«Развитие умения находить однокоренные слова. Выделять в них корень. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Развитие умения находить однокоренные слова. Выделять в них корень. » Цель: - Развитие умение распознавать однокоренные слова и умение выделять корень слова; - повторить и закрепить написание букв Л, М, Я и их элементов. Задачи: Развивать умение подбирать однокоренные слова; -развивать устную и письменную речь; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. УУД: Личностные: 1.развивать, эмоционально-нравственную отзывчивость; 2.развивать рефлексию и любовь к нашему языку; 3.определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве Регулятивные: 1.самостоятельно организовывать свое рабочее место; 2.следовать режиму организации учебной деятельности; 3.определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: 1.формировать умения с помощью учителя, формулировать тему урока; 2.наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: 1.формировать умение высказывать свое мнение, находить общие решения, развивать способности, сохранять доброжелательное отношение друг к другу; 2.оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.



Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

Мотивация к коррекционной деятельности.

-Здравствуйте дети. Меня зовут Ксения Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

Давайте с вами откроем тетради и запишем Число Классная работа.

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность


Этап актуализации и пробного учебного действия.

Посмотрите на слайде изображены картинки, что у них общее?

- Перед вами буква Я.

Из каких элементов она состоит?

- Какие ещё заглавные буквы имеют такие же элементы?

- Напишите элементы, из которых состоят эти буквы в тетради на с. 23.

- Напишите заглавные буквы Л, М, Я.

Давайте с вами придумаем имя которое начинается с Буквы Л

А теперь придумаем название городов которые начинаются с букв М и Я?

С какой буквы мы будем писать эти слова?

Почему?

А ты бы куда хотел поехать?

Все слова начинаются с буквы Я

Л, М

Лена

Пр. Москова, Ярославль.

Этап локализации индивидуальных затруднений

Чтение и запись предложения.

- Прочитайте предложение. Яша мечтает побывать на Луне.

- О ком оно?

- Какие слова и почему записаны с большой буквы?

А где бы вы мечтали побывать?

Запишите предложение.

- В каких словах звуков больше, чем букв

- Почему?

Яша, мечтает.

Буквы е, ё, я, ю в начале обозначают два звука, а здесь они начинают новый слог

Построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Я родом из Костромы, и я открою вам тайну что я мечтаю побывать в саду.

В нашем краю красивые сады, особенно весной когда расцветают.

Посмотрите на слайд приведены 2 слова.

-Что можете сказать об этих словах?

-Докажите, что они однокоренные.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Молодцы, что вы запомнили, что однокоренные слова должны иметь не только одинаковый корень, но и должны быть близкими по смыслу.


Сад и садовник

У них один корень сад, и значения этих слов связаны.

-об однокоренных словах.


Этап реализации построенного проекта.

-Откройте учебник на с. 39, выполняем 44 упражнение.

Прочитаем задание.

- Какие буквы нужно вставить на месте пропусков?

-На грядке растёт лук.

Какую парную согласную поставите?

-А почему нельзя поставить «г»?

-Подберите однокоренные слова к слову «лук».

-Какой будет корень?

-Скажите, а слово «лукошко» будет однокоренным?

-Давайте посмотрим другое предложение.

Пастух пригнал стадо на зелёный луг.

-Какой корень выделите?

В руках у пастуха гибкий прут

Какую букву поставим?

Подберите однокоренные слова к слову

Утята идут на пруд купаться.

Какую парную согласную поставим здесь?

Подберите однокоренные слова к слову

-Посмотрите, мы разобрали с вами 4 предложения. У вас там есть ещё 2. Оставшиеся четыре предложения вы будете разбирать и записывать в строчку слова самостоятельно , но о том какую парную согласную надо писать и какое однокоренное слово подобрать, вы посоветуетесь с соседом по парте.

Давайте прочитаем что у вас получилось?


нам нужно поставить в конце слова парную согласную и подобрать к этому слову однокоренные слова

-Парную согласную «к»

-потому что луК-это овощ, а луГ-это поля.

-Луковица, луковый.

-лук.

-Нет. Оно имеет другое значение. Так называют корзину.

-Здесь пишем букву «г» и однокоренное слово: луговой, луга.

-корень «луг»у однокоренные слова.

Прутик, прутья

Д

Прудик, прудовая

Плод, плоды, плодовый

Плот, плотик, плотины

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Откроем 46 упражнение.

Прочитаем текст.

О ком этот текст?

Чем занята воробьиха?

А воробей?

Сколько в нем слов с одинаковым корнем?

Что они обозначают?

Будут ли эти слова однокоренными?

Почему?

Спишите текст

Подчеркните в словах Ь

Физкультминутка



Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Спишите текст

Подчеркните в словах Ь

А сейчас поработаем в группах.

Каждой группе раздам картинки со словами.

Ваша задача определить лишнее слово, его оставить у себя, а три однокоренных слова вывесить на доску. У однокоренных слов нужно выделить корень.

-Молодцы.


Включение в систему знаний и повторение

Давайте проверим слова которые вы вывесили на доску?

Слова для групп:

Песок, песочный, песик, песочек;

Гора, горка, горевать, горный;

Лиса, лист, лисенок, лисичка.

Лось, лоскут, лосята, лосенок.

Рефлексия

- Что вы знаете о корне слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Приведите примеры однокоренных слов.





© 2010-2022