Мастер класс Духовно-нравственное воспитание школьников через внедрение курса ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание школьников через внедрение курса ОРКСЭ Притча (приложение) слайд 1 Как Вы думаете, когда родители нашли лучшего учителя, чем они руководствовались? А дед, выбирая школу, на что смотрел? Согласны ли Вы с утверждением «по ученикам узнают учеников»? слайд 2 Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. слайд 3 Курс ОРКСЭ в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы слайд 4 - Нужно ли духовно-нравственное воспитание в современной школе? - Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка? слайд 5-9 - А возможно ли в нашей школе духовно-нравственное воспитание? Где оно реализуется? слайд 10 Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: и учебную и внеучебную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует рассматривать как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы нравственных ценностей российского общества. Этот предмет может служить метапредметной основой, которая объединяет воспитательный потенциал всех школьных гуманитарных дисциплин, таких как «Литература», «Русский язык», «История», «Окружающий мир». слайд 11 Ведь духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Правовые и нормативные основы разработки содержания
предмета ОРКСЭ закреплены в документах, приведенных на слайде. слайд 12-17 Важно затронуть вопрос о подходе в преподавании ОРКСЭ и особенностях этого курса. Для этого предлагаю вам ознакомиться с притчей «Бог и человек» (приложение).

- На какие просьбы Бог дал отрицательный ответ человеку? Чем послал Бог, когда человек попросил сил? мудрости? Бог в притче не любит человека?

- - Какая просьба больше всего понравилась Богу? Какую мудрость учитель увидел в этой притче?

Можно такой подход назвать системно-деятельностным? Важно показать ребенку путь! слайд 18

Вот так и учитель на уроках религиозной культуры не преподносит знания в готовом виде, дети должны на уроке осмыслить и прийти к правильному решению. Ученик должен осознать значимость данного курса лично для него, для решения лично его жизненных проблем, или проблем близких ему людей.

Познакомимся с особенностями курса. Курс ОРКСЭ является
культурологическим, направлен на развитие у школьников представлений о базовых ценностях человечества и не предусматривает обучение религии.

  1. Модульное построение. слайд 19-21

  2. Возможность выбора родителями модуля для обязательного изучения ребенком. слайд 22-23

  3. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно воспитательной системой. слайд 24 - 25 Главная цель курса: формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

  4. Обязательное педагогическое партнерство учителей и родителей. слайд 26-28

  5. Базовые ценности каждого модуля : отечество, семья, культурная традиция. слайд 29

слайд 30 В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения необходимо обратить внимание на те приоритеты в духовно-нравственном воспитании, которые лежат в основе стандарта, а также на те метапредметные и личностные результаты обучения, достижению которых должен способствовать курс ОРКСЭ. Отсюда вытекают направления духовно- нравственного воспитания в рамках предмета:

  • развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни .

Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, могут стать прочной образовательной платформой для ученика старшей школы.

слайд 31 Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  1. словесных; наглядных; практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы; репродуктивных.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. Прекрасным подспорьем для работы в группах может служить метод TASC. Этот метод позволяет более четко организовать работу учащихся и облегчает учителю задачу оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности на уроке. Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следующее: Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. Сочинение, эссе. Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Другая форма творческой письменной работы - написание эссе-размышления на определенную тему по собственному выбору. Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем.

Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнял творческие и поисковые работы. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.

Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у учащихся должны быть заложены основы формирования целостного мировоззрения и сложиться представление о многообразии религиозных традиций и культур, развиться стремление к поиску взаимосвязи между ними и неудовлетворенность фрагментированным, поверхностным знанием. Интерес к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний может стать основой исследовательской деятельности учащихся в старших классах.

Взглянем по-новому на духовно-нравственное воспитание детей. Сегодня у нас есть новые стандарты, новый курс ОРКСЭ, методические разработки на каждый урок. Надо расправить крылья, потому что в нас верят! слайд 32

Приложение.

ПРИТЧИ для УЧИТЕЛЯ Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети. - Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик. - Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. - Я, что не пойду в школу? - спросил мальчик. - Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. - Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок. - У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик. - Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда: - Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед

*******************************************************************


Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:

- Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.

Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:

- Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.

Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:

Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.

Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:

- Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.

Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.

Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.

- Теперь ты понял, о чём надо просить, - ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.

Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!




© 2010-2022