Конспект урока по русскому языку Диалог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Конспект урока по русскому языку Диалог.Разработка урока по русскому языку в 5-м классе. Тема "Диалог"

Курбанова Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели урока:

1.Формировать умение

  • самостоятельно добывать знания по заданной теме;

  • сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы;

  • правильно ставить знаки препинания при диалоге;

  • составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.

2.Развивать умение

  • самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;

  • систематизировать материал в V - диаграмме;

  • инициативность в познавательной деятельности.

3.Воспитывать

  • желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;

  • интерес к интеллектуальной деятельности;

  • нравственно-этическую культуру;

  • умение слушать, работать вместе.

Тип урока - изучение нового материала.

Вид урока - урок-исследование.

Наглядность - таблица "V - диаграмма "Прямая речь - диалог", информационный текст и тренировочные упражнения для каждого учащегося, высказывания М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.Г. Чернышевского о языке.

Ход урока

Приветствие учителя: "Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту ваших рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг другу. А теперь приступим к работе".

Стадия вызова - целеполагание.

I. Вопросы к учащимся:

  1. Как вы думаете, для чего нужно общение?

  2. Как возникает разговор?

  3. Что происходит во время разговора?

  4. Только ли словами мы обмениваемся во время разговора?

II. Инсценировка стиха Э. Успенского "Все в порядке".

Мама приходит с работы, Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

  • Был на квартиру налет?

  • Нет.

  • К нам заходил бегемот?

  • Нет.

  • Может быть, дом не наш?

  • Наш.

  • Может, не наш этаж?

  • Наш.

Просто приходил Сережка. Поиграли мы немножко.

  • Значит, это не обвал?

  • Нет.

  • Слон у нас не танцевал?

  • Нет.

  • Очень рада.

Оказалось, я напрасно волновалась.

Сколько действующих лиц участвовало в этом разговоре?

Ребята, а теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Что мы

будем сегодня изучать?

Какую вы поставите перед собой цель?

Инсценировка стихотворения Найденовой "В магазине".

Сегодня в магазине шум и суета.
Сегодня продавщица все время занята.
Вот уж целых два часа
Раздаются голоса:

  • Мне хорошую резинку!

  • Мне альбом!

  • А мне картинку.

  • Дайте кисточку и клей!

  • И линейку подлинней.

  • Дайте два больших пенала!

  • Дайте ножик раскладной!

  • А у нас тетрадок мало.

Нам прибавьте по одной.

Сколько действующих лиц в этом диалоге?

Если в диалоге принимает участие большое количество лиц, то этот разговор называется ПОЛИЛОГ.

III. Словарно-орфографическая работа.

Диалог Диа -, два '

Диалогический Логос - , слово ' (греч)

Полилог Поли - , много '

Логос - , слово ' (греч)

IV. Работа с таблицей ЗХУ.

Вспомните все, что вы знали раньше о диалоге и запишите в колонку "3" (Знаю).

Подумайте, что бы вы хотели еще узнать о диалоге?

V. Осмысление.

Перед каждым из вас лежит "Информационный текст", где записаны все сведения

о диалоге. Сейчас вы будете самостоятельно изучать эту тему и производить
маркировку текста с помощью специальных знаков:

" ! " - я это знал.

" + " - новое для меня.

" - " - вызывает у меня сомнение.

" ? " - вопрос.

VI. Изучение нового материала по "Информационному тексту" (Работа в группах).

Приложение №1

  1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

  2. Что оказалось новым?

  3. Какие возникли вопросы?

  4. Что вызвало сомнение?

VII. Закрепление. Ответы на вопросы к "Информационному тексту"

  1. Что такое диалог? Полилог?

  2. Как пишется каждая реплика диалога?

  3. Какое грамматическое явление очень часто сопровождает диалог?

  4. Как пишется речь героев в диалоге? А как слова автора?

  5. Какие глаголы используются в диалоге?

  6. Могут ли диалог и прямая речь быть в тексте одновременно?

  7. Для какого стиля речи характерен диалог?

VIII. Зaпoлнeниe V - диаграммы "Прямая речь - Диалог". Работа в группах.

(Часть диаграммы "Прямая речь" учащиеся заполнили дома во время выполнения домашнего задания. Часть диаграммы "Диалог" заполняют во время работы с "Информационным текстом").

Приложение №2

Есть ли что-либо общее между прямой речью и диалогом?

Предполагаемый ответ учащихся (заполняется средняя часть диаграммы):

1 .Часто сопровождаются обращением, вводными словами.
2.Речь героев пишется с прописной буквы.

3 .Используются глаголы говорения, глаголы мысли.

4.Могут быть в тексте одновременно.

5.Используются в литературе для характеристики героев.

IX.Тренировочные упражнения.

Приложение №3

Рефлексия.

