Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская народная сказка. «У страха глаза велики»
Цель. Формирование навыков работы с текстом художественного произведения. Планируемые результаты. Предметные. Познакомить со сказкой. Учить давать оценку поступкам героев. Обогащать словарный запас. Метапредметные. Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей. Развивать внимание к выразительным средствам языка. Личностные. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Ход урока


1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания - О чём мы говорили на прошлом уроке? - Что было задано Вам на дом? Чтение сказки по ролям /шесть: автор, курочка, петушок, хозяйка, коровушка, хозяин/
3. Постановка цели урока - Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой? (да, и рассказы детей ) - Сейчас я прочитаю вам, что увидел мальчик Петя из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.

Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: - Нет!

-Щёлк - и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете -

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка...

В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете -

Это печка с кочергой...


- Представляете, что можно от страха себе навыдумывать? (много всего, чего нет на самом деле) - Сегодня мы познакомимся со сказкой, где наши герои тоже навыдумывали себе такое... (Аудиозапись)
1. Проверка первичного восприятия сказки - Какие моменты произвели на вас наибольшее впечатление? - Что вызвало ваш смех? (Высказывание детей).
2. Вторичное осмысление восприятия сказки - Прочитайте первый абзац. - Какими словами начинается сказка? (Жили-были). - Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве). - Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.). - Объясните значение этих слов. (Старушка - много лет бабушке, толстушка - пухленькая фигура, клохчтушка - курочка клохчет (квохчет) норушка - мышка живет в норке.) - Почему разный размер вёдер у героев сказки? (У каждого вёдро по своему росту). - Откуда брали воду? (Ответы детей). - Кто из вас знает значение слов «колода» и «колодец»? Определим по толковому словарю. Вспомним правила нахождения слов в словаре. (Ответы детей). - Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Сначала находим букву «К», затем сочетание букв «КОЛ», потом ищем слова «колода», «колодец». Объясните, почему сначала идет слово «колода», а потом - «колодец»? (Ответы детей). - Общая часть у слов «колод». Сравниваем буквы, стоящие за общей частью слов. Буква «а» в алфавите расположена раньше буквы «е», поэтому слово «колода» в словаре расположено раньше слова «колодец». Прочтите значение слов. (Колода - короткое толстое бревно. Колодец - глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли). Рисунки колоды и колодцев - В колоде - толстом коротком бревне - делается углубление для воды.
2. Работа над выразительностью чтения. - Поработаем вместе над одним эпизодом сказки (4 абзац). Поучимся читать текст выразительно. Я Вам раздам памятки «Как подготовиться к выразительному чтению».Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка













- Будем работать, используя памятку. Перечитайте текст. - Мысленно представьте героев сказки с ведрами. Что они несут? (Воду). - Как можно назвать наших героев, соединив слова «вода» и «носить»? (Водоносы.). - Обратите внимание на размер вёдер у водоносов. Как плещется вода в ведре у бабушки? (Медленно колышется). - Почему? (Ведро большое, бабушка-старушка идет медленно). - Прочитайте предложение о бабушке. - Сколько колыханий воды в ведре у бабушки? (Два) - Как идет внучка по сравнению с бабушкой? (Быстрее и чаще делает шаги). - Прочитайте предложение о внучке. - Сколько колыханий воды в ведре у внучки? (Три) - Прочитайте предложение о курочке. - Сколько колыханий воды в её ведре? (Четыре) - Почему? (Шаги короче и чаще) - Прочитайте предложение о мышке. - Сколько колыханий воды в её ведёрке? (Шесть) - Как вы думаете, вода, когда чаще плещется, издает более звонкий звук или более глухой? (Более звонкий). - Как же нам показать голосом размер вёдер? - Для этого будем читать слова разным тоном: низким, средним, высоким. Вместе будем определять окраску голоса и его силу. Как прочитаем предложение «Назад идут»? (Спокойно, интонация сообщения). - Как произнесем колыхание воды у бабушки? (Медленно, глухим низким тоном). - У внучки? (Быстрее и звонче, чем у бабушки) - У курочки? (Быстрее, чем у внучки, звонче и более тонким голосом). - У мышки? (Быстрее, чем у курочки, писклявым голосом). - Сейчас будем работать с текстом: проставлять паузы и определять логическое ударение - подчеркивать слова, которые будем выделять голосом при чтении. - Как обозначаем паузы: вертикальная черта I - малая пауза, ставится на запятых, про себя можно произнести «раз». Две вертикальных черты II - большая пауза, ставится на тире, точке, восклицательном и вопросительном знаке. Про себя можно сосчитать «раз, два». Сделайте это самостоятельно. - Подчеркнем слова, которые будем выделять голосом. Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка Тренировка в чтении индивидуально, хором, по рядам. Не забываем о напевности сказки.
3. Озаглавливание первой части - Озаглавьте первую часть сказки. Что значит озаглавить текст? (Дать ему название). - Озаглавить текст - это назвать тему или главную мысль текста, в нашем случае первой части сказки. Что значит назвать тему текста? (Это определить о ком или о чем говорится в тексте). - Что значит назвать главную мысль текста? (Это определить, что говорится в тексте о предмете). - Как можно озаглавить первую части сказки? (Водоносы. С вёдрами за водой. Вместе за водой).
4. Самостоятельное чтение второй части сказки - Прочитайте самостоятельно вторую часть сказки.
5. Работа с иллюстрацией - Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Что вы видите на картинке? - Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей) - Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
Физминутка
6. Чтение по ролям - Какой отрывок из текста подходит для чтения по ролям? (Тот, в котором есть слова героев).
Выбор эпизода. Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!» Внучка плачет: «Бабушка, волк какой-то страшный на меня наскочил!» Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!» А мышка из-под печки пищит: «Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!» А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались и все с собаками; как только меня ноги унесли!» - Перечитайте эпизод. Определите свое отношение к героям сказки. - Назовите действующих лиц для чтения по ролям. (Автор, бабушка, курочка, мышка, зайка). - Найдите их слова в тексте. - Подумайте, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели. - Чтение отрывка по ролям. Анализ правильности постановки пауз, логического ударения, интонации. - Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории. Какие вы знаете бытовые сказки? («Репка», «Курочка ряба», «Каша из топора», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Как мужик гусей делил», «Семилетка»).
V. Подведение итогов урока На доске пословицы. Видно птицу по полету - человека по делам. Пуганая ворона и куста боится. Не место красит человека, а человек - место. Маленькое дело лучше большого безделья.
- Прочитайте пословицы и определите, какие из них подходят к сказке. Объясните свой выбор. - Как вы думаете, зачем люди придумали сказку «У страха глаза велики»? (Чтобы показать, насколько смешными выглядят трусоватые люди).

- Подумайте, трусость - это, какая черта в людях? (Плохая, отрицательная).

- Подберите противоположные по смыслу слова. (Смелость, храбрость, мужество).

- Чему учит сказка «У страха глаза велики»? (Быть смелыми, уметь побеждать страх).

VI. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение сказки.


© 2010-2022