• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Итоговая работа на тему «Здоровьесберегающие технологии как средство интенсификации процесса обучения в начальной школе»

Итоговая работа на тему «Здоровьесберегающие технологии как средство интенсификации процесса обучения в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

  1. Вступление.

  1. Актуальность.

  2. Цели и задачи.

3. Школьные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся.

4. Пути интенсификации образовательного процесса.

5. Нормативно-правовая база.


  1. Основная часть.

1. Современные теоретические и методические подходы к формированию

здоровья обучающихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.

2. Принципы здоровьесбережения.

3. Условия, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса.

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

5. Методы и приемы, используемые в целях углубления компетенций по здоровьесбережению.

6. Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий.

7. Критерии рациональной организации урока.

  1. Заключение.

  2. Информационные источники.

Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и интенсификации учебной деятельности в начальной школе.

Задачи:

1. формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2. пропаганда здорового образа жизни;

3. сохранение и укрепление здоровья ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае, все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнадёжила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе около 30 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед "Здоровьесберегающие технологии в школе и семье".

Описание системы методов работы.

Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

недостаточная освещенность класса;

плохой воздух школьных помещений;

неправильная форма и величина школьных столов;

несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями,

а так же поставил цели и задачи для их преодоления.

Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель - принципы и задачи - средства - условия - результаты.

В связи с этим, за очень короткий срок родители сделали хороший ремонт классного кабинета, школа выделила современную магнитную доску, родители же подобрали и приобрели школьные столы; для релаксации и проведения физминуток родители обеспечили класс настольными играми, для удобства и эстетичности собрали шкаф-стенку для книг и наглядности. Кроме этого, родители принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс- анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

"В хорошей ли вы форме?",

"Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?",

"Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?",

"Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?"

Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль "внутришкольных факторов":

интенсификация обучения;

снижение двигательной активности;

увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

нарушение зрения, осанки;

ухудшение нервно - психического здоровья.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе;

занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю упражнения:

по формированию осанки,

для укрепления зрения,

по укреплению мышц рук,

для отдыха позвоночника,

упражнения для ног,

упражнения на ковре,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

психогимнастика,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки я провожу в хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю фрамуги или окна, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение:

направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;

опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическая ориентация);

достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Личный пример учителя, особенно в походах выходного дня, в «походах-многодневках»-полезнейший урок для ребёнка.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я применяю в работе многое из системы развивающего обучения "Гармония" под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части, отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на "зону ближайшего развития" ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике - и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и "технологию раскрепощённого развития детей".

Отличительные особенности этой технологии я также применяю в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, "бегущие огоньки" (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.);

2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные "держалки", позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние;

3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз - рука";

4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных и детских песнях, этой целью применяю «песни-нулёвки»;

5) одной из требований технологии - условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс - диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся.

Для рациональной организации урока можно воспользоваться следующими критериями (Смирнов Н.К., Громбах, Ирхин В.Н.)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-3

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 минут

11-15 минут

более 15 минут

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 минут

смена через 11-15 минут

смена через 15-20 минут

5

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 минут

через 15-20 минут

не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (кол-во)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

112

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин.

До 30 минут

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Эффективность усвоения знаний обучающихся в тече­ние урока такова:

5-25-я минута - 80%;

25-35-я минута - 60-40%.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: урок-игра, урок - соревнование, театрализованный урок, урок с групповыми формами работы, урок взаимообучения учащихся, урок творчества, урок-фантазия, урок-концерт, уроки-экскурсия, урок-поход и др.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Заключение.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Литература:

Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2012. ;

Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 2013.

Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. - М., Знание, 2011.

Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012.

Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» - М., Просвещение, 2013.

© 2010-2022