1.Что вы узнали о диалоге?

А)Что такое диалог.

Б)Какие знаки препинания встречаются в диалоге.

2.Чему вы научились?

А)Ставить знаки препинания в диалоге.

Б)Составлять диалоги на заданную тему.

На доске высказывания о языке М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.Г. Чернышевского.

Приложение №4

Как вы считаете, чьё высказывание соответствует теме нашего урока? Обоснуйте свой ответ.

X. Подводя итог нашей работы, мы можем составить пятистишье (синквеин).

Работа в группах. Ответы учащихся.

Синквеин, предложенный учителем или составленный вместе с учащимися.

Общение.
Интересное, содержательное.
Говорит, спрашивает, отвечает.
Разговор двух, нескольких лиц.
Диалог.

Домашнее задание.

1.Творческая работа. Придумать и записать диалоги из 4-5 реплик.

1,2 группа. Диалог знаков препинания Вопросительного и Восклицательного.

Обсуждается традиционное "Кто важнее и нужнее?".

3,4 группа. Диалог Солнца и Дождя.

Кто полезнее человеку в природе.

5,6 группа. Диалог Ручки и Тетради.

Белоснежная Тетрадь возмущается грязью и помарками, оставляемыми Ручкой.

2.Закончить заполнение таблицы ЗХУ по теме "Диалог" графу "У" (Узнал).

Используемая литература:

1.Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. Шымкент: ТОО "Шикула и К", 2007.

Якимова В.А., учитель I категории

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока «Диалог»

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях; составлять предложения с прямой речью по схемам;
  • познакомить учеников с понятием диалога и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;
  • выработать навык пунктуации при диалоге;
  • повторить пунктуационные и орфографические правила.

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммукативно-правописную компетенции;

Воспитательная:

  • воспитывать внимательного и культурного собеседника, читателя.

I. Проверка домашнего задания.

1. Два человека у доски расставляют знаки препинания и составляют схемы предложений:

1) Говорит старику старуха

Воротись поклонись рыбке.

2) Куда так кумушка бежишь ты без оглядки Лисицу спрашивал Сурок.

2. Проверка упражнения №242.

Ученики читают составленные дома предложения с прямой речью со словом пожалуйста.

3. Один ученик отвечает теоретический материал параграфа 48 (знаки препинания при прямой речи).

4. Проверка задания по расстановке знаков препинания и составлению схем.

Учитель:

- Какие вы знаете сложные предложения?

- Какое из сложных предложений перед вами? (Бессоюзное сложное).

II. Объяснение нового материала.

Собираю тетради и выдаю другой комплект. Запись даты, темы.

1. Учитель просит двух учениц поговорить о домашних животных, а сам выступает в роли автора (портит разговор).

- Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).

- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи - диалог.

2. Чтение стихотворения Н. Найдёновой по ролям (стр. 102).

- Сколько реплик в этом разговоре? Как выделяется при письме речь каждого лица?

3. Запись на доске и в тетрадях:

Диалог - диа - два

логос - слово (греческое)

Реплика - речь каждого лица

Монолог - монос - один

логос - слово (греческое)

(Речь наедине с собою)

4. Чтение теоретического материала - страница 103.

ДИАЛОГ - это разговор двух или нескольких человек.

5. Физкультминутка «Диалог».

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Ночью спишь?

- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

- Как даёшь?

- Вот так!

- Как берёшь?

- Вот так!

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так!

Учитель:

- Мы много раз проводили физкультминутки и не знали, а что представляет из себя на ша физкультминутка?

- ответ - Диалог.

III. Закрепление материала.



1. Упражнение 244 (устно) - за автора читает учитель. 2. Упражнение 245 (устно) - учащиеся находят часть диалога из предыдущего упражнения, которая соответствует схеме: - П? - П, - а. - П! П? - П, - а. 3.Упражнение 246 (письменно) - идёт отработка умения избегать повторения слова «сказал» в словах автора. 4. Прослушайте два диалога, записанные на магнитофоне. 1) - Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену. - Сейчас. - Алло. Я слушаю. - Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь? - Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше. - Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать? - Спасибо, но доктор пока не разрешает. - Выздоравливай. До свидания.

2) - Алло. Позовите Катю. - Сейчас. - Я у телефона. - Пойдём на каток. - Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок. - Ладно! Пока!

5. Анализ диалогов.

Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам: а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться. б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. в) По окончании разговора не забудь попрощаться.

6. Учитель : А теперь мы поиграем. Обыгрываются ситуации учащимися (ролевая игра): а) в библиотеке, б) в магазине, в) разговор по телефону - отрабатывается умение составлять диалог на заданную тему.

IV. Подведение итогов.

- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

V. Домашнее задание.

Параграф 49, упражнение 249. Даются консультации по выполнению домашнего задания.

