Проект урока русского языка Снова о ь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

гимназия №2







Проект урока по теме: « Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих

и его освоение («Снова о ь») »

Учебный предмет: русский язык








Выполнила:

учитель начальных классов

высшей категории

Паузина Оксана Владимировна







Н. Новгород

2015 год

Общие сведения о проекте

  • Русский язык

  • 3 класс

  • УМК «Гармония»

  • Соловейчик М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

  • Название раздела: И вновь о частях речи

Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение ( «Снова о ь» ) Урок № 9 в разделе. Характеристика деятельности учащихся: сравнивают слова, определяют их грамматические признаки, делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящими на конце; проверяют заключение по учебнику и выводят орфографическое правило. Убеждаются в наличии орфограммы на конце существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов. Анализируют «работу» ь, классифицируют и группируют слова; проверяют записи. Выбирают задания для выполнения, осуществляют взаимоконтроль.
Диагностический блок

  • Описание диагностики исходного уровня УУД:

Методика

«Исследование словесно-логического мышления

младших школьников»

(Э.Ф. Замбацявичене)


Оцениваемое УУД: познавательные логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос


уровень

низкий

ниже среднего

нормальный

высокий

Количество учащихся

29 уч. - 100%

13%

10%

47%

30%

Проба на внимание

(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)


Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос

уровень

низкий

средний

высокий

Количество учащихся

29 уч. - 100%

21%

56%

23 %

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата


уровень

низкий

средний

высокий

Количество учащихся

29 уч. - 100%

26%

40%

34%


  • Описание диагностики исходного уровня ЗУН учащихся по изучаемой теме:

ч,ш,ж,щ - буквы шипящих согласных; Ь - это показатель мягкости согласных, показатель неопределённой формы глагола и показатель формы глагола 2 лица ед.ч.; умеем определять грамматические признаки имен существительных

Тема урока

  • Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение


Задачи урока

  • Развитие познавательных общеучебных УУД в процессе поиска способа правописания Ь на конце им. сущ. после шипящих и на основе практических навыков правильного написания существительных с шипящими на конце на основе

работы со схемой-опорой.

  • Развитие познавательных логических УУД анализа, обобщения и классификации на основе обозначения частей речи, определении рода им. сущ. и нахождении им. сущ. с шипящими на конце слова.

  • Развитие регулятивных УУД прогнозирования на основе выбора задания по уровню сложности и определения возможных трудностей в выполнении домашнего задания до начала действий.

  • Развитие регулятивных УУД планирования на основе составления плана последовательности действий при составлении памятки правописания Ь на конце им. сущ. после букв шипящих.

  • Развитие коммуникативных УУД на основе умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности через работу в паре при выполнении задания «Исправь ошибки».

  • Развитие личностных УУД в процессе воспитания культуры общения через работу в паре.

Оборудование урока

Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, индивидуальные карточки с заданием «Исправить ошибки» для работы в паре, индивидуальные карточки для составления памятки, индивидуальные карточки с «Листом самооценки»

План урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

3. Минутка чистописания (3 мин.)

4. Постановка цели и задач урока (4 мин.)

5. Открытие способа правописания Ь на конце им. сущ. после шипящих (8 мин.)

6. Физкультминутка (1,5 мин.)

7. Первичная проверка понимания способа правописания Ь на конце им. сущ. после шипящих (5 мин.)

8. Закрепление правописания Ь на конце им. сущ. после шипящих (11 мин.)

9. Рефлексия (2,5 мин.)

10. Оценивание (2 мин.)

11.Домашнее задание (2 мин)

Ход урока


Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Теоретическое обоснование

Орг. момент

- Начинаем урок русского языка. Улыбнёмся и пожелаем удачи друг другу.

Положительный настрой на работу

Личностные УУД

Проверка домашнего задания

- Проверим домашнее задание, №501(приложение1).

Прочитайте задания, которые нужно было выполнить в домашнем задании.

- Письменный разбор частей речи запишем на доске. Это сделает ученик А.

Затем этот разбор проверит ученик Б.

- Читаем получившийся текст. Каким словом дополнили текст?

