еде», «Что едим сначала, что потом», «Как есть правильно», «Зубы! Зубы!», «Что полезно и вредно для зубов», видеофильм (фрагмент), презентация.
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Тема4. Профилактика нарушений осанки (1ч)
№1.Когда стою, хожу, сижу спинку ровно я держу
Скелет (схематическое строение).Понятия « суставы», «мышцы». Осанка. Упражнение для укрепления осанки.
Формы занятий: урок - практикум.
Методы: эвристический , объяснительно - иллюстративный.
Приёмы: эвристическая беседа с демонстрацией наглядности, использование сюжетных персонажей, пословиц, загадок и т. д., показ практических коррекционных действий (упражнений для укрепления осанки), оздоровительные приёмы.
Информационное оснащение: аудиозапись, таблицы , диафильм « Гигиена основных систем органов человека», подбор литературы по теме.
Техническое оснащение: диапроектор, компьютер.
Раздел III. Основы психического здоровья.(5ч)
Тема1. Культура общения (2ч)
№1.Я - культурный человек!
Что значит быть культурным человеком? Общение (мимика, жесты, выражение чувств). Культура человека - это сочетание красивого и доброго.
№2. Грубых слов не говорю, только добрые дарю
Культура общения. Вежливость. Приветствие. Благодарность. Азбука вежливых слов: будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите. Уроки этикета.
Формы занятий: урок - беседа, урок - сюжетно - ролевая.
Методы: проблемного изложения, репродуктивный, эвристический.
Приёмы: постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, использование сюжетных персонажей, загадок, пословиц, психотренинг.
Информационное оснащение: открытки из мультфильмов «Про Кота Леопольда» (видеозапись), аудиокассета «Сборник детских песен», презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема2.Оценка поступков (2ч)
№1. Что такое хорошо и что такое плохо?
Манера поведения школьников. Моделирование поведения в различных ситуациях: хорошо - плохо, этично - неэтично, можно - нельзя.
№2. Давайте жить дружно!
Культура мира между людьми разной национальности. Мир и война. Толерантность. Милосердие. Наш многонациональный край.
Формы занятий: урок - беседа, урок - дискуссия.
Методы: проблемного изложения, исследовательский.
Приёмы: постановка и решение проблемы, анализ действий, психотренинг.
Информационное оснащение: плакаты по теме «Толерантность», рисунки детей «Мы за мир!», «Так давайте устроим большой хоровод», презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, проектор.
Тема4. Навыки общения с окружающим миром.(2ч)
№1.Моя семья самая лучшая!
Круг самых близких людей. Культура общения в семье. Бабушки и дедушки. Любовь к родителям, уважение к старшим. Домашние праздники, семейные традиции, общие домашние дела. Братишки и сестрёнки: малышей не обижай!
№2.Природа - мой друг!
Культура общения с природой. Любовь к растениям и животным. Мой зелёный друг. Мой пернатый друг. Мой четвероногий друг. Чему нас учит общение с природой?
Формы занятий: урок - дискуссия, урок - конкурс.
Методы: эвристический, исследовательский.
Приёмы: обобщение, сопоставление личного опыта детей, использование сюжетных игр, эвристическая беседа; психотренинг, анализ известных фактов.
Информационное оснащение: плакаты , рисунки, проект, презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Итоговое занятие: «Здравствуй, страна здоровья!»(1ч)
Здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье : режим дня, нормальный сон, зарядка, спорт и физкультура, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни - наш выбор!
Формы занятий: урок -праздник.
Методы: репродуктивный.
Приёмы: предложение учащимся выполнения упражнений различных видов, реализующих цель : игра, инсценировка, оздоровительные минутки.
Информационное оснащение: плакаты , рисунки, проект.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «БЕРЕГИ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ»
( 2 КЛАСС).
№
п/п
Тема
Количество часов
Сроки
проведения
Форма проведения
теор.
прак.
1.
Введение.
«Если хочешь быть здоров»
1
Сентябрь
урок - беседа
I
Раздел. Здоровый образ жизни - основа здоровьесбережения.
6
8
Тема1. Здоровье в твоих руках.
1
2
2.
С режимом дня дружишь - здоровей будешь
1
Сентябрь
урок - дидактический практикум
3.
Для здоровья нужен сон
1
Сентябрь
урок - беседа
4.
На зарядку становись!
1
Сентябрь
урок - тренинг
Тема2. Основы безопасного поведения
2
2
5.