ГБОУ «Гимназия №1518»













УРОК В 5 КЛАССЕ

по теме:

«Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»





УМК под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова











Подготовлен учителем русского языка и литературы

Кутявиной И.Г.































Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?» (по учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова, 5 кл)

Цели урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающие:

способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;

развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;

расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;

совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица с этикетными словами

  2. фотоколлаж с разными ситуациями поведения людей

  3. презентация



План урока.

  1. Повторение. Культура речи. Нормы языка.
  2. Усвоение и закрепление нового материала.
А) Этикетные слова и выражения с точки зрения лексикологии, этимологии и орфографии. Группы этикетных слов. Б) Употребление этикетных слов в речи. (Все ли мы вежливы в разговоре?) В) Речевая ситуация. Составление диалога. (Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова в зависимости от речевой ситуации). Г) Играем в ситуации. Учимся употреблять в речи этикетные слова и выражения. 3. Выводы. 4. Домашнее задание. 5. Оценивание знаний обучающихся.

ХОД УРОКА



  1. Повторение пройденного
Сегодня на уроке, в рамках изучения раздела лингвистики «Культура речи», поговорим с вами о том, умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Знакомясь с такими разделами науки о языке, как орфоэпия, лексика, орфография, мы всегда попутно говорим и о культуре речи. - Что такое культура речи? (культура речи - это раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка). - С какими нормами языка вы знакомитесь в школе? (орфографическими, орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами) - Что значит овладеть нормами языка? (надо хорошо знать правила, уметь работать со словарем, следить за речью).



  1. Усвоение нового материала
Сообщение учителя. - Но, ребята, есть люди, которые знают правила, правильно говорят, соблюдают все нормы, но при этом остаются невежественными, некультурными людьми. С ними не хочется общаться, а тем более дружить. «Человек может обойтись без многого - но не без человека», - утверждал французский врач Ален Бомбар. А у поэта Александра Межирова есть строки: Нелегок труд заводов и полей Но есть работа много тяжелей Работа эта - быть среди людей. Эта работа нелегкая и приносит радость только тем, кто занимается ею с душой. -Как, по-вашему, какие качества нужны, чтобы нравиться людям? (любовь, уважение, доверие, умение ставить себя на место другого человека). Т.е. то, что делает человека вежливым. 1)В русском языке есть особая группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными (откройте лингвистические словарики и запишите: Этикет - от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы). 2) Давайте вспомним эти слова, выполнив словарную работу и распределив их на 5 групп: приветствия, прощания, просьбы, утешения, благодарности. (Ребята распределяют слова на 5 групп, 2 учащихся работают у доски). 3)Учитель: заглянем в этимологический словарь. (ра - старославянское неполногласное сочетание, которое в перешло в полногласное сочетание оро (исконно русское) в слове здоровье).

«Что обозначает это хорошее слово - «здравствуйте»?
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».

Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.

Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.


- Итак, что означает это хорошо вам знакомое слово «здравствуйте»?

- (Это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым - быть сильными, здоровыми.)




4)Чем чаще, к месту, искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.

-Как можно назвать человека, который умеет употреблять в своей речи этикетные слова?

Вежливый - соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный.

Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.

Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми ? Очень хочется надеется, что среди вас не затерялся герой стихотворения А. Барто. Прослушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос : является ли вежливым мальчик? И если нет, объясните, почем

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»


Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.


Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы...мы скажем вам -спасибо!

(Здорово! Салют! и подобные приветствия носят грубоватый, фамильярный характер и применимы далеко не ко всем. Некрасиво и грубо обращаться к друзьям Петька, Лёшка. Тем самым, вы выражаете неуважительное отношение к своим друзьям, пренебрегая их именем.)

Упражнение учебника 314. Давайте понаблюдаем за героем Васей, который пришёл на приём к врачу и выполним задание №2. Какие слова не уместны в данной речевой ситуации?

Объяснить домашнее задание: упражнение 314, 313.

Учитель. А сейчас мы просмотрим, умеете ли вы упортеблять в своей речи этикетные слова и выражения. Задание для каждого ряда.

Рассмотрите внимательно фотоколлаж и составьте диалог, используя 2, 3 реплики с этикетными словами. Желательно начать свой диалог со слов приветствия. (слова этикета обособляются на письме запятыми: начало, середина, конец предложения).

Ребята, почему в одной речевой ситуации (учитель, ученик) ученик, зороваясь с учителем, не сказал ему при встрече «Привет». При встрече говорящего и слушающего может возникнуть разная речевая ситуация. Что означает выражение речевая ситуация? Из каких элементов она складывается?



Зачем? Кому? О чем?



Кто? Где?







Почему? Когда?



В разной ситуации мы используем разные волшебные слова.

