Конспект урока по русскому языку Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Форма проведения: проблемный урок
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Учебные универсальные действия:

  • учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД : • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные УУД:
  • формирование активной жизненной позиции
  • умение высказывать личные суждения

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности ( 6-8мин). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. Классификация по единому признаку.

У вас на парте. лежат лепестки ромашки непростые, на каждом написано слово.

- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.

-Каждый из вас возьмите лепесток.

( слова: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, солнце, снег, вода, камень ).

2.Проверка выполнения задания и оценивание своей деятельности.

- У кого появились вопросы при распределении слов на группы?

- Почему у вас возникла проблема?

-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)

( на доску учитель вывешивает слова на доску ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ )

3. Проблемная ситуация с растением.

- У вас получилась ромашка

- Возьмите лепесток с этим словом

-Куда вы поместите само слово ромашка?

-Кто хочет доказать своё мнение?

-Где проверить выводы?

- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:

« Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.»

- Так в какую группу мы определим слова « ромашка».

4. Запись слов в тетради в 2 столбика.


Физминутка для мелкой моторики рук Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

3.

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

Что обозначают слова, которые вы назвали - предметы.

(Одни предметы живые, а другие нет.)

Посмотрите на правый верхний угол, - какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол - а здесь какие?(неодушевленные)

4.Создание проблемной ситуации. Межпредметная связь (с литературным чтением)

-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)

-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»

-Кто написал это произведение? Н. Носов

Назовите друзей Незнайки.

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?

(На доске запись)
Все пончики вокруг съел Пончик.

Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)

Спишите предложение к себе в тетрадь.

Найдём в этом предложении слова и обозначим их условным значком, если они обозначают одушевленный предмет - сердечко, неодушевлённый - солнышко.

(работа над толкованием слов)

- Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а записаны по разному?

-Зависит ли вопрос от значения слова?

Значение слова

Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) - Почему?

-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) - Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

5.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

на доске появляется тема урока.

6.Физминутка.

7.- Какую учебную задачу мы решили?

( узнали, что предметы бывают одушевлённые и неодушевлённые, что они отвечают на вопросы КТО? ЧТО?)

- Какую задачу надо решить?

(применить знания).

8.Подведение итогов

-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)

2

© 2010-2022