Будь осторожен: в школе и дома
1
Октябрь
урок - беседа
6.
Безопасное поведение на улице и в транспорте
1
Октябрь
урок - сюжетно - ролевая игра
7.
Человек и природа : правила экологической безопасности
1
Октябрь
урок - путешествие
8.
Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье
1
Октябрь
урок- беседа
Тема3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье
3
4
9.
Не купайся зимой, закаляйся летом!
1
Ноябрь
урок - дидактическая игра
10.
Здоровье человека
1
Ноябрь
мини- лекция
11.
Профилактика простудных заболеваний.
1
Ноябрь
урок - беседа
12.
К осени за здоровьем!
1
Декабрь
урок - прогулка
13.
Для здоровья нужен спорт!
1
Декабрь
урок - беседа
14.
Курить - здоровью вредить!
1
Декабрь
урок - дискуссия
15.
К нам опять пришла зима…
1
Декабрь
урок - игротренинг
II
Раздел. Гигиенические основы здорового образа жизни.
4
5
Тема1. Личная гигиена младшего школьника
1
1
16.
Чистота - залог здоровья!
1
Январь
урок - беседа
17.
Здоровье и внешний вид школьника
1
Январь
урок - сюжетно - ролевая игра
Тема2.Гигиена зрения и слуха
---
2
18.
Правила бережного отношения к зрению
1
Январь
урок - тренинг
19.
Правила гигиенического ухода за органами слуха
1
Февраль
урок - практикум
Тема3.Гигиенические основы питания
2
2
20.
Секрет системы пищеварения
1
Февраль
урок - путешествие
21
Состав пищи.
1
Февраль
урок - мини - лекция
22
Правила здорового питания
1
Февраль
урок - спортивно-ролевая игра
23.
Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!»
1
Март
урок - практикум
Тема4. Профилактика нарушений опорно - двигательной системы.
1
2
24.
Зачем человеку скелет?
1
Март
урок - беседа
25.
Осанка - ровная , стройная спина!
1
Март
урок - практикум
26.
Двигайся больше - проживёшь дольше!
1
Март
урок - игротренинг
III
Раздел. Основы самовоспитания
1
8
Тема1. В союзе с природой.
1
2
27.
Мудрый учитель - природа
1
Апрель
урок - дискуссия
28.
Весна, прекрасен гомон птичий..
1
Апрель
урок- викторина
29.
Знакомимся : комнатные растения.
1
Апрель
урок - путешествие (экскурсия)
Тема2.Культура общения.
----
2
30.
Улыбка - путь к общению
1
Апрель
урок -ролевая игра
31.
Дети должны жить в мире!
1
Май
урок - мини-конференция
Тема3. Познай самого себя
---
2
32.
Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие
1
Май
урок -дискуссия
33.
Как преодолеть себя!
1
Май
урок -практикум
Итоговое занятие
1
34
Праздник здоровья.
1
Май
урок -праздник
ИТОГО
12ч
22ч
34ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «БЕРЕГИ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ» (2 класс)
Введение.
Тема.«Если хочешь быть здоров»(1ч)
Валеология - наука о здоровье, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Что значит быть здоровым человеком?
Формы занятий: вводная беседа.
Методы: объяснительно - иллюстративный.
Приёмы: эвристическая беседа, сообщения, использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и . д., беседа, разучивание оздоровительных упражнений.
Информационное оснащение: запись «Бах и звуки океана», презентация.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Раздел I. Здоровый образ жизни - основа здоровьесбережения.(14 ч)
Тема1. Здоровье в твоих руках.(3ч)
№1. С режимом дня дружишь - здоровей будешь
Режим дня - основной компонент понятия «здоровье»; умелое сочетание труда и отдыха, умственной и физической деятельности. Понятие «час», «минутка», «время». Использование часов для соблюдения режима дня.
№2.Для здоровья нужен сон.
Сон - регулярный отдых организма, необходимый для восстановления сил и здоровья. Место сна в суточном режиме. Гигиена сна. Оздоравливающий сон - релаксация.
№3. На зарядку становись!
Значение двигательной активности для здоровья. Зарядка. Место зарядки в режиме дня. Гигиенические требования к выполнению зарядки. Правила последовательности выполнения упражнении. Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Формы занятий: урок - дидактическая игра (практикум), урок - беседа, урок -тренинг.
Методы: объяснительно - иллюстративный, эвристический,
репродуктивный.