Поиграем в ситуации. -Вы случайно толкнули другого мальчика на лестнице. -Вы пришли с утра в школу и встречаете на своём пути в кабинет учителей. -Вы вошли в столовую и увидели завтракающих учителей, товарищей, какие слова вы произнесёте; -За любезность, которую вам сделал товарищ, мама, учитель вы обязательно скажите -Сидя в общественном транспорте, увидели вошедшего пожилого человека, женщину с ребёнком. -Первыми заходят в учебный кабинет (кто мальчики) , а Дима при этом прозности следующие слова. А девочки отвечают спасибо. Подведение итогов.

- В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо. Например, у некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизиться и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимали обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз. Нам не нужно делать разные реверансы, снимать обувь или высовывать язык. У нас есть известные с детства волшебные слова: «спасибо, пожалуйста, здравствуйте», помогающие жить в мире и согласии. Главное, надо уметь ими пользоваться. В разной форме, разными способами желать друг другу доброго дня, утра или вечера, здоровья, добра и благополучия. И это приветствие окажет удивительное действие.

стихотворение о доброте. Приносите же радость людям, радуйтесь сами. До свидания! Успехов вам на следующих уроках!

Урок русского языка.

5 класс.

Тема: Речевой этикет. Цель: 1. Познакомить учащихся с понятием речевого этикета и этикетными формулами; 2. Учиться применять этикетные формулы в различных речевых ситуациях; 3. Воспитывать потребность быть вежливым в общении с людьми. Ход урока: I. Целеполагание. Помните строки из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"? Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали... А.С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: : Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь "выдает" нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета. Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Поэтому цель нашего урока: 1) познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами: 2) учиться применять этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете. II. Изучение нового материала. : 1. Работа с текстом: - Ребята, давайте вспомним первую книгу, в которой печатался свод правил и наставлений, (эта книга называется «Домострой») Она была написана в XVI веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. Утешающий мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. - Все ли слова в тексте понятны? (благость, благословение, отчее) - Составьте с данными словами словосочетания или предложения. - Расскажите, как вы поняли содержание этого отрывка. - Определите тему данного текста - Какова основная мысль отрывка - Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Работа над понятиями этикет, речевой этикет. Чтобы понять правила речевого этикета, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение "ярлык", "этикетка". А в своё время это слово появилось на основе греческого ethos- "обычай", "характер". Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. 3. Работа над речевыми формулами - Какие этикетные слова русского языка вы знаете? - Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста) 4. Сообщение подготовленного ученика о происхождении слов здравствуй (те), спасибо, пожалуйста. Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста, от пожалуй и ста (пожалуй - окажи милость, внимание; ста - по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь). Вряд ли кто-нибудь из нас задумывался об исконном и исходном смысле слова здравствуй. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. • Ведь здравствуй буквально значит "будь здоров", возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать "быть здоровым; жить" (здравствуй> здравствуй после отпадения конечного безударного и, ср. будь < буди, но неси, вози и т.д.) или же объяснять как форму 1-го лица единственного числа глагола здравствовать "приветствовать"; желать здоровья "(здравствую > здравствуй после отпадения конечного безударного у"). Заметим, что правильнее второе. А это значит - наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному: Приветствую! Запись в словарики слов спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Обратить внимание па правописание и произношение. - Скажите, с чего начинается каждый новый день для любого из нас? (с приветствия) - А для чего люди изобрели приветствия? 5. Сообщение подготовленного ученика "Для чего люди изобрели приветствия?" Зачем люди приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: "Здравствуйте!" Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений предано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Да, никакой информации не несут наши "здравствуйте", "доброе утро", "добрый день". Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы уничтожили во взаимоотношениях. Посмотрим, какие в XIX веке были приветствия, зафиксированные в словаре Даля. Идет человек и видит: жнут хлеб. Он говорит: "С двумя полями сжатыми и с тремя - засеянными". Видит - молотьба идет. Он говорит: "По сто на день, по тысяче на неделю". Видит - воду женщина несет. Говорит: "Свеженького тебе". Посмотрите - абсолютно всюду или пожелания богатства, пожелания добра. Человекуработающему всегда говорим: "Бог в помощь!" Человеку, сидящему за столом, всегда говорим: "Хлеб да соль. Приятного аппетита!" И даже говорим: "Чай да сахар!" Язык впитал в себя и несет формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал "привет", "салют", "чао" и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю - и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие - это пожелание. Наше "здравствуйте" означает "будьте здоровы". Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специально для каждого случая этикетную форму. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: "Море под коровой!", у неё наготове был уже ответ: "Река молока!" Рыболова приветствовали "Улов на рыбу" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он. До сих пор в отдельных русских деревнях на "Здравствуйте" отвечают "Спасибо". 6. Работа над речевыми ситуациями (обратимся к целям). Мы должны познакомиться с этикетными формулами. Устойчивые этикетные формулы используются для того, чтобы поддержать общение в доброжелательной тональности. В каких же речевых ситуациях обязательны специальные этикетные выражения? Перечислим такие ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы записать как можно больше этикетных слов и выражений. Выполнив это задание, вы проверите, много ли этикетных формул вы знаете. Какими из них вы чаще всего пользуетесь? Приветствие:............... Прощание:............... Извинение:................ Благодарность:........... Поздравление:........... Пожелание:............... Обращение (к знакомому, незнакомому): Знакомство (без посредника и через посредника):.. Сочувствие, утешение:......... Соболезнование:.............. Просьба:................ Приглашение:............... Совет:................. Комплимент, одобрение:............ Запись в словарики слова до свидания. 7. Работа над некоторыми элементами речевой ситуации (снова обратимся к целям) кому о ком, о чем когда
Кто говорит где почему
зачем Как вы уже заметили, речевая ситуация складывается из элементов кто-кому-о чем-где-когда-почему-зачем. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «КТО» - говорящий, он говорит «КОМУ» - рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы - «О ЧЕМ». Речевой акт происходит в пространстве и времени - «ГДЕ», «КОГДА». Наконец, должен быть мотив речевого действия - «ПОЧЕМУ» и цель «ЗАЧЕМ». Изменение какого - либо элемента влечет за собой выбор иной этикетной формулы - Какое, например, приветствие мы услышим в данной речевой ситуации? кому (матери) о чем (пожелание добра)
Кто (мальчик) где (дома) когда (утром) цель (приветствие) Вероятно, доброе утро. Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула. приятелю Кому учителю прощание Цель благодарность извинение вечером Когда поздно вечером днем III. Практикум речевых ситуаций. Ну а теперь, ребята, давайте потренируемся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул в зависимости от речевой ситуации. СМОТРИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ!!! IV. Итог урока. Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Что такое речевой этикет, какие бывают речевые ситуации и этикетные формулы) Я хочу сказать, что речевое поведение - зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. И сегодня мы сделали еще один шаг для того, чтобы повысить уровень своей воспитанности Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации? V. Домашнее задание: составить диалог, используя данную речевую ситуацию и формулы приветствия

