• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)

Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку

во втором классе

(Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.)

Безталанова Ирина.Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей города Климовска»


Тема: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря.

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции.

Цели:

Личностные УУД:

- формирование умения определять учебную задачу в совместно-распределенной деятельности;

- умения прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи;

Регулятивные УУД:

- умения самостоятельно формулировать учебную задачу;

- определять практическую учебную задачу в совместно-распределенной деятельности через фиксацию разрыва в знаниях;

- формирование умения составлять план деятельности в совместном обсуждении;

- умение зафиксировать открытый способ действия на модели;

Познавательные УУД:

- формирование умения определять границы знания и незнания, характеризовать область незнания;

- формулировать практическую учебную задачу;

- отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения частной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы;

- применять открытый способ действий к решению новой задачи;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения распределять обязанности, действия и операции в группе;

- умение обмениваться способами действий;

- умение уважать и координировать другие точки зрения;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в совместной деятельности, решая поставленные учебные задачи.

Тип урока: Постановка учебной задачи, анализ, моделирование.

Ход урока.

I Создание ситуации успехв. Что я знаю и умею.

Учитель: Что мы с вами уже знаем и умеем? Какие секреты русского языка смогли разгадать? Пойдем по ступенькам знаний к вершине.

Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)



Дети: Знаем некоторые орфограммы сильных позиций.

Дети: Знаем, что звуки чередуются, но обозначаются одной и то же буквой => ЗРП (по закону русского письма)

Дети: Знаем сильные и слабые позиции гласных и согласных.

Дети: Умеем видеть эти орфограммы слабой позиции в слове, писать с пропуском орфограмм слабой позиции.

Дети: Умеем проверять орфограммы слабой позиций с помощью словаря.

Дети: Умеем списывать с печатного текста по алгоритму.

II Актуализация знаний

Задание 1.

-Учитель: Посмотрим, насколько вы устойчиво стоите на каждой из ступенек. Остановимся на третьей ступени. Проверим, как вы умеете видеть все орфограммы слабой и сильной позиции.

- Запишите высказывание с пропуском орфограмм слабой позиции

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики

(Н.Сладков "Золотая осень")

(Один учащийся работает у доски. У него получилась такая запись:

_сё лет_ ли_ть_ п_ _ _т _ влял_ св _ и л_ до _к _ и щ ? чк _ , _ пинк _ и ж _ вот _ к _ .

(Вопросы со стороны учеников. Вопросы были самые разнообразные.

Вика: А почему ты пропустил букву «ё» в слове щёчки, ведь мы его часто встречали и знаем, как оно пишется.

Сергей: Да, но я сомневаюсь, поэтому могу пропустить.)

Учитель: Если с заданием справились, ставим на ступеньке знак «+»

Задание 2.

Учитель: Поднимаемся на следующую ступеньку.

- В течение долгого времени мы работали со словарем. Проверим, как вы знаете словарные слова, а если кто-то забыл, значит повторит.

[з'имл'ин'ика] [сапаг'и] [картоф'ил'] [маркоф'] [платок] [нарот] [гарох] [капуста] [ч'ирн'ика] [пам'идор] [смарод'ина] [агур'эц] [салав'эй'] [д'ат'ил] [голуп'] [сн'иг'ир'] [сабака] [с'ин'ица] [пал'то] [ад'эжда]

Учитель: Обменяйтесь и проверьте работы друг у друга. (Взаимопроверка)

Задание 3.

Учитель: Как бы вы написали слово прекрасный ? Если есть затруднения, загляните в словарь.

Учитель: Знаем словарные слова, умеем работать со словарем.

Составьте высказывание со словом прекрасный (Обратить внимание на лексическое значение этого слова).

- Подберите синонимы, антонимы к этому слову.

Учитель: Это высказывание я взяла из уже известного вам текста В. Астафьева «Падение листа»

Спишите его без пропуска орфограмм, соблюдая алгоритм списывания.

Прекрасный лист от тепла ослаб, прогнулся середкой, его жилы и жилочки распустились.

- Подчеркните все известные вам орфограммы слабой позиции.

