Конспект урока по математике на тему: Единицы длины. Сантиметр (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока математики в 1 классе

по теме «Единицы длины. Сантиметр»

Тип урока: усвоение новых знаний.


Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины. Задачи: - научить определять и сравнивать длины отрезков с помощью разных мерок; - оформлять и правильно читать краткие формы записи величин с использованием новой единицы измерения; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе усвоения нового материала; - формировать умение работать в парах; - воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к товарищам в процессе совместной работы.
Оборудование: учебник «Математика, 1 класс» 2 часть (автор И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон и др.). - Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011; раздаточный материал (узкие бумажные полоски: красного цвета - 8 см (на каждую парту), синего цвета - 1 см (на каждую парту), белого цвета - 2 см и 4 см (на каждую парту 1-го ряда - полоска длиной 2 см, на каждую парту 2-го ряда - полоска длиной 4 см), компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент мультфильма «38 попугаев».


Ход урока

  1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и хочу поделиться с вами хорошим настроением! Вы готовы к успешной работе? Давайте проверим подготовку рабочего места. Что необходимо иметь на каждом уроке математики? (Дети называют и проверяют наличие учебника, рабочей тетради и принадлежностей для письма).
  1. Сообщение темы урока, постановка целей.
Учитель: - Запишите в тетрадях красиво: 4 3 1 7 8 6 5 2 9 - Назовите, что вы записали. (Выслушиваются разные варианты ответов) - Можно ли сказать, что мы записали ряд натуральных чисел? Почему? - Можно ли из этих чисел составить ряд натуральных чисел? Кто хочет выполнить это задание у доски? (Один ученик выполняет задание с обратной стороны доски, остальные - в тетрадях самостоятельно) Учитель: - Согласны ли вы с записью на доске? (Проверка выполнения задания, самопроверка) - Поднимите руку, кто правильно выполнил задание. Молодцы! (При наличии ошибок уточняется, в чем ошиблись, почему) Учитель: - Итак, ребята, мы записали однозначные натуральные числа. Откройте учебники на с. 26, найдите задание под № 63. Какие числа вы видите в таблице? (Выслушиваются ответы детей, возникает проблема, что обозначают записи 6 см, 3см, 8 см) - Прочитайте вверху страницы, как называется тема сегодняшнего урока. Как вы думаете, какой будет основная цель нашего урока? ( На доске учитель записывает тему «Сантиметр» и цель «узнать, что такое «сантиметр») Физкультминутка

Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного.

(Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку.

(Дети садятся за парты.)

  1. Объяснение нового материала.
а) Практическая работа. Измерение длины полоски разными мерками.
Учитель: - Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Какое главное правило надо соблюдать? Дети: - Уважать друг друга, работать дружно, чтобы все получилось. Учитель: - Возьмите полоску красного цвета. Каким свойством с точки зрения математики она обладает? Сравните красную и синюю полоски. (Выслушиваются ответы детей, важно, чтобы прозвучало слово «длина») - Можно ли измерить длину красной полоски? Как? С помощью чего? (Выслушиваются ответы детей, нужно, чтобы прозвучало слово «мерка» - Ребята 1-го и 2-го ряда измерят длину красной полоски, используя белую полоску, а ребята 3-го ряда будут использовать в качестве мерки синюю полоску. Работайте в паре. Учитель: - Чему равна длина синей полоски? (Выслушиваются разные ответы) - Так что же получается, что полоски красного цвета были разные? (Учитель выражает удивление) - Почему же получились разные результаты? Дети: - Так получилось потому, что мы использовали разные мерки. Учитель: - Ребята, посмотрите видеофрагмент из мультфильма «38 попугаев».

(Демонстрируется видеофрагмент из мультфильма «38 попугаев») Учитель: - Чему же равен рост удава? Почему получились разные данные при измерении?
б) Ознакомление с понятием «сантиметр», краткой формой записи величин с использованием новой единицы измерения. Учитель: - Чтобы не возникало непонимания и неточностей при измерении длины предметов, люди договорились пользоваться общепринятыми мерками. Догадались, с какой общепринятой мерой длины мы сегодня знакомимся? - Прочитайте начало задания №62. (Хорошо читающий ученик читает текст начала задания: «Посмотри на отрезок АК. Его длина 1 см») Учитель: - Давайте ещё раз проговорим, что же такое «сантиметр». - Длина какой полоски из лежащих на парте равна 1 см? Как это проверить? (Выслушиваются ответы детей, предположение проверяют способом наложения синей полоски на отрезок АК) - Как можно записать, что длина отрезка АК равна одному сантиметру? (Выслушиваются разные ответы детей, приходят к выводу, что самая короткая запись АК=1 см. Запись делается на доске) - Сделайте такую же запись в тетрадях. - Прочитаем задание дальше. (Сколько отрезков длиной 1 см в отрезке АМ? Запишите длину отрезка АМ в сантиметрах) - Давайте выполним это задание. (Учитель проходит по классу, проверяет правильность выполнения задания, к доске вызывает детей, допустивших ошибки или неточности. Ошибки находятся и исправляются детьми) Учитель:

- Вы молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Физкультминутка

Упражнение для глаз

Сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз,

-глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

  1. Закрепление.


Учитель: - Ребята, рассмотрите рисунок на с. 26 учебника. Кто изображен? Что делают герои? Прочитайте начало задания №63. Кто читал сказки про этих персонажей? (Выполняется задание поэтапно. После выполнения задания учитель задает дополнительные вопросы) - Сравните сказочных героев по росту. - Что можно сказать про Дюймовочку? А можно ли сказать, что она самая короткая? Рост человека и длина человека - это одно и то же? (Выслушиваются ответы, под руководством учителя дети приходят к выводу, что рост - это размер человека в высоту, и длина, и рост человека измеряется, а значит, с точки зрения математики- это одно и то же. Но в речи неуместно говорить о человеке, что он длинный или короткий, употребляют выражения «человек высокого роста» или просто «высокий человек») Учитель: - Давайте вернемся к началу нашего урока. Вспомните: мы записали натуральные числа, а затем в учебнике вы увидели такую запись (на доске учитель записывает 6 и 6 см). Чем отличаются эти записи? (Число 6 и число 6 с именем - именованное число, обозначение величины - длины).
  1. Подведение итогов урока.


Учитель: - Какова была тема нашего урока? - Что же такое сантиметр? - Как вы думаете, ребята, существуют ли другие общепринятые меры длины? Для чего они нужны? С ними мы будем знакомиться в дальнейшем при изучении интересного предмета «математика».
- Спасибо за хорошую работу. Наш урок окончен.



© 2010-2022