1 вариант В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?

2 вариант Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия. VI.Оценки.





Конспект урока русского языка по теме «Язык и мышление. Речь разговорная и книжная, монологическая и диалогическая» для 5 класса

Автор: Беленко Наталья Викторовна, МОУ «Подолешенская СОШ» Прохоровского района Белгородской области, учитель русского языка и литературы

Цель:

-организовать деятельность учащихся по усвоению и первичному закреплению понятий язык, речь, мышление, диалог, монолог;

- содействовать развитию у школьников монологической речи и культуры ведения диалога.



  1. Проверка домашнего задания

II. Разминка

• развести по значению и написанию

в лесу гулять - в лису стрелять

  • подбор родственников, нахождение «болтливого родственника»

берег

• определение начальной формы

пустишь - пускаешь, за городом, ей

• диагностика

т(о)вар(и)щ(ь), (на) в(е)рш(и)н(е)

• вернуть предложение со знаками

И пишут они правильно, и читают много.

- Изменить предложение так, чтобы отпала необходимость в постановке
запятой.

• определение количества простых предложений в сложном

В избе слышались тихие хозяйственные звуки, тьма скоплялась, по углам уже ничего нельзя было разобрать.

- Построить схему данного предложения.

III. Работа с лексическим минимумом.

1. Проскандируйте слова (№№ 1,2).

2. Назовите слова из данных групп, в которых наблюдается несоответствие звуко - буквенного состава.

3. Пропишите слова корзина, карусель, конверт, сигнал, резинка, воланчик.

4. Игра «Назови слово»

IV. Физкультминутка с глаголами-исключениями.

V. Объяснение нового материала. Работа по таблице «Язык и

мышление».

1.Беседа с учащимися по вопросам учебника (стр. 5) и с опорой на таблицу (стр. 4).

2. Рассказ учителя по теме «Язык и мышление».

Для учителя: Ученики во время сообщения учителя следят пальцем по таблице за логикой (последовательностью) изложения материала.

3. Создание учащимися собственных сообщений по теме.

Для учителя: Сильный ученик проговаривает материал, класс следит за логикой изложения.

4. Работа в парах // в парах сменного состава. Рассказать соседу по парте сообщение по теме урока.

VI. Мини-сочинение «Существует ли и какая связь между языком и мышлением?» Озвучивание работ на уроке.

VII. «Решение связного текста»

В воде отражается первый луч восходящего солнца.

VIII. Инструктаж домашнего задания:

1. Проскандируйте слова (№ 1,2).

2. Игра с родителями в «Орфографический футбол».

