Урок по окружающему миру на тему: Посмотри вокруг ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира

«Посмотри вокруг.»

2 класс

Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»

Задачи:

образовательные: проверить и оценить знания по разделу «Общение» ;изучить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с ориентироваться по местным признакам;

воспитательные: формировать навыки ориентирования в пространстве, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях;

развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации.

Оборудование: для учителя: учебник, «Рабочая тетрадь», ноутбук, экран,

мультимедийный проектор, доска, мел;

для учеников: учебник, карточки: Тест по разделу « Общение»,

«Рабочая тетрадь», цветные карандаши.

Ход урока:

  1. Актуализация учебных знаний

- Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать.

- Как вы думаете, что нового нас ждёт в материалах этого раздела?

Слово учителя: Изучив этот раздел мы узнаем как выглядит Земля; научимся определять стороны горизонта с помощью компаса; познакомимся с водоёмами нашего края; отправимся в гости к весне; совершим путешествие по родной стране, познакомимся с природой России; узнаем что такое карта и как её читать; побываем на Красной площади в Москве; отправимся в город на Неве - Санкт-Петербург; осуществим плавание по Оке; обойдём вокруг света; познакомимся с новыми странами; Совершим путешествие в космос. (Слайды 5-17)

Но сначала проверим как вы изучили раздел « Общение». Заполните тест.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по разделу «Общение»

1. Вспомни «волшебные» слова.

а) Напиши, какие ты знаешь слова приветствия:

_________________________________________________________

б) Напиши слова благодарности:

_________________________________________________________

в) Какие ты знаешь слова извинения? Напиши:

_________________________________________________________

2. Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки:

а) Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;

б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей;

в) Если девочка несет тяжелую сумку - не мешай, не отвлекай ее.

3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила:

а) Не клади ________ на стол;

б) Не ______________ с полным ртом;

в) За едой не _______________;

г) Не вытирай губы ____________, пользуйся __________

(Слова-помощники: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай.) (Слайд 18)

3. Работа по теме урока

«Посмотри вокруг» - беседа о Земле. Что такое горизонт?

- Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете.

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля?

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля - плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна.

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы? (Слайд 19)

- Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73).

-Так какой же формы Земля? (Слайд 20)

В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.(Слайд 21)

Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

( Слайд 22)

Что такое горизонт? Стороны горизонта

Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом».

Горизонт - это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. (Слайд 23)

-Назовите предметы видимые на горизонте? (Слайд 24)

- Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей или водной поверхностью, называют «линией горизонта».(Слайд 25)

- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

-Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.( Слайд 26)

4. Физкультминутка (Слайд 27)

Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)

Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа. (Слайд 28)

- Стороны света определяют с помощью прибора компас. О нем подробно мы узнаем на следующем уроке.

5.Практическая работа

Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. (Работа в тетрадях)

За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день - на запад. В третий - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой - на юг. В восьмой день - на запад. В девятый - на юг. В десятый - снова на запад.

- Куда мы вернулись? (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)

6.Физкультминутка

(Называть стороны горизонта, а дети поворачиваются. Север впереди)


  1. Как ориентироваться по местным признакам?

- Представьте, что мы с вами пошли в лес. Ходили по лесу, собирали грибы и сбились с дорожки. У нас нет компаса. Что делать, как быть? Нам известно только, что дом расположен с северной стороны леса.

- Оказывается, в такой ситуации надо просто быть наблюдательным и внимательным. Сама природа очень часто дает нам подсказки, а мы их не видим. ( Слайд 29)

1. Кора на отдельно стоящих в лесу деревьях грубее с северной стороны. (Слайд 30)

2. На стволах хвойных деревьев веток больше с южной стороны. (Слайд 31)

3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. (Слайд 32)

4. Муравейники располагаются с южной стороны от стволов деревьев. (Слайд 33)

5. У берёзы кора с южной стороны белее и чище ,чем с северной. (Слайд 34)

6. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. (Слайд 35)

- Чтобы не ошибиться, лучше проверить несколько примет.

-Как еще можно ориентироваться, если нет компаса? (По Солнцу, звездам)


  1. Закрепление изученного

- А теперь нужно вспомнить, о чем мы сегодня говорили на уроке.

- Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Земля) (Слайд 36)

- По каким доказательствам мы можем говорить о шарообразности земли? (Слайд 37)

- Отгадайте загадку:

Он и летом и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди. (Горизонт) (Слайд 38)

- Что такое горизонт? (Слайд 39)

- Что такое линия горизонта? (Слайд 40)

- Отгадайте загадку:

Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать. (Стороны горизонта) (Слайд 41)

- Можно ли добраться до линии горизонта?

- Назовите стороны горизонта. (Слайд 42)

- Как определить стороны горизонта по местным признакам? (Слайд 43)


  1. Домашнее задание: учебник с. 70-75 читать, учить определения;

(Слайд44)

- Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?

- Было ли вам интересно?

- О чем бы вы еще хотели узнать?


© 2010-2022