(У ребят в тетради появилась такая запись)

Прекрасный лист от тепла ослаб, прогнулся середкой, его жилы и жилочки распустились.

III . Постановка УЗ.

Учитель: Раз мы с вами все знаем и умеем, думаю, что со следующим заданием справимся быстро.

- Запишите группу слов, заменяя звуковые записи буквенными, не пропуская орфограммы.

[сланы]-

[граза] -

[трава]-

[ р' и к а ] -

[ ч' и с ы ] -

[м'ич'и]-

[ д в а р ы ] -

Учитель: Как мы проверяли орфограммы слабых позиций?

Дети: С помощью словаря.

Учитель: Чему надо научиться?

Дети: Надо научиться писать орфограммы слабой позиции без словаря.

Учитель: А существует ли такой способ проверки орфограмм слабой позиции без словаря? Ведь взрослые как-то пишут.

IV Конструирование способа действия.

Учитель: Какой буквой обозначается звук [а] в слове [сланы] ?

Дети: Так как он в слабой позиции, значит, могут быть и а, и о

[с л а н ы ]

Учитель: От чего зависит выбор буквы а или о ?

Дети: От позиции.

Учитель: Вспомним ЗРП (закон русского письма).

Дети: Чередование звуков обозначается одной буквой, той буквой, которая стоит в сильной позиции.

Учитель: Но раньше была пара изменений [кот]//[каты].

Теперь перед нами только одно изменение этого слова, где звук в слабой позиции.

Дано ли другое изменение этого слова, где звук в сильной позиции.

Дети: Нет.

Учитель: А если станет известно, сможем выбрать нужную букву?

Дети: Да, конечно.

Учитель: Чему надо научиться?

Дети: Надо научиться определять, какой звук в сильной позиции.

Надо научиться определять, какой звук в сильной позиции.

Учитель: Как определить звук в сильной позиции?

Дети: Надо изменить слово по числу

Учитель: Вот и попробуйте изменить слово [с л а н ы].

Может быть вы найдете ключик для решения нашей проблемы.

Решение поставленной УЗ. Работа в группе.

Групповое взаимодействие. Дети представляют свои совместные работы и сверяют их с работами других групп. У всех ребят получилась одна и та же запись.

[сланы]

Сл_ ны - слон - слоны

Учитель: Буква найдена. Как вы действовали?

Дети: Мы изменили слово по числу и увидели, что гласный звук [о] находится под ударением, т.е. в сильной позиции. По закону русского письма мы можем взять ту букву, которая находится пол ударением.

Учитель: Как же следует поступить, чтобы безошибочно выбрать букву на месте орфограммы слабой ПОЗИЦИИ?

Дети: Надо поставить в сильную позицию.

Учитель: Ну и поставьте слово стол или заслонка. . (Учитель предлагает провокационное задание)

Дети: Нет, нельзя. Это другие по смыслу слова.

V Моделирование


Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)

Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)

Урок по русскому языку на тему Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабой позиции. (2 класс)


VI Применение способа

Учитель: Итак, с этим заданием вы справились. Внимательно посмотрите на ваши записи и скажите, сможете ли вы сейчас заполнить пропуски в записанных вами словах, используя слова для проверки? Дополните ваши записи.

Сл - ны - слон - слоны

Гр - за - грозы - гроза

Тр - ва - травы - трава и т. д.

VII. Итоговая рефлексия.

Учитель: Какая проблема была поставлена?

Дети: Научиться определять звук в сильной позиции.

Учитель: Как это сделать?

Дети: Изменить слово по числу, выбрать букву, которая представлена в сильной позиции.

Гр_за - грозы - гроза

VII Домашнее задание.

На доске построена лестница, на которой учащиеся с помощью модели фиксировали свои знания.



Помещают карточку-модель на первую ступеньку лестницы.


Проверяется умение записывать предложение, пропуская все орфограммы слабой позиции.



Карточки со словарными словами раздаются каждому ученику.


На каждом столе учебный словарь.


Проверяется умение видеть орфограммы слабой позиции.









Зафиксировать на доске.





Группы предлагают свои

варианты модели проверки орфограмм слабой позиции.



Проверка слабой позиции по сильной.



3

© 2010-2022