3. Произведите синтаксический разбор предложения Б 1 на странице 14.

4. Вокруг, заржала















Конспект урока по теме "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение". 5 класс. Цель: систематизировать и расширить представление учеников о сложном предложении на основе имеющихся знаний. Задачи : 1. Учебные : - восстановить в памяти детей признаки сложного предложения; -познакомить с типами сложного предложения; -ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение; -подробнее познакомить с бессоюзным предложением; -повторить пунктуацию в сложном предложении. 2. Развивающие: -учить применять знания на практике, -находить и исправлять свои ошибки, -учить правильно читать сложные предложения, использовать их в устной и письменной речи, -учить анализировать и корректировать свои ошибки. 3. Воспитательные : -воспитание социально активной личности, мобильной и адаптивной, способной находить правильное решение , видеть свои ошибки и исправлять их; - воспитание умения выслушивать мнение окружающих и уважать одноклассников; - формирование самостоятельности и активности в учебной деятельности , положительных мотивов в учении и в жизни.


Тип урока-ознакомление с новым материалом с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока. 1. Вступительная беседа. Актуализация знаний. -Как называется изучаемый раздел языка? -О какой синтаксической единице вы узнали на прошлом уроке? -Для чего служат предложения? -На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ? -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 2. Запись в тетради темы. Планирование этапов урока. -Предположите, какова цель нашего урока. - Подумайте, каким может быть порядок работы. Учитель: " Сегодня на уроке вы самостоятельно будете знакомиться с новыми сведениями по теме, учиться их применять на практике и проверять свои результаты ".
3. Изучение нового материала.
Каждый ученик получает индивидуальную обучающую карточку (ИОК), в которой определен порядок работы при изучении теоретического материала учебника.
Текст карточки.
1. Прочитай в учебнике параграф 37. 2. Устно ответь на вопросы: -на какие виды делятся сложные предложения? -почему они делятся на эти виды?

3. Заполни таблицу-схему новыми для тебя терминами.(Схема "Впиши в прямоугольники нужные слова"- лист №1.), определи их суть. На индивидуальную работу отводится 7 минут. - Сравните в парах заполнение схемы, исправьте ошибки. 4.Определение признаков сложного предложения. Работа в парах. Каждый получает карточку №2 и выполняет задания.
Текст карточки № 2. Поработай с текстом № 1. 1. Прочитай текст. 2. Озаглавь его. 3. Найди сложные предложения. 4. Выпиши основы сложных предложений. 5. Сверь свои результаты с товарищем по парте. 6. Проверь себя по ПК № 1.(Проверочная карточка). 7. Оцени свою работу.
Текст № 1на листе № 2. Проверочная карточка-лист № 3. - Поднимите руки те ,у кого менее 2 ошибок. Коллективная работа. Задание. Уточнить признаки сложного предложения .- Правильно прочитать предложения, записанные на доске ( про себя ).
Списать с доски предложения , прочитать их ,соблюдая правильную интонацию, подчеркнуть основы. На доске: Дружба -в..ликая сила, мы учимся дружить. ( Ко )мне заш..л друг , и я очень обрадовался его приходу. Мы зна..м, что настоящий друг всегда п..может в б..де.(Сопутствующее повторение орфографии).
-В чем отличие сложного предложения от простого? -Как связаны между собой части сложного предложения? -Связаны ли по смыслу простые предложения в сложном? -Что показывает запятая на границе предложений в составе сложного ? -Сделайте вывод, как называется сложное предложение , части которого соединены только при помощи интонации. Ответив на эти вопросы, ученики записывают три признака сложного предложения. 1. Содержит 2 или более грамматических основы. 2.Смысловое единство. 3.Простые в составе сложного разделены запятой.
5. Актуализация полученных знаний, работа по индивидуальным развивающим карточкам( ИРК).-10 минут. Текст карточки. 1.Уточни по учебнику определение бессоюзного сложного предложения. 2. Перенеси в тетрадь схему бессоюзного предложения. 3.Составь предложение по этой схеме по данному началу : На лугу... 4.Исправь пунктуационные ошибки в тексте № 2.( Лист № 2). 5.Составь схемы исправленных предложений, достаточные для объяснения пунктограмм. Проверка. 6. Напиши сочинение- миниатюру на тему " Зима " (4-5 предложений) , обязательно употребив сложные бессоюзные предложения. 7. Подчеркни основы в сложных предложениях в сочинении. 8. Проверь знаки препинания. 9. Оцени свою работу. Учитель оценивает работу учеников по самостоятельной работе с карточками и листу самооценки. 6. Заключительный этап урока. Самооценка своей работы на уроке. Прогнозирование тем следующих уроков. 1) Расскажите, что вы узнали на уроке и как эти знания помогут вам в дальнейшей работе по теме " Сложное предложение". 2). Самостоятельное оценивание своей работы на уроке. На листке самооценки ( лист №4) поставить + в соответствии с уровнем понимания и выполнения учебных задач на уроке. 3). Сделать предположение, какие сведения о сложном предложении будут рассматриваться на следующих уроках.


