- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературно-игровая программа по произведениям К. И. Чуковского (1-2 класс)
Литературно-игровая программа по произведениям К. И. Чуковского (1-2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Усоева Н.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий литературной познавательной программы, посвящённой творчеству К.И.Чуковского
Март' 2012
Автор: учитель начальных классов Усоева Наталья Викторовна
Сценарий КТД
для учащихся 1-х классов,
посвященной творчеству К.И.Чуковского
"В гостях у Чуковского", март' 2012
________________________________
Автор: Усоева Н.В.,
учитель начальных классов Цель:
- познакомить детей с творчеством детского писателя, сказочника, переводчика и литературоведа К.И.Чуковским;
- способствовать патриотическому воспитанию детей;
- воспитание культуры поведения, доброго отношения друг к другу;
Подготовка:
- оформляется выставка книг К.И.Чуковского;
- дети читают и вспоминают сказки К.И.Чуковского;
- оформляется выставка детских рисунков - иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского;
- портрет К.И.Чуковского;
- подбирается видеофильм "Мойдодыр", "Тараканище", "Федорино горе", "Ваня и Крокодил" или любой другой детский мультипликационный фильм;
- высказывание Ираклия Андроникова о К.И.Чуковском: "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь";
- к мероприятию учитель также готовит: магнитофон и подбирает музыкальное оформление.
Ход КТД:
- Вступительное слово учителя:
- Добрый день. Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о творчестве одного из лучших и любимейших детских писателей Корнее Ивановиче Чуковском - сказочнике, переводчике, основоположнике детской литературы. Если бы он был жив, 1 апреля ему бы исполнилось 130 лет. Нет среди нас Чуковского, но книги его живут и будут жить долго.
- Взгляните на портрет писателя. Все, кто знал Чуковского, запомнил его таким… Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- С ранних лет мы читаем его стихи. Вот они - наши старые знакомые. (Учитель показывает книгу, а подготовленный ученик говорит её название и читает наизусть небольшой отрывок из этого произведения.) Каждая его книга приносит радость всем нам. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Тараканища", "Федорина горя", "Бармалея" , "Мухи - Цокотухи", "Телефона", "Краденого солнца", "Путаницы" ,"Мойдодыра"...
- Наше КТД мы проведём в форме познавательной игры, в которой примут участие 4 команды: 1-ый игровой стол, 2-ой игровой стол, 3-ий игровой стол и 4-ый игровой стол.
- Вспомним правила, которые должен выполнять каждый во время игры:
- Играй честно!
- Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
- Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
- Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся.
- Будь стойким, не унывай при неудаче.
- Каждый конкурс будет оцениваться определенным количеством баллов. Сколько баллов наберет каждая команда, мы узнаем в конце состязаний. Чем больше баллов, тем лучше. Победителями станут те игроки, кто наберет наибольшее количество очков.
- Итак, весь ход состязаний мы проследим, кто окажется дружнее, честнее, находчивее, смелее и сильнее, тот пусть победит! Наша программа начинается…
- Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. (Дети рассказывают стихи Чуковского К.И.)
- В какой сказке прославляют воробья? "Прославляют, поздравляют удалого Воробья!" ("Тараканище").
- А комара? "Слава, слава Комару - победителю!" ("Муха-Цокотуха").
- А Айболита? "Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!" ("Айболит").
- А Крокодила? "Рада, рада, рада, рада детвора, заплясала, заиграла у костра: "Ты нас, ты нас, ты нас от смерти спас, ты нас освободил. Ты в добрый час увидел нас, о добрый Крокодил!" ("Бармалей").
- А медведя? "Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки, обнимают и целуют косолапого: "Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!" ("Краденое солнце").
- Как звали мальчика, которого испугался Крокодил? (Ваня Васильчиков. "Крокодил").
- А кто ходил с павлиньим хвостом? (Медведь "Топтыгин и Лиса").
2. Затем учитель продолжает:
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. "Всегда, - писал он, - где бы ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности".
2.Чудесная пещера Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою - Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот и зубы.)
3.Чудесные кони Два коня у меня, два коня, По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! (Коньки и лёд.)
4.Чудесный паровоз Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл - Прямо по морю пошёл! (Пароход.)
5.Зубастая загадка Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска.)
6.Берегись! Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! (Крапива.)
7.Почему? Мудрец в нём видел мудреца, Глупец - глупца, баран - барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
4. "Аукцион" Здесь у нас аукцион - Подведёт итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает…
- Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил. Вспомните: какие это сказки? (Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок: "Путаница", "Тараканище", "Мойдодыр", "Телефон", "Бармалей", "Краденое солнце", "Крокодил")
- "Путаница": Долго, долго крокодил
- "Тараканище": Бедный крокодил жабу проглотил…
- "Мойдодыр": Вдруг навстречу мой хороший,
- "Телефон": …И со слезами просил:
- "Бармалей": Повернулся, улыбнулся, засмеялся Крокодил
- "Краденое солнце": А в Большой Реке Крокодил лежит
- "Крокодил": Жил да был Крокодил.
5. "Загадка художника"
- А теперь поиграем. Угадайте, из каких сказок пришли к нам герои. (Учитель раздаёт ребятам конверты, в которых находится иллюстрация к сказке Чуковского. Она разрезана на части. Учащиеся должны не только собрать картинку, но назвать произведение и героев.)
6. Игра "Бюро находок":
- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится:
- Телефон - У меня зазвонил телефон…("Телефон")
- Воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде…("Тараканище")
- Мыло - Вот и мыло подскочило…("Мойдодыр")
- Блюдце - А за ними блюдца, блюдца…("Федорино горе")
- Калоша - Пришли мне дюжину новых калош…("Телефон")
- Термометр - И ставит им градусники…("Айболит")
- А теперь следующее задание.
- Угадайте кому адресована телеграмма и кто её отправил (как называется произведение)?
- Уходи-ка ты домой,…
- Нельзя ли прислать соловья?
- Кто злодея не боится
- Не беда!
- Я злодея зарубил,
- Африка ужасна,
- Говорю, тебе, злодей,
- Эй, ..., бегите!
- Уходите, бегите, спасайтеся.
- Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
- Вон акула Каракула
- Кому велено чирикать -
- Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
- Садись на меня, Айболит,
- Ей вы, глупые тарелки,
- Посмотри, в аэроплане
- … - красавица,
- Что ты, что ты!
- Ну, пожалуйста, скорее
(За ответы на вопросы участники получают баллы, которые суммируются с баллами, поставленными ранее. Объявляется конечный результат.)
III. Подведение итогов
- Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек - не человек. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского "Приключения барона Мюнхаузена", "Приключения Робинзона Крузо", "Рикки-Тикки-Тави", "Приключения Тома Сойера" и другие. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь".
Приложение Из воспоминаний Корнея Ивановича Чуковского Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: "Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!" Так родился на свет "Мойдодыр".
К.И.Чуковский рассказывал, что у него часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься свему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я, говорит писатель, особенно помню - 29 августа 1923 года. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запылённый клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. И он всею душой отпраздновал оба.
" А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: О, если я утону, Если пойду я ко дну и т.д. Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было".
А вот как создавалась Чуковским сказка "Федорино горе": Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было "Федорино горе".