- Назовите части речи, которые встретились во втором предложении.

- Назовите главные члены предложения, которые вы подчеркнули в первом и во втором предложениях.

- Проверяем письменный разбор частей речи. С какой части речи лучше было начать разбор.

- Почему?

- Что можно сказать о выполненном разборе.

(слайд1)

Читают задания.

Ученик записывает разбор на доске.

Ученик читает текст.

- Нужно было вписать слово речь.

Ученик зачитывает второе предложение и называет части речи.

Ученик зачитывает предложения и называет главные члены.

Ученик А: - Нужно было начать разбор с им. сущ.

- Потому что им. сущ. командует им. прил.

Ученик Б зачитывает разбор им. сущ. и им. прил.

- Разбор соответствует пунктам памятки, грамматические признаки частей речи указаны верно.


Познавательные логические УУД классификация

анализ

Регулятивное УУД

планирование

Коммуникативные УУД

Регулятивное УУД

взаимоконтроль

Минутка

чистописания

На доске:

ч ь ш щ ж

- Начинаем минутку чистописания. Посмотрите на цепочку букв. Найдите лишнюю букву.

- Почему исключаем Ь?

- Какую работу в русском языке выполняет Ь?

-Что мы скажем об оставшихся буквах?

- Запишем эти буквы в тетрадь.

- Лишний здесь Ь.

Среди данных букв только Ь не обозначает звука.

- Ь - показатель мягкости согласных.

- Ь - может быть разделительным.

- Ь - в глаголах на конце слова после т,ч указывает на неопределённую форму.

- Ь - в глаголах на конце слова после ш указывает на форму 2 лица, ед. ч.

- Буквы ч,ш,щ,ж обозначают шипящие звуки.

Дети записывают буквы в тетрадь.

Познавательное логическое УУД

исключение «лишнего»

обобщение

Постановка цели и задач урока



- Какое слово в домашней работе заканчивается на шипящий согласный звук?

- Кто написал это слово без ошибок самостоятельно?

- Какие способы избежания ошибок вы могли применить?

- Работу с этим словом мы продолжим сегодня на уроке в №502 (приложение1)

- Прочитаем задание.

- Что общего в этих словах?

- Ответим на вопросы к упражнению. Тебя не удивляет их написание? С какой буквой это связано?

- Попробуем определить тему нашего урока.

- Сформулируем учебную задачу.

- Это слово-речь.

Дети поднимают руки.

- Можно было спросить у взрослых или посмотреть в словаре

Читают задание к упражнению.

- Слова речь и грач - им. сущ.

В этих словах мы на конце слова слышим шипящий звук [ч ̉].

- В слове речь на конце есть Ь, в слове грач его нет.

- Ь на конце им. сущ. после шипящих.

- Научиться писать им. сущ. с шипящими на конце слова с Ь и без него.

Познавательное логическое УУД

анализ

Коммуникативные УУД- постановка вопросов

Регулятивное УУД

целеполагание

Открытие способа правописания

Ь на конце им. сущ. после шипящих

- Давайте выясним причину различного написания им. сущ. с шипящими на конце слова. №503 (приложение 2 )

- Что объединяет все эти слова?

- Найдите признак, по которому слова объединены в группу?

- Какое обобщение вы можете сделать?

(слайд 2)

- Сегодня на уроке мы уже говорили о работе Ь в словах. Подходят ли слова из левого столбика к известным нам видам работ Ь?

- Какой вывод мы можем сделать?

- О какой форме им. сущ. Сообщает нам Ь в конце слова после шипящих?

- Как мы проверим наши выводы?

- Открываем страницу 73 (приложение 3) - Сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Возьмите листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

1. Это имя_______________________________?

2. Есть ли _____________________звук на конце слова?

3.Определяю _________________.

4. Слово стоит в ____________________форме?

5. Женский род - _______, мужской род - ______

(слайд 3)

- Все слова им. сущ. с шипящими звуками на конце слова в ед. ч.

- В левом столбике записаны слова ж.р., в правом - м.р.

- В им. сущ. ж.р. после шипящих букв надо писать Ь, а в м.р. Ь не пишется.

