- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Доклад Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бычкова И.А. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению - это принципиально новый подход к организации первых недель и месяцев обучения детей в школе. Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси» совместно с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова. разработали диагностические тетради и методические рекомендации по мониторингу в начальной школе. Началом моей системной диагностической работы явились рекомендации школьного психолога Мотиной Н.К. и программа «Школьный старт».
«Школьный старт» позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; - создать основу для развития универсальных учебных действий; - подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать работу с детьми; - получить профессиональную консультацию по вопросам обучения ряда детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов) Учитель получает возможность выявить у первоклассников уровень сформированности тех базовых умений, которые обеспечивают понимание ими материала учебника и учебных инструкций учителя, позволяют ребенку включиться в учебный диалог на уроке, организовать свою познавательную деятельность. Анализ результатов диагностики позволит учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. Тем самым, с первых дней обучения создаются комфортные психолого-педагогические условия для качественного обучения и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Диагностику педагогической готовности я проводила в сентябре, в течение 3 и 4 недели обучения. Задания выполнялись ежедневно со вторника по четверг, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 - 10 минут. Все упражнения заданий рабочей тетради "Школьный старт". выполняли под руководством учителя на основании инструкций, представленных в методических рекомендациях. Кроме того, слова учителя дублируются в рабочей тетради. Хорошо читающие ученики легко пользовались текстами заданий. Задания выстроены на основе рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц «Оценка». Баллы заносятся в сводную таблицу. По каждому ребенку была получена диагностическая информация по инструментальной готовности и по личностной готовности. А также получена диагностическая информация по классу в целом. У меня класс многонациональный. Двое очень плохо говорили на русском языке. Поэтому диагностику с ними проводила индивидуально, с пометкой об этом в таблице. Стартовая готовность ребёнка к школьному обучению и к обучению по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, в частности складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют личностную готовность. Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность умений в дошкольном детстве, позволяющих ребёнку: - осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем, - осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно- образном уровне, - осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образа и инструкции, данных взрослым, - вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития. Я получила такие результаты, что у 48% детей инструментальная готовность была на базовом уровне, а у 52% - на низком. Все дети справились с заданием на восприятие знакомого объекта как целого в условиях фрагментарного предъявления. От 80 до 96% при выполнении заданий на умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта, на соотношение результата с образцом, определение отношения типа «род-вид» между понятиями, на удержание в памяти учебной информации. Но только 8% детей показали базовый уровень при определении закономерностей в изучаемой информации и умение следовать инструкции при выполнении учебных действий. Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношению к школе, а также важного для системы развивающего обучения Л.В.Занкова показателя, отражающего готовность ребёнка обучаться на повышенном уровне сложности. В целом уровень личностной готовности позволяет понять: - сформировано ли у ребёнка ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности, - сформировано ли у ребёнка эмоционально- положительное отношение к школе, - является ли для ребёнка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности. В моем классе у 50% детей личностная готовность была на базовом уровне, 50% - на низком уровне. Причем, более высокий уровень показали те дети, у которых была инструментальная готовность низкая.
Сумма баллов по инструментальной готовности (от 0 до 30 баллов). 30 баллов набрала только 1 ученица.
Сумма баллов по личностной готовности (от 0 до 4 баллов). Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на её основе - коррекция и индивидуализация процесса обучения. Ведь ребёнок, которому были созданы оптимальные условия в начале обучения, быстрее адаптируется к школьной жизни. Если уровень готовности низкий, ребёнку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, Как правило, нужны специальные занятия, которые позволят развить те или иные психологические процессы. Дальнейший путь ребёнка в образовательном пространстве начальной школы также нуждается в оценке, а зачастую в корректировке. Успешность этого пути учитель может измерять мониторингом развития метапредметных универсальных действий. Первый этап этого мониторинга проводится уже в первом классе, ближе к концу учебного года. Во втором классе мониторинг будет продолжен с помощью нового комплекта диагностических материалов
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка