Урок по чтению в 1 классе «Что читали бабушки и дедушки?»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Что читали бабушки и дедушки?»

Цели: 1. Проанализировать произведения, которые встречались в старинных букварях и азбуках;

2. Расширять кругозор обучающихся, пополнять их словарный запас;

3. Формировать навык беглого осознанного чтения;

4. Поддерживать интерес к чтению произведений разных жанров.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок!

  1. Артикуляционная разминка.

Наш урок мы начнем с подготовки речевого аппарата к работе.

Выполним упражнение «Горячая картошка»,

«Трубочка - улыбка».

Дыхательные упражнения (вдох - резкие короткие выдохи

вдох - плавный длинный выдох )

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

На горе Арарат растет спелый виноград.

Мышата мешали, в шалаше шуршали.

Работа по слоговым таблицам.

-плавное чтение строчки со слогами

- чеканим каждый слог

- начинаем строчку тихо, заканчиваем громко

III. Формулировка темы и целей урока.

-Прочитайте строчку, записанную на доске.

СПЕРВААЗДАБУКИ,ПОТОМИВСЕНАУКИ. (Самостоятельно)

-Вспомните, когда и где могла встретиться такая запись?

-Прочитайте так, чтобы получилось предложение.

-Что это за предложение?

-Объясните смысл этой пословицы.

-Как вы думаете, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Откроем учебник на с. 104 и прочитаем тему урока.

- На уроке мы познакомимся с произведениями разных жанров из первых «Букварей».

IV. Работа над темой урока.

- Для наших бабушек и дедушек «Букварь» был самой первой и главной книгой в жизни.

-А какая связь между «Азбукой» и « Букварем»?

-О чем же писали в первых «Азбуках»? Прочитайте самостоятельно текст.

Чтение вслух по частям со «стопами».(2 человека.)

- Каким наставлением начиналась первая «Азбука»?

-Замените слово прилежание близким по значению. (Усердие, старание.)

-Что читали в старинной книге дети?

-Прочитаем столбики слов хором.

1 столбик.

-Какое слово вам незнакомо?

Амбар-строение для складки зернового хлеба, муки.

2 столбик.

Домовой - дух, хранитель и обидчик дома; стучит, возится по ночам.

Купцы - торговцы.

-Составьте предложение со словом купцы.

3 столбик.

Серп - зубренный кривой нож для срезки хлеба с корня.

4 столбик.

Ухват-род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны.

Хомут - часть конской упряжи, надеваемой на голову.

-Слово терем замените близким по значению современным словом. (Изба, дом).

РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ.

1 вариант.

- Поставьте ударения в словах 1 столбика.

2 вариант.

- Поставьте ударения в словах 2 столбика. (Взаимопроверка).

-Слова последнего столбика разделите на слоги. (Проверка сигнальными карточками).

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

РАБОТА В ПАРАХ.

-В парах проверьте, по алфавиту ли записаны слова в столбиках? Если да, то поднимите зеленый сигнал, если нет, то красный.

ФИЗ. МИНУТКА

- А всегда ли «Азбука» выглядела так, как сегодня? Рассмотрите оформление с.104-105 и подумайте, чем писали и на чем?

-Первые азбуки на Руси появляются к 16 веку. В 18 веке великий русский писатель Л.Н.Толстой, написал «Азбуку», по которой сам обучал грамоте крестьянских детишек.

-Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с одним из его произведений на с.104.

-К какому жанру относится это произведение: рассказ, сказка, стих?

-Прочитаем еще раз по частям. (Читает 1 ребенок, остальные проверяют.)

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

-Кто главный герой этого рассказа?

-Что он делал?

-Прочитайте, как его отговаривали не сажать яблони.

-Почему он не сможет попробовать плоды?

-Прочитайте, что ответил старик?

-Так для кого же старик сажал яблони?

-Чему учит нас этот рассказ?

-Какой заголовок вы придумали бы к этому рассказу?

-А Толстой назвал его ……….

-Кроме рассказов в «Азбуке» были произведения и других жанров. Прослушайте следующее произведение и подумайте, к какому жанру относится оно?

Читает 1 ребенок

(Это стих)

-Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

-Почему? О чем говорится в нем?

-Кто автор?

-Прочитайте его еще раз самостоятельно.

-Как называлось наше государство в старину?

-А сегодня?

-Рассмотрите иллюстрацию. Что подсказывает вам, что изображена Русь?

-Выберите из стихотворения слова, которыми можно заменить слово Русь.

(Родина, мать)

-Найдите в стихотворении слова, которые описывают Русь, отвечают на вопрос какая? (Державная, православная, могучая).

-С какой интонацией надо читать это стихотворение? Какой знак препинания подсказывает нам это?

Выразительное чтение стихотворения.

-За что можно любить свою родину?

-Прочитайте пословицу. Как ее понимаете?

-А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете пословице о родине и соединим начало пословицы с ее концом.

Работа в группах. (Каждой группе выдается карточка, на которой напечатаны пословицы, «разорванные» пополам. Необходимо соединить части пословиц друг с другом.)

ФИЗ. МИНУТКА

-Итак, мы познакомились с авторскими произведениями, а теперь изучите произведения на с.105.

-Чем они отличаются? Кто у них автор?

-Кто же их сочинил? Именно РУССКИЙ народ!

-Прочитайте первое произведение. (Самостоятельно)

-Знакомо ли вам это произведение?

-С какой целью его сочинили?

-Как обычно его исполняют?

-Прочитаем хором.

-Подумайте, почему следующее произведение назвали ПРИговорка?

-Прочитайте его самостоятельно.

-Вспомните современную приговорку.

-Подумайте, с какой целью могла писаться ПОДДЕВКА?

-Прочитайте самостоятельно.

-Кто остался на трубе?

-Как правильно задать вопрос про букву и? (Что осталось на трубе?)

-Послушаем докучную сказку.

Читает 1 ребенок.

Докучная - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

-Прочитайте самостоятельно считалку, отстукивая ритм карандашом.

-Назовите рифмующиеся слова.

-Используются ли считалки в наше время?

-Почему на этой странице собрали все произведения под одной пословицей: «Сделал дело- гуляй смело!»

V. Обобщение.

-Итак, мы познакомились с различными произведениями, которые можно было встретить в старинных азбуках.

-Ответьте на вопрос: Так что же читали ваши прадедушки и прабабушки в своем детстве?

-О чем были эти произведения?

-С какими новыми словами вы познакомились сегодня на уроке?

VI. Релаксация.

-Если вам было интересно на уроке и все понятно, то поднимите зеленый сигнал.

-Если вы что-то не поняли, то красный.

-Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.






© 2010-2022