- Преподавателю
- Начальные классы
- Выявление и развитие детской одаренности в начальной школе через авторскую педагогическую разработку программы факультативного курса «Как стать умником»
Выявление и развитие детской одаренности в начальной школе через авторскую педагогическую разработку программы факультативного курса «Как стать умником»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ломаченко З.И. |
Дата | 24.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Каждый ребенок отчасти гений,
а каждый гений отчасти ребенок
( Артур Шопенгауэр) Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в самом начале обучения ребенка в школе, можно встретить таких учеников, интеллектуальный уровень которых превосходит других детей в его возрастной категории. Дети, которые самостоятельно проявляют знания или способности, не свойственные возрасту, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, черпают материал к из интернет ресурсов, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Так же они опережают своих сверстников по ряду психических параметров. Категории детей, которых называют одаренными.
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети со «специальными способностями» (экстрасенсорные способности);
- дети, одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры).
Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. В данном направлении педагоги нашей школы работают над повышением своего профессионального мастерства:
- В 2015 учебном году пройдены курсы по ФГОС и ИКТ.
- Участвуем в разных сетевых сообществах, публикуем свои материалы в сетях интернет, создаем свои странички, сайты.
- Принимаем участие в дистанционных конкурсах.
- Главным же достижением в данном направлении считаю работу учителей нашей школы по моей авторской программе факультативного курса «Как стать умником» в рамках внеурочной деятельности.
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
- развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности, мышления );
- занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая игра, кроссворд, тренинг, викторина, интеллектуальная игра;
- занятия, освоенные на нетрадиционной организации учебного материала: уроки - мудрости, урок - блок и т.п.
- занятия, освоенные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж и т. д
- занятия, освоенные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк, ученый совет;
- занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, аукцион, бенефис, телепередача,
Система работы с одаренными детьми на факультативном занятии включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей; (в программе есть диагностические материалы на начало и конец года)
- развитие способностей используя различные технологии обучения (технология обучения в сотрудничестве, проектные технологии, технология разноуровневого обучения, технология развития критического мышления, технология «6 шляп мышления» и др.
- развитие творческих способностей чрез проведение занятий в разных формах; (формы занятий перечислены выше)
- развитие способностей через олимпиады, конкурсы, исследовательскую работу;
- развитие способностей через участие в различных дистанционных конкурсах .
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М, 1991.