Игра-путешествие по теме Устное народное творчество (внеурочная деятельность по литературному чтению)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

по теме

«Устное народное творчество»











Цели: обобщение темы «Устное народное творчество»; проверка знаний учащихся, расширение кругозора; развитие воображения, находчивости, смекалки; воспитание интереса к чтению у учащихся.

Предварительная подготовка: нарисовать карту «Устное народное творчество», подготовить карточки с перепутанными пословицами. Учащихся можно разделить на 3 команды по рядам.

Ход занятия

  1. Слайд 1

Сегодня у нас занятие, на котором вам понадобятся не учебники, а только ваши знания и смекалка. Мы отправимся с вами в путешествие. Чтобы было легче ориентироваться в пути, надо взять с собой… (карту). Правильно карту.

Слайд 2.

(станции на карте появляются по мере их названия.)

- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете? (Передавалось из «уст» в «уста», не записывалось. Народное, потому что сочинял не один человек. Автора установить нельзя. Творчество, потому что образовано от слова «творить».)

- Как по-другому мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их.

- Молодцы! Вы сами составили карту нашего путешествия. Итак, в путь, друзья! А чтобы легче было в пути, разделимся на 3 команды.

Почему именно на три? ( По рядам.)

Магия числа. Слайд 3.

Ребята, многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в дальние времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после

двух было «все». Поэтому число «3», которое при счете должно было идти за числом «3», обозначало «все».

Долгое время число «3» было для многих народов пределом счета, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Число «3» стало самым излюбленным числом в мифах, и в сказках. Помните сказки о трёх

поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех братьях, которые три раза пытались достичь какой-то цели?

Стало традицией писать произведения в трех частях (трилогии), картины (триптихи).

У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Число «3» считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, который представлял прошлое, настоящее и будущее.

Ну а что означает «тройка» как число в имени? Это талант, разносторон-ность, веселость, указание на науку, мир искусства, на спорт, на все, что служит отдушиной человеку. Так что, Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы учтете это при выборе профессии, то обязательно придете к успеху и славе.

Пословица: «Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени- три дня».

  1. Остановка «Угадай-ка!» Слайд 4.

Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно, начинаем отгадывать загадки.

  1. Кувшинчики с блюдцами

Не тонут и не бьются. (Кувшинки.)

  1. Не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет. (Дорога.)

  1. Дядя Хлыст и тетя Нить

Простачков пошли ловить.

Одурачить простачков

Пригласили червячков. (Удочка)

  1. На травинке солнце бьется,

С ветерком на солнце рвется,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка.)

  1. Неизвестно, где живет,

Налетит- деревья гнет,

Засвистит- на речке дрожь,

Озорник, а не уймешь. (Ветер.)

  1. Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Раки.)

Ответы на следующие загадки можно давать хором, всем вместе.

  1. Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся? (Мухи.)

  1. И в лесу мы, и в болоте.

Нас всегда везде найдете:

На полянке. На опушке-

Мы зеленые… (Лягушки.)

  1. Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня ? (Коньки.)

  1. На маленькой площадке крик.

К воротам рвется ученик.

Кричат все «Клюшка! Шайба! Бей!»

Веселая игра…(Хоккей.)

4.Остановка «Пословицы» Слайд 5.

Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием «Пословицы» вам придется хорошенько подумать над трудными заданиями.

Перед вами три карточки, а в них пословицы. Проблема в одном- все они перепутались. Одни начало с концом поменяли, другие буквы в словах перепутали. Отгадайте как можно больше пословиц. Но помните! Время ограничено.

(Время, отведенное на самостоятельную работу или групповую работу, не больше 8 минут. См. Приложение.)

Ответы на карточку 1:

  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

  • Сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай.

  • Под лежачий камень и вода не течет.

  • Двое пашут- семеро руками машут.

  • Не пойман- не вор.

  • Добро творить- себя веселить.

  • Волка ноги кормят.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Первый блин комом.

Ответы на карточку 2:

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • До слова крепись, а давши слово держись.

  • Не родись красивым, а родись счастливым.

  • Не узнавши броду, не суйся в воду.

  • Цыплят по осени считают.

  • Нет худа без добра.

  • Ни кола, ни двора.

  • У страха глаза велики.

  • Своя ноша не тянет.

Ответы на карточку 3:

  • Была бы шея, а хомут найдется.

  • На бога надейся, а сам не плошай.

  • Семь раз отмерь- один отрежь.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Семь бед- один ответ.

  • Ученье свет, а неученье тьма.

  • Лес рубят - щепки летят.

  • Терпенье и труд - все перетрут.

  • Своя рука - владыка.

5.Физкультминутка Слайд 6.