Приёмы: использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и . д., беседа, разучивание оздоровительных упражнений, обобщение, литературные подборки, анализ ситуаций, работа с таблицами, заучивание таблиц, оздоровительные приёмы: гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика, релаксация под музыкальное сопровождение аудиозаписи.
Информационное оснащение: пословицы о режиме дня, зарядке, сне; звукозапись для релаксации. Памятки : «Как составить режим дня», «На зарядку становись»; таблицы - самоделки по теме; таблицы по гигиене:»Влияние физических упражнений на здоровье», «Режим дня школьника», презентация.
Техническое оснащение: будильник, магнитофон, компьютер, проектор.
Тема2. Основы безопасного поведения.(4ч)
№1. Будь осторожен: в школе и дома
Понятие "безопасное поведение». Тест «Оцени своё поведение». Ты -школьник. Правила безопасности в школе. Факторы, определяющие повышенную опасность: бег по коридорам, драки, пинки, подножки и перебрасывание мелких предметов и т.д. Правила безопасности дома: обращение с электробытовыми приборами, газовыми плитами, спичками; общение с незнакомыми людьми; пользование лифтами, лестницами, окнами, лестницами и т.д. Специальные службы экстренной помощи, их телефоны.
№2. Безопасное поведение на улице и в транспорте
Ты - пешеход, ты - пассажир. Правила безопасного поведения на улице (ходить только по тротуарам, играть только на площадках, во дворах, на стадионах). Правила безопасного перехода через дорогу (светофор, пешеходный переход, дорожные знаки). Правила поведения в транспорте (уважительное отношение к старшим, инвалидам…, ограничение громкой речи); правила безопасного поведения (находиться дальше от открытых дверей и окон, не высовываться в окно при движении транспорта..); правила обхода транспортных средств.
№3. Человек и природа : правила экологической безопасности
Правила поведения в природе. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках в лес. Меры экологической безопасности: запрет на купание в загрязнённых водоёмах, на сбор ягод, грибов, лекарственных растений вблизи дорог, в черте города… Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья. Прогулка в природу - поход за здоровьем!
№4. Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье
Понятие о ЧП, стихийных бедствиях. Землетрясение, пожар, наводнение, террористический акт, нападение. Правила поведения в ЧП: обращение за помощью, отсутствие паники, выполнение указаний взрослых. Что такое гражданская оборона?
Формы занятий: урок - беседа, урок - сюжетно - ролевая игра (практикум), урок - путешествие, урок -беседа.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, изложения,
Эвристический.
Приёмы: беседа по теме, сообщения, использование наглядности, работа с таблицами, беседа, обобщение, литературные подборки, анализ ситуаций, заучивание таблиц, игра «Хорошо - плохо», постановка проблем, поиск решений, обсуждение ситуаций, выводы по теме, оздоровительные упражнения; коррекция осанки, выводы по теме, пальчиковая гимнастика, игры - имитации.
Информационное оснащение: таблицы - самоделки по теме; дорожные знаки, пословицы, поговорки, литературная подборка, природоохранные знаки, аудиозаписи, видеозаписи, презентации.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье(7ч)
№1. Не купайся зимой, закаляйся летом!
Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье(обзор).Закаливание - фактор, укрепляющий здоровье. Закаливание солнцем, воздухом, водой. Босохождение. Признаки здорового и закалённого человека. Секрет долголетия. Солнечные и воздушные ванны.
№2. Здоровье человека
Как мы дышим. Органы дыхания человека : нос, трахея, бронхи, лёгкие. Их значение при дыхании. Понятие газообмена. Растения - источник кислорода. Биологическая связь между растениями и человеком. Дыхательный акт. Частота дыхания, от чего она зависит. Управление дыханием. Сравнение здоровья селян и горожан. Факторы загрязнения воздуха в городе. Правила экологической безопасности.
№3. Профилактика простудных заболеваний.
Почему люди болеют. Причины простудных заболеваний : микробы, отсутствие привычки здорового образа жизни. Простудные заболевания. Признаки болезни : высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, потеря аппетита… Кашель и чихание - защитные действия организма. Профилактика простудных заболеваний : зарядка, спорт, физкультура, закаливание. Иммунитет (понятие). Профилактические прививки (понятие).
№4. К осени за здоровьем!
Прогулки на свежем воздухе - фактор закаливания, укрепления здоровья. Игры для здоровья. Профилактика простудных заболеваний.
№5. Для здоровья нужен спорт!
