Первый опыт внедрения ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первые результаты внедрения ФГОС НОО

(Из опыта работы учителей кафедры начального образования)


«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»

Александр Кондаков Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашей кафедры в течение трех последних лет. Мнения разные, и чем больше приходит осмысление, тем больше возникает вопросов. С введением новых ФГОС революции в образовании не произошло. Преемственность между стандартами первого и второго поколения определяется на основе единства содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты. Важное направление работы - подготовка учителя к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не осталась мысль, что ничего особенно не изменяется. Внимательно изучив требования федерального государственного стандарта второго поколения (далее - ФГОС), в школе был проведен мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2010 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия, информационно-методические ресурсы.
Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе (педагогический коллектив школы много лет занимается вопросами здоровьесбережения обучающихся) показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.
Во-первых, часть учителей работает по образовательной системе «Школа 2100» и УМК «Перспектива». Опыт работы по данным УМК - это «мост» к переходу на новый стандарт. Данные УМК ориентируют на инновационную деятельность, реализуют системно-деятельностный подход.
Во-вторых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения.
В-третьих, учителя начальной школы имеют опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности.
В-четвертых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
В-пятых, школа располагает соответствующей материально-технической базой (2 спортивных зала, актовый зал, библиотека, столовая, 3 компьютерных кабинета, учебные кабинеты) и возможностью оснащения учебных кабинетов будущих первоклассников необходимой техникой.
В-шестых, внеурочная деятельность обучающихся уже несколько лет организуется совместно с педагогами учреждений дополнительного образования, что позволит безболезненно организовать внеурочную деятельность в первых классах согласно базисному учебному плану по новому ФГОС. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высоко квалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. На сегодняшний день 19 учителей начальных классов прошли курсовую подготовку по проблеме внедрения ФГОС НОО. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности, в основе которого лежат УУД. С 1 сентября 2010 г. обучение по новым ФГОС начали два первых класса (51 человек). С этого момента вопросов стало возникать еще больше. В целом по результатам можно отметить следующее:

  1. Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;
  2. Многие подходы, описанные в стандартах и раньше, и, причем, очень активно использовались в педагогической практике,
  3. Но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
  4. Система контроля и оценки претерпевает изменения. Существует документ, который сопровождает стандарты. «Планируемые результаты начального общего образования». Новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т.е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается его содержание.
  5. Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.

Говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, можно обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС.

Возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса:

  1. Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не знаниевая парадигма?
  2. Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться? Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку, проводили районные мероприятия по данному вопросу). В этом, мы видим, одну из важных проблем и не только школьного уровня.
  3. Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия. В этом и состоит главная проблема перехода на стандарты второго поколения.
  4. Как правильно оценивать достижения планируемых результатов. Накопительная оценка достижений учащихся оформлена в виде портфолио, который оценивает метапредметные и предметные результаты. Как оценить личностные результаты?
Выводы по реализации ФГОС НОО:
  • опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
  • введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;
  • материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
  • много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
  • наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
  • наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова - одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача - не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».




© 2010-2022