Домашнее задание (на выбор): 1). Составить синквейн со словом " Предложение" и самостоятельно составить и записать 5 сложных бессоюзных предложений. 2).Выполнить упражнение № 136( выписать сложные предложения, подготовить устный пересказ текста, опираясь на выписанные предложения). 3). Задание для всех : выучить теорию и сделать опорную схему-памятку.




















Пояснительная записка к плану урока "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение". 5 класс.
Урок, проведенный в 5 классе по названной теме , ориентирован на ознакомление с новой темой с опорой на уже имеющиеся знания. При планировании урока учитывались психологические и возрастные особенности учащихся, а также уровень их подготовки. Работа на уроке организована в соответствии с современными требованиями к формированию у учеников универсальных учебных навыков. Формулируя цель и задачи урока, я исходила из возможности определить их таким образом, чтобы максимально добиться активности детей и продолжить работу по развитию умственного и творческого потенциала , самостоятельности и креативности. Этого невозможно добиться без использования современных педагогических технологий. На разных этапах урока целесообразно применение элементов развивающего, проблемного, дифференцированного обучения. Развивающее обучение 1.Целеполагание.



2. Четкая формулировка задач и самих этапов урока, работа с карточками.



3. Опора на уже имеющиеся знания.









4.Осуществление контроля и самоконтроля в процессе работы и на ее завершающем этапе.



5. Направленность на творческую активность.




1.Ученики ставят сами цель, что способствует осознанному ее выполнению. -1-й этап урока.

2. Учит планировать свою деятельность, выбирать темп работы, принимать самостоятельные решения, определять выбор средств достижения цели. 3. Изучение сложного предложения осуществляется с опорой на знание основы предложения, отличия сложного предложения от простого- 1, 2, 3 этапы урока.

4.Способствует формированию правильной самооценки, стимулирует стремление исправить ошибки, приучает к обязательности и ответственности , формирует толерантность.

5. На разных этапах урока присутствуют задания , направленные на проявление творческой активности-составление предложения по данному началу, написание сочинения-миниатюры о зиме , домашнее задание- составление сложных предложений.


Проблемное обучение. . 2. Выявление основных признаков сложного предложения в процессе анализа предложений. 3. Задания, требующие активной мыслительной деятельности.

2.Развитие умения обобщать , делать выводы : от частного -к общему. 3. Работа с текстом, Обобщение полученных знаний, составление синквейна (домашнее задание).

На уроке присутствует внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя- домашнее задание предполагает выбор видов работы. Внутренняя: работая с индивидуальными карточками, ученик обязательно самостоятельно ищет пути выполнения задания.

В целом урок соответствует современным требованиям :

- способствует формированию универсальных учебных действий,

- учит самостоятельно определять пути решения учебных задач,

- развивает логическое и творческое мышление,

- стимулирует творческий потенциал,

- воспитывает самостоятельность, толерантность,

- способствует формированию правильной самооценки.









Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение"

Гулевская Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

  • Познавательные: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить обучающихся взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран для презентации Microsoft Power Point

  • карточки с заданиями,

  • музыкальное оформление,

  • сказочный герой "Колобок",

  • игрушечный паровоз,

  • кружки трех цветов (зеленые, красные, желтые), звезды в качестве поощрения Конспект урока по русскому языку Диалог.,

  • листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы).

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка на песню " Голубой вагон". Дети входят в класс и рассаживаются согласно выбранным билетам (кружки трех цветов) по 3 группам. На каждом столе стоит макет цветного вагона.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране "Синтаксис". "Синтаксис"- одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой "Колобок".

Раздается гудок. Звучит музыка.

- Прошу Вас занять свои места! В добрый путь, ребята! (Слайд 3, см. Приложение)

- Колобок меня спрашивает: "А что это за страна под названием "Синтаксис"?

Ответ учащихся:

- Синтаксис (греч. "составление")- раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

- А с какой страной он тесно связан?

Ответ учащихся:

- С Пунктуацией.

- Что изучает пунктуация?

(Пунктуация (от лат. пунктум - "точка") - собрание правил постановки знаков препинания.)

- Что такое простое предложение?

(Дети перечисляют признаки простого предложения).

III. Изложение нового материала

- Итак, перед нами город "Сложное предложение". (слайд 4)

Конспект урока по русскому языку Диалог.

- Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

Ответы учащихся.

Задачи:

  1. Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения?

  2. Как соединены между собой части сложного предложения?

  3. Чем разделяются?

  4. Какие бывают сложные предложения?

