- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100
Конспект урока по математике Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нахконен О.А. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие
Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Тема: "Повторение и закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в пределах 100"
Тип урока: урок построения системы знаний.
Форма урока: урок-путешествие (с использованием ИКТ).
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки письменного приёма сложения и вычитания.
Предметные результаты:
-
Уметь складывать и вычитать примеры, записывая их в столбик.
-
Развивать навыки устного счёта.
-
Продолжать работу над задачами.
-
Вычислять периметр многоугольника.
Метапредметные результаты:
-
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
-
Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока.
-
Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
-
УУД Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, в группе, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ).
Оборудование:
-
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, выполненная в PowerPoint, рабочая тетрадь, учебник, математические «Ёлочки» для работы у доски, указка.
-
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, индивидуальный раздаточный материал.
Последовательность этапов урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Организация познавательной деятельности.
-
Рефлексия учебной деятельности.
-
Домашние задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. (Слайд 1)
Чтоб водить корабли,
Чтобы лётчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы, смекайте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика.
- Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)
- Откройте тетрадь и зафиксируйте место и время нашей встречи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в парах.
Закрепление знаний состава числа.
- Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки у вас на столах.
- Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные. (Работа в паре).
Проверка. (У доски повторяют состав чисел)
- С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17).
- Оцените свои знания состава числа. На листе самооценки, напротив названия задания «Состав чисел», раскрасьте круг. Если всё правильно- зелёным цветом, 1 - 2 ошибки - синим, больше 2 ошибок - красным.
2. Устный счёт (Слайд 2)
Дети, отгадайте, кто же живёт в математическом лесу?
- По снежку зимой бежала,
И следы всё заметала.
Рыжий мех, а хвост - краса!
Кто же это? (Лиса).
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
- Лиса и заяц приготовили для вас рассказ о себе.
Заяц собрал в лесу 14 сосулек и 13 шишек. А лиса нашла 25 сосулек и 34 шишки.
- Ребята, если мы услышим вопрос, то какое задание придумали звери для нас? (Задачу)
- Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ).
1 вопрос. Сколько всего сосулек и шишек собрал заяц? (Ответ показать на веере)
2 вопрос. Сколько всего сосулек и шишек нашла лиса?
3 вопрос. Сколько сосулек было найдено в лесу?
4 вопрос. Сколько шишек было найдено в лесу?
5 вопрос. На сколько больше шишек нашла лиса, чем заяц?
6 вопрос. На сколько меньше сосулек нашёл заяц, чем лиса?
- Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? ( Вспомнили части задачи, повторили решение задач разного вида).
- На листе самооценивания оцените свою работу с задачей.
- Сейчас порадуйте лису и зайца, посчитайте по 2, 3,4,5
ВКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ДОСКУ
- Для чего учили счёт по 2,3,4,5? (Готовимся к изучению таблицы умножения).
III. Организация познавательной деятельности.
- Лиса и заяц приготовили вам следующее задание.
Они хотят узнать, умеете ли вы, ребята, решать примеры, записывая их в столбик. (Владеете ли письменным приёмом сложения и вычитания)?
- Что для этого надо знать? (Алгоритм).
1.Задание на электронной доске.
Задание 1.
- Что надо сделать?
-На какое действие все примеры? (Сложение)
- Назовите компоненты сложения.
- Вспомните алгоритм письменного приёма сложения.
Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Читаю ответ…
- Выполните задание. (Распределить примеры по группам: правильно решены и неправильно решены)
- Запишите в тетрадь примеры с ошибками, решите их и сделайте проверку. (2 человека работает у доски)
Проверка.
- С какой целью решали примеры? (Исправить допущенные ошибки, повторить письм. приём сложения)
Задание 2.
- Что надо сделать в этом задании? (Вставить пропущенные числа)
- В тетради выполните задание.
Проверка на доске.
ВЫКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ДОСКУ
2.Самостоятельная работа в тетради.
- Примеры были на сложение.
- Назовите обратное действие. (Вычитание)
- Назовите компоненты вычитания.
- Найдите на парте конверт с примерами на вычитание, запишите и решите, используя письменный приём вычитания.
- Что для этого надо знать? (Алгоритм письменного приёма вычитания)
- Назовите алгоритм.
- Пишу…
Вычитаю единицы…
Вычитаю десятки…
Читаю ответ…
Проверка в паре. (Дети поменялись тетрадями, учитель называет правильный ответ, дети исправляют ошибки)
- У кого 1 ошибка, 2 ошибки, 3 ошибки. (Тренируйтесь в решении примеров на вычитание)
Для чего решали примеры? (Тренировать навык счёта, необходимо для дальнейшего изучения математики)
- Ребята, письменные приёмы сложения и вычитания нам знакомы? (Да)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
( Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.)
- Оцените свои навыки решения примеров на оценочном листе.
- 2 графы: +, - примеры на сложение, на вычитание.
- Посмотрите в тетради все примеры на сложение, если нет ошибок - зел.цв.,
1-2 ош. - син. цв., больше ош. - красн. цв.
- Посмотрите примеры на вычитание (аналогично)
3. Динамическая пауза.
4.Работа с учебником.
ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
А)- В математическом лесу живёт сказочный герой. Догадайтесь, кто это? Его жилище изображено в учебнике на полях на стр. 17.
- Кто же это? (Баба - Яга) (Слайд 3)
- Как называется дом Бабы - Яги? (Избушка на курьих ножках)
- Избушка не открывает дверь. Ждёт, когда хозяйка выполнит задание. Поможем? Посмотрите на избушку.
- Что надо сделать? (Собрать числа записанные на избушке так, чтобы в результате получилось число 17).
Работа в четвёрках (в группах). Пишут на листах.
- Возьмите лист на парте, запишите получившиеся выражения.
Лист вывешивается на доску, один от группы читает выражения.
Б) - Следующее задание, с которым Баба - Яга не может справиться - это №4.
Прочитайте задание. Что это? (Задача)
- Назовите условие.
- Назовите вопрос.
- Сделайте схематический чертёж к задаче.(Дети в тетрадях, 1 ученик у доски)
- С чего начнём? (Чертим отрезок)
- На сколько частей разделим отрезок? (На 3)
- Почему 3? (Папа купил 3 рулона)
- Какова длина каждого рулона? (10 м)
- Что надо узнать в задаче? (Сколько всего метров обоев купил папа?)
-Как показать вопрос на чертеже? (Дугой, которая объединяет все части, сверху знак ?)
- Запишите решение и ответ в тетрадь.
Проверка.
- Прочитайте решение.
( 10 + 10 + 10) = 30 (м)
- Какие слагаемые складывали? (10)
- По 10 сколько раз взяли? (3)
- Кто догадался, каким действием мы можем заменить сложение в данном случае? (Умножением)
Запись на доске 10 * 3 = 30 (м)
- Кто из вас знает компоненты умножения? (Компоненты умножения на слайде)
- С этим действием подробно мы будем скоро знакомиться на уроке математики.
- С какой целью решали эту задачу? (Развиваем математические способности, готовимся к изучению темы "Умножение")
- На листе самооценивания оцените своё умение работать с задачей.
(- Кто правильно сам решил - зел. цв.,
- У кого были затруднения - син. цв.,
- Кто не смог сам решить - красный.)
В) - Ребята, Баба - Яга и её кот просят вас помочь им решить Задание №6. Помогите, пожалуйста, им.
- Прочитайте задание.
- Что надо сделать? (Найти периметр каждой фигуры, длину выразить в миллиметрах)
-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон).
- Составьте план действий. (Слайд 4)
1. Измерить длину каждой стороны фигуры.
2. Записать длину каждой стороны в тетрадь.
3. Перевести см в мм
4.Найти периметр в мм. (Что такое периметр?)
- I ряд выполняет измерения и вычисления для 1 многоугольника.
- II ряд - для 2 многоугольника.
- III ряд - для 3 многоугольника.
Это задание дети выполняют в паре.
Проверка.
- Покажите на веере чему равен периметр 1 многоугольника.
- Как называется этот многоугольник? (Треугольник)
- Что знаете про треугольник?
- Покажите на веере чему равен периметр 2 многоугольника?
- Как называется этот многоугольник? (Четырёхугольник)
- Что знаете про четырёхугольник?
- Покажите на веере чему равен периметр 3 многоугольника.
- Как называется этот многоугольник? (Четырёхугольник)
- Для чего надо уметь находить периметр фигуры? (Знать матем. термины, пригодится в жизни, знать сколько метров купить плинтуса и т.д.)
-Баба - Яга и кот благодарят вас за помощь, а вы оцените свою работу по нахождению периметра на листе самооценивания.
Г) -Ещё один сказочный герой пришёл к вам, он тоже живёт в математическом лесу. Отгадайте, кто это?
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь. (Слайд 5)
- Волк предлагает вам выбрать по желанию задание, которое лежит в конверте на парте и решить его. А потом он вместе со мной проверит ваше решение в тетради.
- Посмотрите, какие задания предлагаются? (Решить уравнение или поставить скобки в выражениях).
- Выберите и решите задание.
- С какой целью выполняли это задание? (Повторить, закрепить умение решать уравнения, вычислительный навык).
IV. Рефлексия.
- Посмотрите на свой лист оценивания.
- Какие задания выполняли?
- Хорошо поработали по теме урока? Многие задания успели повторить.
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте шарики на ёлке. Если у вас больше зелёных кругов, то все шарики на ёлке будут зелёными, если больше синих кругов, то шарики будут синего цвета, больше красных кругов, значит шарики будут красными.
- Вложите оценочный лист в тетрадь.
- Вы тетради сдадите, и я посмотрю какие задания вызывали сложности у вас, и над ними мы ещё поработаем на следующих уроках.
V. Домашнее задание.
- А сейчас, запишите Д/З: стр. 17 №1 (Выполнить решение примеров, записав их в столбик), №5 (решить задачу).
- Урок закончен, спасибо всем за работу. (Слайд 8)
Литература:
-
М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1. - М..: Просвещение, 2012.
-
Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 2 класса. - М.: Просвещение, 2012.
-
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 2 класс. - М.: Просвещение, 2012..
-
Волкова С.И. и др.. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). - М.: Просвещение, 2012.
7