- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рожкова Н.Б. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО В.А.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Большекирсановской сош
им.Героя Советского Союза
Хайло В.А.
__________О.И.Акперова
Приказ от 01.09.15 г. № 94
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Литературное чтение
(наименование учебного предмета (курса)
Уровень начального общего образования 2 класс
(уровень, ступень образования)
1 год, 2015-2016 уч.год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы по учебным предметам Начальная школа» и на основе авторской программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение»
(наименование программы, автор программы)
Литературное чтение
2 класс
Рабочая программа по учебнику «Литературное чтение»
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
Москва «Просвещение» 2015г.
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего: 136 ч, в неделю 4 ч.
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Рожкова Надежда Борисовна
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория
(преподаваемый предмет, квалификационная категория)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ВМО начальных классов _______________Макарева С.Ю.
МБОУ Большекирсановской сош 31.08.2015 г.
им.Героя Советского Союза
Хайло В.А.
от 28.08.2015 года № 1 .
Зазулевская А.И.
________________________
х.Большая Кирсановка
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена в соответствие с :
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)
- примерной образовательной программы по литературному чтению утв.
- основной образовательной программой школы утв. Приказом № 95 от 1.09.2015
учебно-методического комплекса (учебника) Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение Москва «Просвещение»2015г.
- На основании: статьи 32. (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п.2 Закона об образовании РФ.
- Положения о рабочей программе МБОУ Большекирсановской сош.им. Героя Советского Союза Хайло В.А.
-
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Литературное чтение» рассчитан во 2 классе на 136 ч (4 ч в неделю).
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
2 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Круг детского чтения
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого
Напутствие читателю Р. Сефа
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Осенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина
Русские писатели (14 ч)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».
И. А. Крылов. Басни.
Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов (9 ч)
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Зимние загадки.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза»
Новогодняя быль С. Михалкова
Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям (17 ч)
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А. Л. Барто. Стихи.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и в серьез (14 ч)
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.
Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Эни Хогарт «Мафин и паук»
Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;
первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);
фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;
сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов В результате изучения литературного чтения обучающийся должен уметь:
- читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);
- правильно ставить ударение в словах, чётко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;
- читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- слышать звучание стиха (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;
- читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
- создавать монологи небольшого объема, связанных с прочитанным произведением;
- произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;
- сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;
- находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.
Критерии оценки учебной деятельности
Контрольная проверка навыка чтения проводится в конце каждой четверти, у учащегося, оценка выставляется, в классный журнал по следующим критериям: - осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность. "5" - ставится, если выполнены все 4 требования; "4" ставится, если не выполнено одно из перечисленных требований; "3" ставится, если не выполнено два из перечисленных требований; "2" ставится, если не выполнены: три требования. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка «4», и если не уложился в норму по беглости на большое количество, то - «3».
Нормы оценки уровня литературного развития учащихся на начальной ступени обучения Оценка "5" верное определение темы, идейного содержания произведения; способность к целостному представлению о произведении (во втором классе и в первом полугодии третьего класса на эмоциональном уровне), к пониманию его основного конфликта; адекватный эмоциональный отклик на общий настрой текста, способность верной оценки оттенков чувств, их динамики; способность к проведению аналогий между описанной в тексте ситуацией и реальной жизненной ситуацией; достаточный словарный запас, позволяющий вербально делиться своими эмоциями, мыслями, рассуждать по поводу прочитанного; оперирование в речи изобразительно-выразительными средствами языка; осознание логики событий в тексте, способность устанавливать причинно-следственные связи; способность верной оценки мотивов поведения литературных персонажей с обоснованием собственной точки зрения, стремление к осмыслению характеров персонажей; стремление к осознанию авторской позиции; внимательное отношение к тексту произведения, потребность в обращении к тексту, его художественным деталям, эпизодам с целью более глубокого осмысления; составление вопросов проблемного характера, направленных на осмысление литературного произведения, мотивов поведения персонажей; наличие мотивации в работе над