Появляется запись на доске:

  1. Признаки сложного предложения.

  2. Средства связи.

  3. Знаки препинания.

  4. Виды сложного предложения.

(Слайд 5)

- Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик, и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное, что должно нам помочь в решении вопроса, что такое "сложное предложение"? - это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

- Чтобы легко было путешествовать по городу, нам нужно попытаться ответить на вопрос:

"Чем же сложное предложение отличается от простого"? Чтобы ответить на вопрос Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути.

А) Наблюдение над предложениями. (слайд 6)

Задание: Сопоставьте два предложения. Подчеркните предикативные основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристики предложениям.

  1. Снег на улицах лежит плотным ковром.

  2. По оби стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

У доски поочереди работают 2 ученика (индивидуальный опрос):

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр., двусоставное, грамматическая основа - снег лежит.

Схема: [ - = ] .

2-е предложение имеет 2 грам.основы, значит 2 простых предложения, т.е. 1- ое простое, 2-ое простое.

1-е предложение - повест., распр., полное
2-е предложение -простое, повест,. распр.

Схема: [ - = ] , и [ - = ] .

Б) Делаем вывод. (работа в группах).

Ответы учащихся:

- В первом предложение - одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-м - две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили.

Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

-Ответили ли мы на первый вопрос "Колобка"? (Да.)

Физкультминутка

Утром детки потянулись,
Дружно встали, повернулись.
Поглядели влево, вправо:
День пройдёт у нас на славу.
А теперь размяли ножки,
Посмотрели все в окошко,
И друг другу улыбнулись,
На свои места вернулись.

В) Групповая работа по карточкам.

- Вам Колобок предложил карточки. (слайд 8)

- Вы должны выбрать из них:

1, 2 группы - только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказать, что они простые;

3, 4 группы - только сложные предложения, доказать, что они сложные.

От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе.

Карточка

  1. Удивительна по своему своеобразию и красоте природа Кемеровской области.

  2. Россия - священная наша держава,
    Россия - любимая наша страна.

  3. Город Кемерово по праву считается столицей Кузбасса

  4. Гремел гром, и шёл дождь.

  5. Наша школа расположена в Кировском районе.

  6. Только иволги кричат, да кукушки на перебой отсчитывают годы.

  7. У берега Томи поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.

  8. Иногда мы кукушонка выпускали, и он летал по комнате.

Г) Работа по учебнику (упр.367 "Просвещение". Упр.402 "Дрофа"

Запись на доске:

Хвост прикрыл, а глаза впились.
Он увидел, что глаза закрылись.
Раздался шорох, где лежали вещи.
Налаживает (песенку) синица, пустит (дробь) дятел.

- Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой).

- Что их соединяет в одно целое? (Союзом).

- Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

- Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в состав сложного? При помощи чего? (Интонации.)

- Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

- А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)

- Так ли уж важна роль интонации? (Проблемный вопрос.)

Задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого, записать в тетрадь. (слайд 9)

Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют

- Чему помогает интонация, для чего она служит?

(Определяет границы предложений, помогает отделить одно предложение от другого.)

Д) работа в группах.

Задание:

  • 1-3 группы - записывает два предложения с союзной связью;

  • 2-4 группы - бессоюзная связь.

Объясняют свой выбор. (слайд 10)

Карточка 2

  1. Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом.

  2. Нынче жарко парит, на дворе тепло.

  3. Небосклон, на котором горели звезды, казался выше.

  4. Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

  5. Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

  6. Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.

- Какую задачу мы помогли решить "Колобку".

(Выяснили, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов - союзные предложения, при помощи интонации - бессоюзные предложения.)

V. Закрепление темы урока.

- Анализируя изученный на уроке материал сделать обобщение на тему "Сложное предложение".

Работа в группах (5-6 человек) с использованием приёма кластера: в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записываются слова "Сложные предложения ".
б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этими словами (3-5 минут).
в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).
г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему. (слайд 11).Например:

Конспект урока по русскому языку Диалог.

2). Выполнение творческого задания: написать "Синквейн"-- пятистишие, по содержанию изучаемой проблемы, который состоит из пяти строк: в каждой строке происходит добавление/убавление слова от 1 до5 или наоборот).

V. Подведение итогов

- Наше путешествие подходит к концу. Сдайте тетради. Победители волшебной игры получат приз от Колобка.

- А сейчас последняя игра "Закончи предложение". (слайд 12).

  • "Сегодня я узнал, что…"

  • "Теперь я умею …"

  • "Я знаю, что …"

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

1) Параграф № 44, упр. 370 (Конспект урока по русскому языку Диалог. - для всех).

2) Составить кроссворд по изучаемой теме (Конспект урока по русскому языку Диалог. - 2 уровень).

3) Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику. (Конспект урока по русскому языку Диалог. - 3 уровень)



© 2010-2022