- Эти слова не подходит к этим видам работ.

- Ь может выполнять другую работу.

- Ь сообщает, что это им. сущ. ж.р., ед.ч., т.е. это начальная форма.

- Сравнить наши выводы и сообщение авторов учебника.

Работа в парах


Составление памятки. 1. Это имя существительное? 2. Есть ли шипящий звук на конце слова? 3.Определяю род. 4. Слово стоит в начальной форме? 5. Женский род - Ь пишу, мужской род - Ь не пишу.

Познавательное общеучебное УУД

обобщение

подведение под понятие

Личностные УУД


Познавательное

общеучебное УУД-

смысловое чтение с целью извлечения необходимой информации

Коммуникативные УУД-

планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательное общеучебное УУД-

структурирование знаний,

составление схем-опор

Физкульт

минутка

- Потрудились - отдохнуть нужно без сомненья.

Дружно быстренько встаём - выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Выполняют физкультминутку

Регулятивное УУД

саморегуляция

Первичная

проверка понимания способа правописания

Ь на конце им. сущ. после шипящих

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, сумеете ли вы написать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

- Проверим вашу работу.

(слайд 4)

Работа в парах, исправляют ошибки


Дети читают слова с комментированием ( плащ - им. сущ. м.р., значит Ь не пишем и т.д.)

Коммуникативное УУД

Познавательное логическое УУД-

анализ, построение логической цепи рассуждения

Регулятивные УУД

взаимоконтроль,

планирование- работа на основе памяток-алгоритмов

Закрепление

правописания

Ь на конце им. сущ. после шипящих

На доске записаны разноуровневые задания: 1 задание - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

2- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

3- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

-На доске задания для самостоятельной работы. Прочитайте задания и подумайте какое задание вы сможете выполнить, запишите его в тетрадь.

Задание 1

Спишите предложения с доски. Вставьте буквы.

Ландыш (ь,-) развернул п (а,о)хучую ч(а,я)шечку.

Уб (е,и)гает мыш (ь,- ) по сухим листьям.

Задание 2

Спиши предложения, добавляя слова с шипящими согласными на конце м.р. и ж.р. .

В лесу в норе живёт … . За ней охотится … .

Задание 3

Напишите предложения в соответствии со схемами. Используйте существительные с шипящими на конце м.р. и ж.р.

Какой? подлежащее сказуемое где?

Как? сказуемое подлежащее.

Дети выбирают себе задание и выполняют его.

Самопроверка по эталону.

Взаимопроверка по эталону.

Взаимопроверка.

Регулятивное УУД

прогнозирование- выбор уровня сложности задания

Познавательные общеучебные УУД-

произвольное и осознанное речевое высказывание

Регулятивные УУД-

самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка

Рефлексия

- Вы хорошо сегодня поработали.

Какую учебную задачу мы поставили себе в начале урока?

- Смогли ли мы её выполнить?

- Какой вывод мы сделали?

- Оцените свою работу, продолжив предложения

(вручает каждому учащемуся лист самооценки с заданием «Закончить предложения»)

- Я научился…..

- Я узнал…..

- Мне было интересно ….

- У меня вызвало затруднение ….

-Расскажите дома о тайнах ь, о его разных работах и трудностях написания.

- Научиться писать им. сущ. с шипящими на конце слова с Ь и без него.

- Мы смогли выполнить эту задачу, потому что мы нашли правило написания Ь в им. сущ. после шипящих.

В им. сущ. ж.р. после букв шипящих надо писать Ь, а в им. сущ. м.р. Ь не пишется.

Дети заполняют лист с самооценкой.


Регулятивные УУД-

оценка степени знаний, самооценка,

осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативное УУД

Оценивание

- Сегодня за урок получают отметки

(учитель сообщает отметки с комментированием)

Личностное УУД

Домашнее

задание

- Домашнее задание №510(приложение4)

- Прочитайте задание. Есть ли вопросы по его выполнению?

- Спасибо за работу.

Читают задание.

Регулятивное УУД

прогнозирование

Познавательное общеучебное УУД


© 2010-2022