История развития физкультуры и спорта. Первые Олимпийские игры. Современные виды спорта. Занятия в спортивных секциях, спортшколах, классах хореографии - шаг к победам над собой.
№6. Курить - здоровью вредить!
Вредная привычка - курение. Воздействие курения на органы пищеварения, сердце и мозг, на рост и развитие детского организма. Последствия раннего пристрастия к курению : головные боли, тошнота, ухудшение общего состояния здоровья организма; отставание в физическом и умственном развитии. Акция «Дети - против курения!»
№7. К нам опять пришла зима…
Прогулки в зимний период - элемент закаливания, тренировки и оздоровления. Морозный воздух - эффективное средство борьбы с микробами. Закаливание холодом. Подвижные игры в зимний период.
Формы занятий: урок - дидактическая игра, урок - мини - лекция, урок - беседа, урок - прогулки, урок - дискуссия, урок -игротренинг.
Методы: эвристический, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.
Приёмы: обобщение знаний в форме игры, закрепления изученного в 1 классе по теме «Факторы, укрепляющие здоровье» (семицветик «Здоровье»).
Сообщения по теме, использование наглядности, литературной подборки; работа в тетради; заучивание пословиц, поговорок, разучивание упражнений дыхательной гимнастики; постановка проблем, анализ ситуаций, поиск решений, выводы; просмотр фрагмента диафильма; оздоровительные приёмы: элементы закаливания водой и воздухом; прогулки на свежем воздухе , аромотерапия (вдыхание чесночных и луковичных ароматов как профилактика простудных заболеваний); общеукрепляющие упражнения, коррекция осанки и зрения, игры на воздухе.
Информационное оснащение: памятки «Правила закаливания», «Массаж ушных раковин против простуды»; литературный ряд: стихотворения, рассказы, пословицы, поговорки по теме. Таблицы по гигиене «Закаливание», «Вред курения», таблицы - самоделки. Диафильм «Гигиена основных систем органов человека»(фрагмент), аудиозаписи, презентации, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Раздел II. Гигиенические основы здорового образа жизни.(11ч)
Тема1. Личная гигиена младшего школьника (2ч)
№1. Чистота - залог здоровья!
Понятие « гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Предметы общего и индивидуального (личного) пользования. Гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, ног (обзор).
№2. Здоровье и внешний вид школьника .
Аккуратность. Опрятность. Уход за одеждой, обувью. Гигиенические требования к одежде, обуви. Порядок в доме - залог здоровья. Профилактика лени, неряшества, неаккуратности. Последствия невыполнения гигиенических норм.
Формы занятий: урок - беседа, урок - сюжетно - ролевая игра.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: беседа по теме, сообщения новых знаний, повторение изученного ранее дополнение, обобщение; использование наглядности, предметов гигиены…, обыгрывание различных ситуаций, разучивание пословиц, поговорок; физкультурные минутки - имитация движений по уходу за телом; оздоровительные приёмы - самомассаж, коррекция зрения, осанки ; выводы по теме, пальчиковые игротренинги; просмотр диафильма, игры - имитации.
Информационное оснащение: литературная подборка по теме; таблицы по гигиене;презентации;таблицы - самоделки по теме; диафильм «Гигиена кожи», кинофильм «Кожа и гигиена одежды»,аудиозаписи, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, диапроектор, кинопроектор.
Тема2.Гигиена зрения и слуха (2ч)
№1. Правила бережного отношения к зрению
Глаз - орган зрения. Внешний вид глаза. Строение глаза: зрачок, радужка, белок, глазное яблоко, роговица. Защита глаз. Нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость. Профилактика нарушения зрения. Правила бережного отношения к зрению. Очки. Коррекция зрения: гимнастика для глаз.
№2. Правила гигиенического ухода за органами слуха
Орган слуха - уши. Строение уха: наружное ухо, среднее и внутреннее. Нарушение слуха. Самомассаж ушей - профилактика заболеваний. Техника массажа ушных раковин.
Формы занятий: урок - практикум.
Методы: репродуктивный с элементами объяснительно - иллюстративного.
Приёмы: беседа по теме, сообщения новых знаний, обобщение ранее изученного, дополнение , уточнение; разучивание различных гигиенических приёмов по уходу за органами слуха и зрения; разучивание упражнений, корректирующих зрение, элементов самомассажа ушных раковин (уарикулярного массажа), повторение практических упражнений, оздоровительных приёмов, физкультурные минутки - имитация движений по уходу за телом ; выводы по теме, пальчиковые игротренинги; просмотр диафильма, игры - имитации.
