Литературно-игровая программа по произведениям К. И. Чуковского (1-2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий литературной познавательной программы, посвящённой творчеству К.И.Чуковского



Март' 2012

Автор: учитель начальных классов Усоева Наталья Викторовна


Сценарий КТД

для учащихся 1-х классов,

посвященной творчеству К.И.Чуковского

"В гостях у Чуковского", март' 2012

________________________________

Автор: Усоева Н.В.,

учитель начальных классов Цель:

  • познакомить детей с творчеством детского писателя, сказочника, переводчика и литературоведа К.И.Чуковским;
  • способствовать патриотическому воспитанию детей;
  • воспитание культуры поведения, доброго отношения друг к другу;


Подготовка:
  1. оформляется выставка книг К.И.Чуковского;
  2. дети читают и вспоминают сказки К.И.Чуковского;
  3. оформляется выставка детских рисунков - иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского;
  4. портрет К.И.Чуковского;
  5. подбирается видеофильм "Мойдодыр", "Тараканище", "Федорино горе", "Ваня и Крокодил" или любой другой детский мультипликационный фильм;
  6. высказывание Ираклия Андроникова о К.И.Чуковском: "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь";
  7. к мероприятию учитель также готовит: магнитофон и подбирает музыкальное оформление.


Ход КТД:
  1. Вступительное слово учителя:
  • Добрый день. Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о творчестве одного из лучших и любимейших детских писателей Корнее Ивановиче Чуковском - сказочнике, переводчике, основоположнике детской литературы. Если бы он был жив, 1 апреля ему бы исполнилось 130 лет. Нет среди нас Чуковского, но книги его живут и будут жить долго.
  • Взгляните на портрет писателя. Все, кто знал Чуковского, запомнил его таким… Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг, подготовленную к занятию.)
  • С ранних лет мы читаем его стихи. Вот они - наши старые знакомые. (Учитель показывает книгу, а подготовленный ученик говорит её название и читает наизусть небольшой отрывок из этого произведения.) Каждая его книга приносит радость всем нам. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Тараканища", "Федорина горя", "Бармалея" , "Мухи - Цокотухи", "Телефона", "Краденого солнца", "Путаницы" ,"Мойдодыра"...
  • Наше КТД мы проведём в форме познавательной игры, в которой примут участие 4 команды: 1-ый игровой стол, 2-ой игровой стол, 3-ий игровой стол и 4-ый игровой стол.
  • Вспомним правила, которые должен выполнять каждый во время игры:


  • Играй честно!
  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
  • Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
  • Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся.
  • Будь стойким, не унывай при неудаче.


  • Каждый конкурс будет оцениваться определенным количеством баллов. Сколько баллов наберет каждая команда, мы узнаем в конце состязаний. Чем больше баллов, тем лучше. Победителями станут те игроки, кто наберет наибольшее количество очков.
  • Итак, весь ход состязаний мы проследим, кто окажется дружнее, честнее, находчивее, смелее и сильнее, тот пусть победит! Наша программа начинается…
II. Программа литературной игры: 1. "Разминка":
  • Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. (Дети рассказывают стихи Чуковского К.И.)
  • В какой сказке прославляют воробья? "Прославляют, поздравляют удалого Воробья!" ("Тараканище").
  • А комара? "Слава, слава Комару - победителю!" ("Муха-Цокотуха").
  • А Айболита? "Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!" ("Айболит").
  • А Крокодила? "Рада, рада, рада, рада детвора, заплясала, заиграла у костра: "Ты нас, ты нас, ты нас от смерти спас, ты нас освободил. Ты в добрый час увидел нас, о добрый Крокодил!" ("Бармалей").
  • А медведя? "Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки, обнимают и целуют косолапого: "Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!" ("Краденое солнце").
  • Как звали мальчика, которого испугался Крокодил? (Ваня Васильчиков. "Крокодил").
  • А кто ходил с павлиньим хвостом? (Медведь "Топтыгин и Лиса").


2. Затем учитель продолжает:
  • Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. "Всегда, - писал он, - где бы ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности".
Далее учитель читает детям загадки, которые им нужно отгадать: 1.Чудесный дом. Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо - Такое тёплое, такое пушистое И золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

2.Чудесная пещера Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою - Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот и зубы.)

3.Чудесные кони Два коня у меня, два коня, По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! (Коньки и лёд.)

4.Чудесный паровоз Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл - Прямо по морю пошёл! (Пароход.)

5.Зубастая загадка Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска.)



6.Берегись! Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! (Крапива.)

7.Почему? Мудрец в нём видел мудреца, Глупец - глупца, баран - барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)



4. "Аукцион" Здесь у нас аукцион - Подведёт итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает…

  • Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил. Вспомните: какие это сказки? (Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок: "Путаница", "Тараканище", "Мойдодыр", "Телефон", "Бармалей", "Краденое солнце", "Крокодил")
  • "Путаница": Долго, долго крокодил
Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушёными грибами.