текстом; способность к размышлению над прочитанным; определённый уровень обобщения прочитанного на уровне эмоциональной оценки; достаточно высокий уровень воссоздающего воображения; способность практического применения литературоведческих знаний при анализе произведения; высокая степень готовности к литературному творчеству, способность к проявлению личностной позиции, использованию в процессе творческой работы изобразительно-выразительных средств языка; достаточно высокий уровень читательского кругозора. Оценка "4" верное определение темы произведения, по возможности правильное определение идейного содержания; стремление к осмыслению текста в целом; способность к адекватной эмоциональной реакции на общий настрой текста при отсутствии чёткого различения оттенков и динамики чувств; способность к соотнесению описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией; определенный объём словарного запаса для передачи своих мыслей, эмоций, однако недостаточный для передачи полноценной картины ощущений; осознание логики событий в целом, допущение неточностей в установлении причинно-следственных связей; способность правильной оценки мотивов поведения персонажей; невнимание к роли автора в произведении, нечеткое представление авторской позиции (при правильной организации работы возможно осмысление перечисленных критериев); возникновение потребности в использовании материала текста при его анализе; составление вопросов оценочного характера; стремление к размышлениям по поводу развития действия, к обоснованию своих ответов; недостаточно высокий уровень обобщения прочитанного; недостаточный уровень развития воссоздающего воображения, замена его конкретным перечислением эпизодов, событий, поступков, деталей; определённый уровень знаний по теории литературы, умение применять их при анализе произведения; активное стремление к творческой деятельности с высокой степенью эмоциональной отдачи; определённый уровень читательского кругозора. Оценка "3" возможно верное определение темы произведения, однако осознание его идейного содержания даётся с трудом; низкий уровень целостного представления о произведении при достаточно хорошем запоминании событий, воспроизведении описанных в тексте ситуаций с высокой степенью соответствия; определённая степень эмоциональной реакции на общий настрой текста при неспособности различения оттенков и динамики чувств; не всегда удачные попытки соотнесения описанной в тексте ситуации с реальной жизненной ситуацией; небольшой объём словарного запаса; неспособность установления причинно-следственных связей при ярко выраженном стремлении к осознанию логики событий в тексте; стремление к оценке мотивов поведения персонажей произведения при низком уровне способности к выражению своего мнения о них; неверная оценка авторской позиции, непонимание роли автора в произведении; отсутствие потребности в обращении к материалу текста при его анализе; частичная мотивация в работе над текстом, попытки обосновать свои ответы; способность составления вопросов ретроспективного характера, не затрагивающих проблематики текста; низкий уровень обобщения прочитанного, замена его пересказом сюжета; недостаточно развитое воображение; недостаточное осмысление литературоведческих, терминов, изучаемых согласно программе; при попытках применения теоретических знаний во время анализа произведения часто допускаются ошибки; проявление интереса к творческой деятельности, частичные успехи в создании собственных текстов различного характера; недостаточный уровень читательского кругозора. Оценка "2" неспособность определить тему и идею произведения; отсутствие целостного представления о произведении, сосредоточение внимания на отдельных событиях; отсутствие связи эмоционального восприятия произведения с конкретными ситуациями, описанными в тексте; неумение провести параллель между ситуацией текста и реальной жизненной ситуацией; ограниченный словарный запас, недостаточный для выражения собственных ощущений; неспособность устанавливать причинно-следственные связи; непонимание причин поступков литературных героев, неспособность выразить своё мнение о персонаже; непонимание или неверная оценка авторской позиции; нежелание и неумение обращаться к тексту произведения при его анализе; отсутствие мотивации в работе над произведением, нежелание выполнять задания учителя; составление ограниченного количества вопросов буквального характера, воспроизводящих начало текста, реже - эпизод из произведения; неспособность к обобщению прочитанного; слабое воображение; незнание литературоведческих терминов, изучаемых
согласно программе; отсутствие интереса к творческой деятельности; низкий уровень или отсутствие читательского кругозора. Чтение наизусть «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает; «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, читает без выражения; «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: Правильная постановка логического ударения. Соблюдение пауз. Правильный выбор темпа. Соблюдение нужной интонации. Безошибочное чтение. «5» - выполнены правильно все требования; «4» - не соблюдены 1-2 требования; «3» -допущены ошибки по трем требованиям; «2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: Своевременно начинать читать свои слова. Подбирать правильную интонацию. Читать безошибочно. Читать выразительно. «5» - Выполнены все требования «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию «3» - допущены ошибки по двум требованиям «2» -допущены ошибки по трем требованиям Пересказ «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков; «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их; «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки; «2» - не может передать
Формы и средства контроля
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос, проектные работы. тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания.
Перечень учебно-методических и технических средств обучения
1.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
3. Телевизор.
4 Проектор.
5 Компьютер.