Информационное оснащение: литературная подборка по теме; таблицы по гигиене; презентации; таблицы - самоделки по теме; аудиозаписи, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, диапроектор, кинопроектор.
Тема3.Гигиенические основы питания(4 ч)
№1. Секрет системы пищеварения
Пищеварение - процесс переваривания пищеварения: полость рта, пищевод, желудок, желудок, кишечник. Переваривание пищи. Пищеварительные соки, слюна. Болезни грязных рук. Паразиты, кишечные инфекции.
№2. Состав пищи.
Продукты питания. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Нарушения жизнедеятельности организма, связанные с недостатком витаминов, белков, углеводов, жиров. Понятие «Здоровая пища для всей семьи». Что полезно и что вредно? Составление меню. Первые, вторые, третьи блюда.
№3.Правила здорового питания
Последовательность приема пищи. Условия качественного переваривания пищи. Жевательная резинка: польза и вред. Полость рта. Зубы: молочные и постоянные. Строение зуба. Болезни зубов, причины их возникновения. Кариес. Зубная боль. Профилактика кариеса.
№4. Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!»
Гигиенический уход за полостью рта. Выбор зубных щёток и паст. Правила последовательности действий при чистке зубов.
Формы занятий: урок - путешествие, урок - мини-лекция, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - практикум.
Методы: объяснительно - иллюстративный, эвристический, проблемного изложения, репродуктивный.
Приёмы: беседа по теме, сообщения новых знаний, обобщение ранее изученного, дополнение , уточнение; введение сказочных и сюжетных персонажей; постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, показ практических действий, закрепление навыков по уходу за полостью рта; разучивание упражнений, корректирующих зрение, осанки, повторение практических упражнений, оздоровительных приёмов, физкультурные минутки - имитация движений по уходу за телом ; выводы по теме, пальчиковые игротренинги; просмотр кинофильма, игры - имитации, аутотренинг, игра «Полезно - вредно».
Информационное оснащение: упаковки от продуктов питания, дидактический материал; таблицы по гигиене;презентации;таблицы - самоделки по теме; литературная подборка, аудиозаписи, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, диапроектор, кинопроектор, зубная часта, зубная щётка, стаканчик, салфетка, зеркальце (индивидуальный набор).
Тема4. Профилактика нарушений опорно - двигательной системы.(3ч)
№1.Зачем человеку скелет?
Скелет человека. Строение скелета (обзор). Кости, суставы, мышцы, их роль в организме человека. Руки, ноги - «рабочие инструменты». Профилактика травматизма. Переломы костей. Первая помощь при переломах (обзор).
№2. Осанка - ровная , стройная спина!
Осанка - привычное положение ела при ходьбе, сидя, соя. Осанка : правильная и неправильная. Профилактика нарушений осанки. Занятия спортом для укрепления мышц и косей. Упражнения для коррекции осанки: «Ели…», «На берегу стояла ива…», «У стены» и т.д.
№3. Двигайся больше - проживёшь дольше!
Подвижные игры - средство укрепления опорно - двигательной системы. Игры на воздухе : «Горелки», «Два медведя», «Третий лишний», «Птички на дереве».
Формы занятий: урок - беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: беседа по теме, сообщения, обобщение ранее изученного, использование наглядности, таблиц, показ практических упражнений для коррекции осанки и укрепления мышц спины, живота; организация игровой тренировки на свежем воздухе; использование оздоровительных приёмов самомассаж кистей и стоп, физкультурные минутки, пальчиковые игротренинги; просмотр презентации.
Информационное оснащение: таблицы по теме : «Скелет человека», «Предупреждение искривления позвоночника», «Влияние физических упражнений на организм человека». Кроссворды, литературный подбор, презентация, аудиозаписи, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Раздел III. Основы самовоспитания
Тема1. В союзе с природой.
№1. Мудрый учитель - природа
Что мы знаем о природе. Сезонные изменения в природе. Весна, признаки этого времени года. Правила поведения в природе (повторение). Природоохранные действия в весенний период. Бережное отношение к первоцветам - первым приметам весны.
№2. Весна, прекрасен гомон птичий..
День птиц. Перелётные птицы. Гнездовья для птиц, поведении птиц весной. Приметы погоды, связанные с поведением птиц. Домашние пиццы. Поведение птиц весной. «Скворецжилстрой» - операция по развешиванию искусственных гнездовий.