Танец - инсценировка на песню «Два веселых гуся».

6.Остановка «Скороговорка». Слайд 7.

Справились с пословицами, отдохнули. Отправляемся в путь дальше. И попадаем на остановку «Скороговорка».

  • Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят.

Побежали поросята по реке.

Простудились поросята, да не все.

  • Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч

Подкарауливал в пруду карпов.

А в пруду у Поликарпа -

Три карася и три карпа.

  • Шли три пекаря,

Три Прокопия пекаря.

Три Прокопьевича,

Говорили про пекаря,

Про Прокопия пекаря,

Про Прокопьевича.

Прочитайте медленно, что заметили? (Опять встречается «три»)

Читаем с ускорением.

(Затем проводится небольшой конкурс на лучшего чтеца скороговорок.)

  1. Остановка «Сказочная». Слайд 8.

Молодцы! А сейчас мы попадаем на самую любимую всеми остановку «Сказочная». Я уверена, что ее любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки. Сейчас каждая команда снимет с дуба по три листочка, прочитает отрывок и назовет сказку.

1 «Федот заснул, а жена вышла на крылечко, развернула свою волшебную книгу - тотчас явились перед ней два неведомых молодца: что угодно- приказывай» («Поди туда - не знаю куда».)

2 «Вези. Вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели, чтобы уши мои об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а в поле на трескун- мороз». («Морозко»).

3»Начали закусывать; царевна отгложет косточку, да в рукав, выпьет чего - остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делает, и они тоже кости кладут себе в рукава, пьют чего - остатки в рукава…» («Царевна -лягушка».)

4 «Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора». («Гуси - лебеди».)

  1. «Это перо было так чудно и светло, что ежели принести его в темную горницу, то оно так сияло, как бы в той горнице было зажжено великое множество свечей. Царь положил то перышко в свою горницу, как ту вещь, которая должна вечно храниться…» (Иван- царевич, Жар-птица и Серый волк».)

  2. «Были у старухи три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя- Двуглазка. А младшая- Трехглазка…» (Крошечка- Хаврошечка»)

  3. «Жил-был король и было у него двенадцать дочерей. Одна другой лучше. Каждую ночь уходили они. А куда - неведомо; только что ни сутки изнашивали по новой паре башмачков…» (Ночные пляски».)

  4. «Жил- был старик и было у него три сына. Отец стал умирать и говорит: «Дети! Как я умру, вы каждый поочередно ходите на могилу ко мне спать по три ночи…» («Сивка-Бурка».)

  5. «Иди теперь за тридевять земель, в три девятое государство - в подземное царство; там мой батюшка царствует. Как придешь к нему на двор, будет он давать тебе много злата и серебра, а ты ничего не бери, а проси у него с мизинного перста колечко…» («Волшебное кольцо».)

-Ребята, а тридевять - это сколько? (Это «двадцать семь». В древней Руси считали девятками: тридевять - это 9х3=27.)

8.Подведение итогов. Слайд 9.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Какая остановка вам больше всего понравилась?





Литература

  1. Русские народные сказки. М.: Государственное издательство художественной литературы,1954.

  2. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 3 классе. М: Просвещение, 1985.





















































ПРИЛОЖЕНИЯ.

Карточка 1.

  1. Глупа та птица, сам ее и расхлебывай.

  2. Сам кашу заварил и вода не течет.

  3. Под лежачий камень семеро руками машут.

  4. Двое пашут, которой гнездо свое не мило.

  5. Ен йомипа- ен орв.

  6. Оробд иьотвтп - еябс елеьитве.

  7. Ловкав гион кямрто.

  8. Атырей груд шгуел ыхови вхуд.

  9. Ыпрейв нибл кмоом.

Карточка 2.

  1. На чужой сторонушке родись счастливым.

  2. До слова крепись, а не суйся в воду.

  3. Не родись красивым, а давши слово крепись.

  4. Не узнавши броду рад своей сторонушке.

  5. Пятылц оп еснон тсатчию.

  6. Тне удах збе брадо.

  7. Ин окла, ин равдо.

  8. У тсарах азлга ивлике.

  9. Явос шаон ен нятте.

Карточка 3

  1. Была бы шея, один раз отрежь.

  2. На бога надейся, а имей сто друзей.

  3. Семь раз отмерь, а сам не плошай.

  4. Не имей сто рублей, а хомут найдется.

  5. Есьм дбе- ноид втоте.

  6. Чеуьне твес, а еучьнеен мьят.

  7. Сел уятрб - ещкип тялте.

  8. Ертьпене и дутр - евс ертпутер.

  9. Вося руак - вадаклы.



© 2010-2022