  • "Тараканище": Бедный крокодил жабу проглотил…


  • "Мойдодыр": Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил…

  • "Телефон": …И со слезами просил:
- Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше.

  • "Бармалей": Повернулся, улыбнулся, засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея, словно муху, проглотил.

  • "Краденое солнце": А в Большой Реке Крокодил лежит
И в зубах его не огонь горит - Солнце красное…

  • "Крокодил": Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил… А за ним-то народ И поёт и орёт: "Вот урод так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?"

5. "Загадка художника"
  • А теперь поиграем. Угадайте, из каких сказок пришли к нам герои. (Учитель раздаёт ребятам конверты, в которых находится иллюстрация к сказке Чуковского. Она разрезана на части. Учащиеся должны не только собрать картинку, но назвать произведение и героев.)


6. Игра "Бюро находок":
  • У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится:


  1. Телефон - У меня зазвонил телефон…("Телефон")


  1. Воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде…("Тараканище")


  1. Мыло - Вот и мыло подскочило…("Мойдодыр")


  1. Блюдце - А за ними блюдца, блюдца…("Федорино горе")


  1. Калоша - Пришли мне дюжину новых калош…("Телефон")


  1. Термометр - И ставит им градусники…("Айболит")











  1. А теперь следующее задание.
  • Угадайте кому адресована телеграмма и кто её отправил (как называется произведение)?
(Учитель читает тексты отрывков из сказок Чуковского, дети угадывают героев и названия сказок):
  • Уходи-ка ты домой,…
Да лицо своё умой,… А не то как налечу,… Растопчу и проглочу! (Крокодил - мальчику, "Мойдодыр")

  • Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоём С соловьём Чудесную песню споём. (Свинья - автору, "Телефон")

  • Кто злодея не боится
И с чудовищем сразиться, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую. (Гиппопотам - Крокодилам и китам, "Тараканище")

  • Не беда!
Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке. (Доктор Айболит - зайчихе, "Айболит")

  • Я злодея зарубил,
Я тебя освободил И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться! (Комар - Мухе, "Муха - Цокотуха")

  • Африка ужасна,
Да - да - да! Африка опасна, Да - да - да! Не ходите в Африку, Дети, никогда! (Папочка и мамочка - Танечке и Ванечке, "Бармалей")

  • Говорю, тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей! А не то, гляди, поймаю, Пополам переломаю, - Будешь ты, невежа, знать Наше солнце воровать!.. Пропадает целый свет, А ему и горя нет! (Медведь - Крокодилу, "Краденое солнце")

  • Эй, ..., бегите!
Помогите, помогите! (Кит - пожарным, "Питаница")

  • Уходите, бегите, спасайтеся.
(Самоварище - товарищам, посуде, "Федорино горе")

  • Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса… (Умывальник, Знаменитый Мойдодыр - мальчику, "Мойдодыр")

  • Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть. Вы к акуле Каракуле Не хотите ли попасть Прямо в пасть? (Горилла - Танечке и Ванечке, "Бармалей")



  • Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте! Кому велено мкурлыкать - Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком! (Заинька-паинька - неразумным зверюшкам, "Путаница")

  • Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю! (Таракан - матерям - зверям, "Тараканище")

  • Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход, Тебя повезу я вперёд! (Кит - Айболиту, "Айболит")

  • Ей вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами С воробьями желторотыми? Вы в канаву упадёте, Вы утонете в болоте… (Федорины коты - посуде, "Федорино горе")

  • Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит. Это доктор, это доктор, Добрый доктор Айболит! (Таня - Ваня, "Бармалей")

  • … - красавица,
Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье? (Муха-Цокотуха - бабочке, "Муха-Цокотуха")

  • Что ты, что ты!
Уходи-ка ты отсюда! Как бы не было нам худа! (Бегемоты - Кенгуру, "Тараканище")

  • Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея, Чтобы жадный Бармалей Не хватал бы, не глотал бы Этих маленьких детей! (Добрый доктор Айболит - Крокодилу, "Бармалей")

(За ответы на вопросы участники получают баллы, которые суммируются с баллами, поставленными ранее. Объявляется конечный результат.)



III. Подведение итогов
  • Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек - не человек. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского "Приключения барона Мюнхаузена", "Приключения Робинзона Крузо", "Рикки-Тикки-Тави", "Приключения Тома Сойера" и другие. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь".






Приложение Из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: "Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!" Так родился на свет "Мойдодыр".

К.И.Чуковский рассказывал, что у него часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься свему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я, говорит писатель, особенно помню - 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запылённый клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. И он всею душой отпраздновал оба.

" А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: О, если я утону, Если пойду я ко дну и т.д. Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было".

А вот как создавалась Чуковским сказка "Федорино горе": Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было "Федорино горе".



























© 2010-2022