№3. Знакомимся : комнатные растения.
Многообразие комнатных растений. Их использование для создания уголков природы дома, в школе и т. д.Теплица комнатных растений - оранжерея. Особенности ухода за различными растениями: частота полива, рыхление почвы, удаление сухих листьев и т. д. Значение комнатных растений для здоровья человека.
Формы занятий: урок - дискуссия, урок - викторина , урок - путешествие (экскурсия).
Методы: эвристический, репродуктивный, исследовательский.
Приёмы: эвристическая беседа по теме, дискуссия, обобщение личного опыта детей, корректировка знаний с точки зрения экологически правильного поведения; выполнение различных заданий, корректирующих поведение детей; введение игровых и познавательных моментов; оздоровительные приёмы: общение с природой, игры - имитации поведения птиц, упражнения для коррекции осанки, самомассаж кисеей, стоп, ушных раковин, релаксация «Волшебный сон», просмотр презентации.
Информационное оснащение: литературная подборка по теме : стихотворения, загадки, пословицы; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи «Голоса птиц», «Музыка для релаксации». Кроссворды, презентация, видеозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.
Тема2.Культура общения.(2ч)
№1. Улыбка - путь к общению
Общение со сверстниками. Культура общения. Дружба. С чего начинается дружба. Мой друг (подруга). Улыбка - начало общения. Эмоции человека и его здоровье.
№2. Дети должны жить в мире!
Культура мира в нашем крае. Моя малая Родина. Толерантность (терпимость) в отношениях между людьми разных национальностей.
Формы занятий: урок -ролевая игра, урок - мини - конференция.
Методы: репродуктивный, эвристический с элементами проблемного изложения.
Приёмы: обсуждение, обобщение опыта детей; обучение упражнениям и приёмам саморегуляции, доброжелательного отношения друг к другу; инсценирование ситуаций, разыгрывание сюжетов, пение песен; обсуждение, дискуссия, поиск решений по проблеме сохранения мира на Кавказе, дружбы между народами; конкурс плакатов «Дети должны жить в мире!», использование литературных и музыкальных произведений. Оздоровительные приёмы : психогимнастика, физкультурные минутки, просмотр презентации.
Информационное оснащение: литературная подборка по теме : стихотворения, сценки, загадки, пословицы; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи «Голоса птиц», «Музыка для релаксации». Кроссворды, презентация, видеофильм « Кавказские Минеральные Воды - жемчужина России», плакаты по теме.
Техническое оснащение: зеркальце (у каждого) , видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор.
Тема3. Познай самого себя(3ч)
№1. Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие
Черты характера и чувства человека. Мечтательность. Застенчивость. Страх. Испуг. Волнение и переживания. Щедрость и жадность. Правда и ложь. Непослушание и наказание. Воровство. Привычки, вредные для здоровья. Нехорошие слова и поступки, злые шутки.
№2. Как преодолеть себя!
Преодоление страхов, волнения от переживаний. Избавление от вредных привычек. Изменение себя :«Что хочу приобрести?», «От чего хочу избавиться?»
№3. Я и моя семья
Формы занятий: урок -дискуссия, , урок - практикум, урок -игротренинг.
Методы: эвристический с элементами объяснительно - иллюстрированного, репродуктивный, репродуктивный.
Приёмы: обсуждение и обобщение личного опыта детей; проигрывание ситуаций, поиск решений, разыгрывание сценок, анализ литературных произведений, самоопределение личных качеств и самокоррекция поведения в направлении улучшения психического здоровья; оздоровительный приём; психогимнастика, физкультурные минутки, просмотр презентации, составление индивидуальной программы «Хочу стать лучше».
Информационное оснащение: литературная подбор произведений по теме, карточки с заданиями, распечатка опросника «Какой Я», презентация, рисунки.
Техническое оснащение: карандаши , бумага , видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор.
Итоговое занятие.
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ! (1ч)
Мы выбираем здоровье! Здоровье - это ум, красота, сила, хорошее настроение, отсутствие болезней, вредных привычек, доброе ко всем отношение!
Формы занятий: урок -праздник.
Методы: репродуктивный.
Приёмы: предложение учащимся различных видов упражнений, реализующих цель занятия, использование игровых, конкурсных заданий, инсценировок и оздоровительных минуток.
Информационное оснащение: наглядность по темам курса, дидактические карточки, аудиозаписи, презентации.
Техническое оснащение: магнитофон, компьютер, проектор.