- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? (1 класс)
Конспект урока по русскому языку Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гафарова Д.Н. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Форма проведения: проблемный урок
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Учебные универсальные действия:
- учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;
Личностные УУД:
- формирование активной жизненной позиции
- умение высказывать личные суждения
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности ( 6-8мин). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Классификация по единому признаку.
У вас на парте. лежат лепестки ромашки непростые, на каждом написано слово.
- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.
-Каждый из вас возьмите лепесток.
( слова: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег, вода, камень ).
2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности.
- У кого появились вопросы при распределении слов на группы?
- Почему у вас возникла проблема?
-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)
( на доску учитель вывешивает слова на доску ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ )
3. Проблемная ситуация с растением.
- У вас получилась ромашка
- Возьмите лепесток с этим словом
-Куда вы поместите само слово ромашка?
-Кто хочет доказать своё мнение?
-Где проверить выводы?
- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:
« Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.»
- Так в какую группу мы определим слова « ромашка».
4. Запись слов в тетради в 2 столбика.
Физминутка для мелкой моторики рук Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.
3.
Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.
Что обозначают слова, которые вы назвали - предметы.
(Одни предметы живые, а другие нет.)
Посмотрите на правый верхний угол, - какие тут предметы?(одушевленные)
Посмотрите на нижний левый угол - а здесь какие?(неодушевленные)
4.Создание проблемной ситуации. Межпредметная связь (с литературным чтением)
-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)
-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»
-Кто написал это произведение? Н. Носов
Назовите друзей Незнайки.
Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?
Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?
(На доске запись)
Все пончики вокруг съел Пончик.
Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)
Спишите предложение к себе в тетрадь.
Найдём в этом предложении слова и обозначим их условным значком, если они обозначают одушевленный предмет - сердечко, неодушевлённый - солнышко.
(работа над толкованием слов)
- Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а записаны по разному?
-Зависит ли вопрос от значения слова?
Значение слова
Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает
-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) - Почему?
-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) - Почему?
-Что обозначают эти слова? (предметы)
5.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
на доске появляется тема урока.
6.Физминутка.
7.- Какую учебную задачу мы решили?
( узнали, что предметы бывают одушевлённые и неодушевлённые, что они отвечают на вопросы КТО? ЧТО?)
- Какую задачу надо решить?
(применить знания).
8.Подведение итогов
-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?
-Закончи предложения:
- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? обозначают…(предметы)
-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)
-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)
-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)
2